Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Цивилизационное измерение мировых войн

Юрия  Киршин, Независимое военное обозрение

16.12.2006


Марксизм-ленинизм крайне упрощенно трактовал первопричины вооруженных противоборств …

Для познания общественных явлений, процессов использовались различные методы, способы и в государствах, и в идеологических системах. Так, марксизм применял формационный подход, что можно представить в виде следующих постулатов. История развивается по восходящей линии, по пути прогресса и должна рассматриваться исключительно с точки зрения "общественно-экономической формации". В истории происходит последовательная смена общественно-экономических формаций, которые отличаются друг от друга способом производства и соответствующей ему классовой структурой. Переход от одной формации к другой осуществляется революционным путем.

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МАРКСИЗМА


Марксизм по существу отказался от многовариантности исторического развития. Формационный подход обедняет историческую действительность, признает в развитии общества однолинейный процесс, а вершиной развития считает коммунизм; абсолютизирует роль материального над духовным, жестко привязан к экономическому фактору в объяснении причин войн и революций. Формационный подход предполагает, что со сменой формации устраняются все надстроечные структуры: религия, культура, наука, мораль, право, поэтому марксистские идеологи отрицали религиозные войны, не поняли войну как столкновение культур и т.д. В рамках марксистской связки "базис-надстройка" нельзя глубоко познать духовные аспекты вооруженных противоборств, военного строительства, способов ведения войн.

Теория формации возникла на европейском историческом материале, на взглядах Маркса и Энгельса, которые полагали, что только народы Западной Европы прошли исторические стадии развития. Формационный подход не позволил глубоко объяснить общественную историю народов Азии, их способ производства.

Марксизм все проблемы общественного развития рассматривает через призму классов, всю мировую историю сводит к идеологии антагонистических классов, к борьбе классов, подменяет национальные, религиозные, культурологические противоречия классовыми. Марксистские идеологи умалчивали о том, что классовая борьба ведется не постоянно, что классовые отношения развиваются в границах от антагонизма до сотрудничества, что классовое видение мира размывает национальные, культурные и религиозные границы.

Однако, например, русский философ Николай Бердяев полагал, что классовая борьба, классовые отношения не являются движущейся силой истории, что вся наша жизнь должна быть ориентирована на конкретные идеи нации и личности, а не абстрактные идеи класса, что судьба России бесконечно дороже судьбы классов, партий, доктрин и учений.

Классовый подход был основой марксистского учения о войне и армии.

С классовых позиций советские идеологи оценивали источники победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами в Великой Отечественной войне, только с классовых позиций переосмысливали историю России и писали военную историю СССР.

Классовый подход был у марксистов к морали. Ленин считал, что для коммунистов морально все, что помогает их интересам борьбы за диктатуру пролетариата, что в политике нет морали, а есть целесообразность. Марксизм отрицал общественную мораль, ему были чужды вне классового подхода гуманизм, нравственность. Энгельс писал, что мораль всегда была классовой. Поэтому оценка справедливости (несправедливости) войн осуществлялась с точки зрения пролетариата, социализма, национально-освободительного движения. Марксизм не мог даже поставить вопрос о законности, справедливости, нравственности ряда средств и способов ведения войны, которые использовали некоторые советские политики и стратеги для защиты своего государства.

В Советском Союзе вне морально-политической оценки оставались военная идеология, военная политика, военная доктрина, итоги и последствия войн, а также взаимосвязь войн и революций.

Распад Советского Союза, образование Российской Федерации и курс на ее демократическое развитие, кризис марксистской идеологии привели к ликвидации монополии на формационный подход. Было расчищено место для новых методов познания общественных явлений и процессов. С конца 80-х - начала 90-х годов прошлого столетия в России начал успешно практиковаться цивилизационный подход, получивший популярность у философов, историков, политологов и социологов для оценки прошлого, настоящего и будущего.

НЕСТАБИЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ


Цивилизационный подход предполагает анализировать общественные процессы, всемирную историю через призму зарождения, развития и гибели локальных цивилизаций.

История человечества, всемирная история - это история локальных цивилизаций. Локальная цивилизация - это крупная социальная общность, крупномасштабное устройство в мировом сообществе, способ жизнедеятельности общества, целостная система, включающая в себя религию, культуру, традиции, философию, науку, мораль, правовые нормы, способы мышления, образ жизни, систему взаимоотношения с природой; политическую, экономическую и социальную подсистемы. Локальная цивилизация является самой широкой сферой, с которой человек себя идентифицирует.

Ученые по-разному оценивают количество локальных цивилизаций. Автор данной статьи исходит из того, что в настоящее время существуют китайская, индийская, западноевропейская (евроатлантическая), православная (восточноевропейская), исламская, латиноамериканская, африканская и японская цивилизации.

