Поздним вечером 25 декабря с.г. с космодрома Байконур осуществлен успешный запуск ракеты космического назначения "Протон-К" с разгонным блоком "ДМ" и тремя космическими аппаратами "ГЛОНАСС-М" для пополнения российской глобальной навигационной системы. Отделение спутников произошло вчера в 2 часа 50 минут, элементы конструкций раскрылись, параметры орбиты близки к расчетным, и КА взяты на управление. Пуск, который уже назван большим успехом отечественной ракетно-космической отрасли, произведен стартовой командой Роскосмоса при поддержке боевых расчетов Космических войск с пусковой установки N 24 площадки N 81.
Теперь на орбите находится 17 спутников ГЛОНАСС, а их минимальное количество для функционирования системы должно составлять 18 КА. Как известно, в уходящем году на Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ персонально утвержден генеральный конструктор всей системы ГЛОНАСС Юрий Урличич. Он будет отвечать не только за орбитальную группировку, но и за наземную аппаратуру. Наземную составляющую сегодня курируют три ведомства: Федеральное агентство по промышленности, Министерство транспорта и Роскартография.
Развитию системы должно помочь и то, что к 1 января 2007 года Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ снимает все ограничения по точности разрешения координат для гражданских потребителей.
Как заявил ранее заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны России Сергей Иванов, в национальном масштабе система ГЛОНАСС должна заработать к концу 2007 года, а в мировом - к концу 2009 года. В России в 2007 году начнут создавать аппаратуру для спутниковой навигационной системы. При этом она сможет принимать сигнал не только ГЛОНАСС, но и американской GPS, и европейской "Галилео", отметил Сергей Иванов. Эта аппаратура будет конкурентоспособна на мировом рынке.
Еще заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны России добавил, что госкомпании будут обязаны использовать такую аппаратуру, иначе не получат разрешения на выход в море либо на поднятие в воздух лайнера. Ну а "частного потребителя мы сможем убедить в преимуществе такой системы, показав, что это дешево и эффективно", заключил Сергей Иванов.
Напомним, что российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС имеет двойное назначение, то есть обеспечивает решение задач в интересах Министерства обороны РФ и гражданских потребителей. Орбитальная группировка ГЛОНАСС предназначена для предоставления услуг спутниковой навигации (определение местоположения, скорости движения, а также определение точного времени) неограниченному числу отечественных и зарубежных пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования.
Запуск первого спутника по программе ГЛОНАСС состоялся 12 октября 1982 года с помощью ракеты-носителя "Протон-К". Система была официально принята в эксплуатацию в сентябре 1993 года. Программа, как уже говорилось, предусматривает развертывание орбитальной группировки из 24 штатных космических аппаратов на круговых орбитах в трех орбитальных плоскостях по восемь аппаратов в каждой.
"ГЛОНАСС-М" - усовершенствованный вариант космических аппаратов семейства "ГЛОНАСС". Масса КА - 1.450 кг, срок активного существования - 7 лет. В настоящее время эксплуатируются аппараты "ГЛОНАСС" двух модификаций - просто "ГЛОНАСС" и модифицированные "ГЛОНАСС-М" с увеличенным до семи лет сроком работы. Разрабатываемые сейчас на НПО ПМ имени Решетнева перспективные аппараты "ГЛОНАСС-К" смогут работать на орбите в течение десяти лет.
На протяжении всего периода существования и обновления орбитальной группировки ГЛОНАСС выведение спутников "ГЛОНАСС" на орбиту осуществляется ракетой-носителем "Протон" (разработчик и изготовитель - Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева) с разгонным блоком "ДМ" (разработчик и изготовитель - РКК "Энергия").
По прогнозам специалистов, в ближайшие 10-15 лет приемники сигналов навигационных систем получат широчайшее гражданское применение - от автомобилей до наручных часов. Это огромный, многомиллиардный рынок. Россия сможет сохранить лидирующие позиции в области спутниковой навигации только за счет гарантированного предоставления навигационных сигналов армии и другим как отечественным, так и зарубежным потребителям. Это не только обеспечит национальную безопасность, но и придаст импульс социально-экономическому развитию страны.
http://www.redstar.ru/2006/12/27_12/1_01.html