Религия - определяющий структурообразующий фактор каждой локальной цивилизации. Например, буддизм, даосизм, конфуцианство являются образующим фактором китайской цивилизации; синтоизм - японской цивилизации. На формирование и развитие локальных цивилизаций оказывают влияние и другие ее компоненты: культура, традиции и др.

Каждая локальная цивилизация занимает определенное географическое пространство, на котором могут располагаться империи, государства, диаспоры. Оно может также включать и районы других цивилизаций, на которые тем не менее оказывают существенное влияние нормы, ценности основной локальной цивилизации на данной территории. Локальные цивилизации развиваются по собственным закономерностям, которые не присущи социальным группам, нациям, государствам.

Локальные цивилизации (кроме японской) не имеют четких границ. Границы цивилизаций перекрывают государственные границы или границы религиозных единиц. Между локальными цивилизациями существуют разнообразные связи, контакты - от соперничества, конфликтов, войн до взаимопонимания, мирового сосуществования, сотрудничества, дружбы.

Цивилизационная карта планеты включает в себя лимитрофы - промежуточное пространство между локальными цивилизациями и государствами различных цивилизаций.

Цивилизационная структура мирового сообщества не является стабильной, постоянной. Она подвержена социальным напряженностям, войнам, революциям, на территориях локальных цивилизаций изменяются границы, происходят крупные миграционные движения.

Опыт всемирной военной истории свидетельствует, что на территории локальных цивилизаций происходили вооруженные противоборства, которые в большей или меньшей мере имели цивилизационный характер: войны внутри государств локальных цивилизаций; войны между государствами внутри локальных цивилизаций; войны между государствами различных локальных цивилизаций; колониальные войны; национально-освободительные войны; мировые войны.

Цивилизационный подход, анализ общественных процессов через призму локальных цивилизаций обеспечивают более полное и глубокое познание сущности, причин межгосударственных и внутригосударственных войн, их морально-политический характер, расстановку политических сил, способы вооруженной и невоенных форм борьбы; политические, социальные, экономические, духовные и экологические последствия всех видов войн.

МОЛИТВЫ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ


При изучении истории двух мировых войн, их сущности, причин, итогов и последствий большинство советских историков все сводили к политическим, классовым, экономическим, дипломатическим и военным факторам. Хотя, например, опять-таки Николай Бердяев уже обратил внимание на цивилизационный характер Первой мировой войны. Он понял, что на нее надо смотреть через призму борьбы различных культур, этносов, религий, морали, права, через противоречия между государствами, принадлежащими к различным локальным цивилизациям. По мнению Бердяева, это была духовная война славянской и германской рас. В ней расовые, национальные и религиозные факторы оказались могущественнее факторов социальных и классовых. Мировая война была не только столкновением вооруженных сил, но и борьбой восточного и западного христианства, она обострила славянские вопросы, вопрос о мировом устройстве.

Вторая мировая война - это война не только Советского Союза с нацистской Германией, но и война с фашизмом западных демократий. Президент США Франклин Рузвельт считал, что начавшееся в 1939 году вооруженное противоборство имеет цивилизационный характер. В мае 1941-го он заявил, что мир разделился на две большие части - на языческое варварство и христианский идеал; что мы (Соединенные Штаты Америки) не принимаем нацистского образа жизни и не допустим его у себя; мы защищаем не только демократию, но и христианские ценности. Свободу каждого человека верить в Бога. Зная негативное отношение коммунистов к Русской Православной Церкви, Рузвельт в годы войны обратился через посла США в Москве Аверелла Гарримана к Сталину с просьбой вести по отношению к РПЦ менее жесткую политику.

В 1914-1918 и в 1939-1945 годах боевые действия проходили на территориях многих цивилизаций. В период Первой мировой православная Россия сражалась с Германией и Австро-Венгрией, которые представляли западноевропейскую цивилизацию. Вместе с тем тогда же католические Франция и Италия, протестантская Великобритания воевали против протестанско-католической Германии и католической Австро-Венгрии. На стороне последних выступили мусульманская Турция и православная Болгария. В свою очередь, мусульмане английских и французских колоний входили в состав войск Антанты. Во Второй мировой войне участвовали государства западноевропейской, православной, китайской, японской, индийской, латиноамериканской, исламской и африканской цивилизаций.

Одну из основных причин войны, вспыхнувшей 1 августа 1914 года, Бердяев видел в борьбе в мировой истории Германии и России за преобладание своего духа. Философ считал, что цель этой войны - отстоять и сохранить святое православие.

Впрочем, действия обоих противостоящих сторон тогда были освящены религией, церквями. Христианское и нехристианское духовенство в воюющих коалициях призывало кару на армии врагов. Французские католики молились за божье покровительство своим войскам, разъясняли, что принципы ведения войны Германией противоречат христианству. Тогда как немецкие католики доказывали, что германские войска не допускают никаких зверств. Кайзер Вильгельм II пугал немцев угрозой православия, возбуждал мусульман против соперников его рейха, стремился поощрять панисламистов, использовать их против Англии и России.

Для достижения политических целей накануне мировой войны Австро-Венгрия разжигала религиозные и культурологические конфликты среди балканских народов. Католики и протестанты Германии считали участие Германии в Первой мировой войне справедливым, так как эта война высшей культуры против низшей.

Марксистские идеологи оценивали войны с классовых позиций. Маркс и Энгельс считали войну справедливой, если она ускоряет революцию. Той же точки зрения придерживался Ленин. Он выдвинул лозунг: превратить империалистическую войну в гражданскую. А вот русский марксист Георгий Плеханов оценил участие в Первой мировой войне России не с классовых, а с моральных позиций. Он занял патриотическую позицию и предложил поднять народ на справедливую войну с Германией.

Но, разумеется, не только религиозными соображениями руководствовались правящие круги воюющих государств и даже церковные деятели. Так, перед Первой мировой войной Ватикан вынашивал планы укрепления монархии Габсбургов после окончания сражений на Европейском континенте. Едва война началась, униатский архиепископ Шептицкий предлагал императору Австро-Венгрии Францу Иосифу создать "великоукраинское гетманство" во главе с австрийским эрцгерцогом и украинским патриархом. Он мечтал в случае поражения России отторгнуть от нее Украину, стать патриархом католико-православной церкви.

Папа Римский Пий XII (1939-1958) считал причинами Второй мировой войны борьбу за справедливое распределение богатств, которыми Бог одарил людей; попытки осуществить дехристианизацию, отказ следовать моральным нормам католицизма. Главное, по мнению главы Ватикана, - это защита интересов католической церкви. Вот почему, когда правительства Франции и Англии обратились к Пию XII с призывом объявить Германию агрессором, он отказался, заявив, что Ватикан не может непосредственно вмешиваться в международную политику. При этом в 1940 году в том же Ватикане родился план создания католической монархии в составе Австрии, Венгрии и Баварии.

США и Великобритания преследовали главным образом три цели: разгромить нацистскую Германию, фашистскую Италию и милитаристскую Японию; защитить демократию; защитить христианские ценности и идеалы.

Руководители гитлеровской Германии накануне и в годы Второй мировой войны также учитывали религиозный и культурологический фактор. После захвата Польши они стремились ликвидировать католическую церковь и все следы польской культуры. С этой целью было уничтожено более 10 тыс. священников, 17 тыс. монахов, закрыты тысячи приходов.

Перед нападением на Советский Союз правители Третьего рейха надеялись, что в борьбе с большевиками союзником Германии может стать Русская Православная Церковь, особенно православные иерархи на Украине, в Прибалтике и Белоруссии, которые объявили о своем намерении организовать независимые от Москвы церковные организации.

В годы Великой Отечественной в оказавшихся под пятой агрессоров республиках и областях СССР религиозным организациям запрещалось заниматься политикой, вмешиваться в деятельность оккупационной власти, их стремились разделить по национальным и территориальным признакам. Гитлеровцы пытались провозгласить автокефалию православия на Украине. Серьезное внимание в Берлине уделяли мусульманским народам Советского Союза. Нацисты стремились сформировать в отдельных слоях населения антирусские и антисоветские настроения, привлечь в свои войска мусульманское население.

Великая Отечественная война была войной не только в защиту сталинского тоталитарного социализма, его политической и экономической систем, марксистской идеологии. Это была война и в защиту ослабленной православной России, ее культуры, традиций, образа жизни. Сталин понял, что спасти страну на идеях социализма нельзя, поэтому он был вынужден обратиться к ценностям дореволюционной России. Он стал опираться на военные традиции русской армии, пошел на либерализацию религии, церкви. Поэтому Великая Отечественная война также имела в определенной мере и цивилизационный характер.

ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР


Накануне и в ходе мировых войн на базе культурной, религиозной и национальной идентичности создавались политические и военные союзы и коалиции между государствами внутри локальных цивилизаций, а также между государствами разных локальных цивилизаций.

Проводя активную внешнюю политику, правящие круги Австро-Венгрии, опиравшиеся на Католическую Церковь, в 1908 году решились на аннексию Боснии и Герцеговины. Этот шаг Вены поддержал Берлин и существовавшая тогда в Германии Католическая партия центра. В Албании проживали католики, мусульмане и православные. Первые находились под протекторатом Австро-Венгрии, и Вена разжигала рознь между ними и мусульманами. Попутно она стремилась укрепить влияние католицизма в Болгарии, осуществить переход болгарской церкви в униатство. Австро-Венгрия притязала на протекторат над католиками в Черногории.

Однако в период Первой мировой войны австрийцы для борьбы с сербскими партизанами использовали албанцев-мусульман. При помощи албанских политиков были привлечены "добровольческие" элементы для формирования мусульманских боснийско-герцеговинских полков.

В свою очередь, католическая элита Германии стремилась не допустить участия Италии в войне на стороне Антанты. Младотурки объявили джихад с целью вовлечь в войну против держав Согласия арабов и другие исповедующие ислам народы. Они убеждали мусульман, чтобы они воевали с Россией, Англией и Францией на стороне Германии, Австро-Венгрии и Турции.

В Германии был создан Панисламский центр, который имел агентуру в Турции, Ираке и России, где проживали мусульмане. В Турции имелась организация "Формирование особого назначения" с целью пропаганды панисламизма и пантюркизма на Кавказе, в Крыму и Средней Азии. В годы Первой мировой готовились мусульманские восстания на юге России.

Но вместе с тем в 1915-1916 годах было достигнуто соглашение между англичанами и правителем Мекки Хусейном об участии арабов в мировой войне на стороне Великобритании. Хусейн обязался поднять восстание против Турции.

Когда в 1914 году в Ватикане состоялись выборы нового папы римского, соперничающие государства стремились повлиять на их результат. В Париже, например, считали, что надо создать блок кардиналов Англии, Франции, Бельгии и Испании, который изберет главой Католической Церкви того, кто желателен Антанте. Австро-Венгрия и Германия тоже пытались влиять на конклав, опираясь на кардиналов своих стран.

В декабре 1939 года Папа Пий XII стремился примирить Германию с западными демократиями и направить объединенные силы Западной и Центральной Европы против Советского Союза.

Перед началом Второй мировой войны Германия и Италия хотели привлечь на свою сторону мусульман британских и французских колоний. Муссолини, в частности, стремился использовать в интересах итальянского фашизма национально-освободительную борьбу народов Египта, Судана, Чада.

В 1941 году после захвата Югославии вермахтом и армиями сателлитов нацистской Германии было создано независимое государство в католической Хорватии во главе с Анте Павеличем. Его войска вместе с оккупантами уничтожали православных сербов, разрушали православные церкви или превращали их в католические храмы. 30% православных были насильственно обращены в католиков.

Использовал религиозный фактор и небезызвестный генерал Андрей Власов. Он стремился привлечь на свою сторону православное духовенство, присутствовал на пасхальных службах. Поддержавшие власовскую Русскую освободительную армию священники благословляли части РОА на борьбу с большевизмом, призывая на помощь великих заступников земли русской - апостола Андрея Первозванного и великомученика Георгия Победоносца.

Этнорелигиозному фактору уделяли большое внимание лидеры нацистской Германии. Гитлер рассматривал Турцию как защитницу тюркских народов на Кавказе, поэтому среди населения Третьего рейха пропагандировались добрые отношения с этой страной.

В 1930-е годы формировалась японская гегемонистская идеология, в которой утверждалось, что японцы божественная раса, весь остальной мир состоит из варваров, поэтому священным правом Страны восходящего солнца является завоевание господства над ним. Синтоизм превратился в агрессивную общенациональную религию. В 1942 году в Японии была создана "Религиозная ассоциация по развитию Азии", ставившая своей задачей сотрудничество с правительством в духовном колониальном "освоении" захваченных территорий.

Япония стремилась стимулировать борьбу азиатских народов против США и Китая. В 1943 году в Токио прошел съезд представителей оккупированных японскими вооруженными силами стран. На нем была принята декларация о "Взаимной помощи и дружбе". Главная идея декларации - "Азия для азиатов".

***


После окончания Великой Отечественной войны политики, идеологи, историки в СССР определили источники великой победы: мудрое руководство Сталина, Коммунистической партии, социализм, советский государственный и общественный строй, марксистско-ленинская идеология. Зато остались вне поля зрения цивилизационные факторы: православие, ислам, русская культура, традиции русской армии... На самом деле народы СССР защищали от коричневой чумы не только социалистическое Отечество, но и Отечество верующих православных, мусульман, буддистов, Отечество своих предков.

http://nvo.ng.ru/concepts/2006-12-15/4_wars.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме