itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Генералы верстают новую военную доктрину

Избран девиз - "Беречь людей"

0
188
Время на чтение 13 минут
Из конфиденциальных источников "НВО" стало известно, что в Минобороны РФ началась работа над новой военной доктриной, которую планируется завершить в 2007 году. О том, каким требованиям должен отвечать этот документ, размышляет известный ученый, специалист в сфере строительства Вооруженных сил. Публикуя его статью, редакция приглашает читателей к серьезному разговору по данной теме.

Военная доктрина государств принимается на определенный период, который обусловлен внутренними и внешними условиями. С изменением политической и стратегической обстановки в нее вносятся коррективы и дополнения.

В 1993 году были утверждены Основные положения военной доктрины РФ, а в 2002 году Россия обрела и полноценную военную доктрину. В политическом отношении эти документы предназначались для обеспечения военной безопасности в переходный период от авторитарного социализма к демократическому правовому государству с рыночной экономикой.


Увязка с военной идеологией


Чтобы выработать новую военную доктрину, целесообразно выяснить ее соотношение, взаимосвязи с разрабатываемой в настоящее время военной идеологией РФ. Военная доктрина как духовное явление - составная часть и ядро военной идеологии, которая также является духовной структурой. Как известно, военная идеология включает в себя принципиальные взгляды государства на проблемы войны и мира, армии и военной безопасности, поэтому она по своему содержанию намного шире военной доктрины и выполняет по отношению к ней мировоззренческую и методологическую функцию.

Военная доктрина - это концентрированное выражение военной идеологии, ее идей, принципов, теорий, концепций, всей научной и законодательной базы, которые ориентированы на определенные сроки, на настоящую и перспективную обстановку. Она берет из военной идеологии заключения, выводы, принципы, рекомендации.

На этом выработка военной доктрины не заканчивается, начинается самый ответственный, самый творческий процесс. Идеям, теоретическим знаниям надо придать практическую направленность, определить, кому, что и как делать.

При анализе военно-политической и военно-стратегической обстановки возможны различные выводы, оценки, различные варианты в определении паритета внутренних и внешних угроз, в подготовке страны к обороне, в строительстве Вооруженных сил, в способах ведения войны, в определении союзников. Из множества вариантов необходимо избрать единственно правильные, а это уже политическое и военное искусство. Теоретические знания, привязанные к конкретной обстановке, к конкретным практическим задачам, к возможностям государства, к конкретным временным срокам - это уже новые взгляды и знания, это и есть инновационная военная доктрина - доктрина национальная, самобытная, учитывающая менталитет россиян, российский категориальный аппарат.

Выработанная военная доктрина вносит большой вклад во внутреннюю стабильность в государстве, в обеспечение внешней военной безопасности, а в случае агрессии - ее успешное отражение. Военная доктрина может оказывать обратное влияние на военную идеологию, ставя перед ней проблемы, вносит в нее коррективы, углублять ее содержание.

В РФ разработка военной идеологии не закончена, что влияет на особенности развития военной доктрины. Практическая суть военной доктрины не может "ждать", пока в военной идеологии будет разработана та или иная проблема. Поэтому военная доктрина может и в данном случае должна опережать военную идеологию. Решение некоторых проблем может осуществляться в РФ одновременно.

Ранее - в Основах военной доктрины РФ и военной доктрине 2002 года - при определении военных угроз, при раскрытии принципов и содержания обеспечения военной безопасности, при указании на необходимость помощи союзникам, при постановке задач Вооруженным силам не были указаны конкретные союзники в различных видах войн. Это тем более важно, что в одних видах войн РФ может действовать совместно с тем или иным государством, а в других - это государство может оказаться по другую сторону баррикад.

И главное - без определения реальных и потенциальных союзников невозможно определить военные угрозы для РФ, невозможно принимать конкретные совместные меры с другими государствами по предотвращению войн, террористических акций, наконец, нельзя целеустремленно готовить страну и Вооруженные силы к отражению агрессии.

РФ необходимо в рамках военной идеологии иметь четкую концепцию союзнической политики. В концепции должны быть определены критерии возможных союзнических связей в отношении демократических, тоталитарных (диктаторских), авторитарных государств; государств миролюбивых и агрессивных; государств различных локальных цивилизаций (западноевропейской, китайской, индийской, исламской, японской, африканской и латиноамериканской). Важно в связи с этим определить во всех видах войн возможные варианты смешанных коалиций, возможную расстановку политических сил.

Не менее важно выработать критерии выбора союзников с учетом ядерных вооружений государств: официально признанные ядерные государства; непризнанные ядерные государства, открыто заявившие о наличии ядерного оружия (Индия, Пакистан); государства, обладающие ядерным оружием, но официально в этом не признающиеся (Израиль); государства без ядерного статуса, но желающие приобрести его (КНДР, Иран); государства, не имеющие ядерного статуса, но способные создать ядерное оружие (Аргентина, Бразилия, Республика Корея и др.); "негосударственные актеры" (международные и национальные террористические организации).

Выбор союзников для РФ во многом будет зависеть от создания новой модели взаимодействия РФ и США в ядерной сфере; от вовлечения Великобритании, Франции и КНР в режим контроля над ядерными вооружениями; от вовлечения Индии, Пакистана и Израиля де-факто в число участников режима контроля над ядерными вооружениями; от предотвращения доступа КНДР и Ирана к ядерному оружию.

По нашему мнению, при разработке концепции союзнической политики РФ по всем политическим и стратегическим азимутам целесообразно руководствоваться следующими принципами: защита в союзах своих национальных интересов с обязательным учетом интересов других стран; сочетание прагматизма, законности и морали; противодействие в союзах гегемонистской политике других государств; невмешательство во внутренние дела других государств; в отношениях с другими государствами учитывать, насколько распространены в них демократические ценности; недопущение в РФ "губернского" мышления в отношении малых государств на постсоветском пространстве; в союзах укреплять и развивать демократические ценности; укреплять и развивать отношения с НАТО, стремиться к тому, чтобы эта организация изменила свои функции, стала подлинным инструментом миротворчества и стабильности; внутри РФ противодействовать лжепатриотическим движениям в формировании ложного "образа врага"; способствовать формированию контроля общественности над военной политикой в союзах и коалициях; участвовать в смешанных коалициях; устанавливать более тесные контакты с мусульманскими государствами с целью совместной борьбы против международного терроризма.

Теоретическая концепция союзнической политики РФ позволит политикам и стратегам творчески разрабатывать союзническую составляющую новой военной доктрины.

Примат политики над стратегией


В военной доктрине 2000 года нарушен принцип примата политики над военной стратегией. Военные угрозы во многом не соответствуют формирующемуся мировому порядку, международной политической обстановке.

Оценка международной военно-политической обстановки предполагает выявить: структуру мирового порядка, тенденции и перспективы развития демократических, тоталитарных и авторитарных государств, включая социалистические, перспективы развития глобализма и антиглобалистических сил, их стратегические проблемы; центры силы в мировом порядке, их политические и стратегические цели; политические и стратегические аспекты геополитических процессов; характер и направление миграционных процессов, их политические и стратегические последствия; последствия глобальной гегемонистской политики США; государства и другие политические силы, стремящиеся добиться господства в регионах, союзах и коалициях.

В современных условиях нельзя глубоко оценить военно-политическую обстановку без анализа международной религиозной ситуации. Главное в анализе - определить характер противоречий между конфессиями, возможность перерастания противоречий в конфликты, выявить экстремистские религиозные организации.

В существующей военной доктрине отсутствует политическая классификация современных войн, не указаны политические и стратегические цели воюющих сторон во всех видах войн.

Непонятно, почему в разделе "Военно-стратегические основы", а не в разделе "Военно-политические основы" дана классификация войн по морально-политическому критерию на справедливые и несправедливые.

Ведя речь о войнах справедливых и несправедливых, надо иметь в виду, что при справедливых политических целях вооруженных противоборств могут использоваться неадекватные средства - несправедливые, аморальные и незаконные действия. Поэтому в новой военной доктрине необходимо указать: РФ будет участвовать только в справедливых войнах и вооруженных конфликтах; для достижения справедливых целей будут использоваться только законные, моральные средства и способы.

Современные войны ведутся с помощью не только вооруженной борьбы. В них используются невоенные формы. Назрела необходимость в том, чтобы в военной идеологии разработать критерии справедливого (несправедливого) участия воюющих сторон в экономической, дипломатической, информационной формах борьбы.

В разделе "Военно-стратегические основы" определены общие черты современных войн, но они сведены в основном к стратегическим чертам, особенностям. Что касается политических особенностей войн, то они в военной доктрине не раскрыты вообще.

Ныне обсуждается вопрос об асимметричных способах ведения вооруженной борьбы. На наш взгляд, при разработке военной идеологии и военной доктрины целесообразно широко использовать асимметричный подход при политических, экономических, дипломатических, научно-технических и информационных формах борьбы во всех видах войн.

В новой военной доктрине принцип примата политики над военной стратегией должен быть соблюден при определении внутренней и внешней функции Российской армии.

Многие названные угрозы и в Основах военной доктрины РФ, и в военной доктрине 2002 года носят абстрактный характер: неясно, какую конкретную опасность они представляют для России. Указывать в доктрине угрозу только как субъект, процесс, явление - явно недостаточно. В угрозе должны быть указаны политические, стратегические цели, возможные их достижения, политические, военные, экономические и идейно-духовные возможности агрессора. Только после получения такой информации можно наметить конкретные мероприятия для государства, Вооруженных сил по нейтрализации угроз, по отражению агрессии.

Документы 1993 и 2002 годов в недостаточной мере проникнуты демократическими ценностями, их ролью в обеспечении военной безопасности. Это обусловлено во многом неразработанностью в военной идеологии таких проблем, как демократия - военное строительство, демократия - война, демократия - борьба с международным терроризмом. Политическое содержание военной доктрины значительно улучшится, если она будет создаваться на основе следующей информации: сравнительный анализ войн демократических, тоталитарных и авторитарных государств; особенности военного строительства и войн демократий; преимущества демократических режимов в комплектовании и организационной структуре вооруженных сил, в развитии военных наук и военного искусства, в достижении баланса между миролюбием и обеспечении военной безопасности, в гармонии между политикой и военной стратегией.

Есть все основания для того, чтобы новая военная доктрина была проникнута оптимизмом. Россия способна обеспечить защиту демократических ценностей, успешно отразить агрессию и вести борьбу с международным терроризмом. Она способна в годы войны сохранить демократическое устройство, духовные демократические ценности при разумном их ограничении.

Невыученные уроки


При разработке новой военной доктрины нельзя обойтись без учета опыта прошлого. Но как это сделать?

Например, в период подготовки к празднованию 60-летия Победы и после него некоторые политики, военачальники призывали руководство РФ, Министерство обороны непосредственно использовать опыт Великой Отечественной войны для подготовки Российской армии. Безусловно, кое-что из опыта 1941-1945 годов можно взять напрямую. Однако это узкий, ограниченный подход к извлечению уроков из позитивных и негативных событий, действий, явлений, для разработки новой военной доктрины. После Победы над фашистской Германией прошло более шестидесяти лет. Один из главных уроков для демократической России состоит в том, чтобы осмыслить Великую Отечественную в неразрывной связи с европейской и всемирной историей второй половины ХХ века.

Извлекать уроки надо не просто для России, а для новой России - демократического, правового государства с рыночной экономикой. Это уже принципиально новые уроки, которые отличаются от того, что ставилось во главу угла в предыдущий исторический период.

После окончания войны образовался новый мировой порядок, с новыми вызовами и угрозами, началась холодная война, затем распался Советский Союз. В 1991-1992 годах в нашей стране произошла демократическая революция, образовалась Российская Федерация, сформировалась Российская армия, которая участвовала в двух чеченских кампаниях, в событиях в других горячих точках. (Кстати, разработка новой военной доктрины невозможна и без извлечения уроков из ошибок, совершенных при проведении военной реформы в 1990-2000-е годы.)

Все эти события наложили огромный отпечаток на изучение опыта Великой Отечественной войны. В целом оно стало более углубленным, но останавливаться на достигнутом рано.

Извлекать уроки из Великой Отечественной для РФ нельзя вне истории Второй мировой войны в целом. Ее последствия до сих пор органически присутствуют в мировой и региональной политике, до сих пор ощущаются многими народами, в том числе на постсоветском пространстве.

Во Второй мировой войне активно участвовали такие демократические государства, как США и Великобритания. При разработке военной доктрины РФ важно знать их опыт в достижении успехов при сохранении демократических ценностей в годы вооруженной борьбы (несмотря на некоторое ограничение демократии), в эффективном использовании в ту пору рыночной экономики.

После окончания войны в Советском Союзе извлечение уроков из нее допускалось в интересах диктатуры КПСС, успешного ведения Корейской войны, холодной войны, подготовки к возможной мировой ядерной войне, расширения социалистического пространства. Укрепление тоталитарной и авторитарной власти стало бы невозможно, если бы были обнародованы цифры истинных потерь СССР в Великой Отечественной войне; документы августовского сговора 1939 года с фашистской Германией; данные о подлинных масштабах катастрофы 1941-1942 годов.

В отношении европейских стран народной демократии использовался опыт большевиков 1918-1941 годов. Кремлевское руководство внедряло в эти страны советскую военную идеологию, марксистские взгляды на войну и армию. Из этого опыта военно-политическое руководство демократической России в интересах новой военной доктрины также должно сегодня извлечь уроки: осудить гегемонистскую концепцию мировой социалистической революции с применением военных и невоенных средств, не использовать распространение демократии насильственным путем.

По своему духу, содержанию новая военная доктрина предполагает разрыв с марксистскими взглядами по вопросам войны и мира, с военной идеологией Советского государства.

В СССР опыт Великой Отечественной использовался прагматично, дифференцированно, в ограниченных масштабах. Только после победы демократической революции в России многие уроки той войны должны быть востребованы. В переходный период они не могли быть полностью отражены в документах 1993 и 2002 годов.

Кроме того, в интересах разработки новой военной доктрины необходимо иметь в виду, что западные демократии - это не только справедливые, но и несправедливые войны, колониальные и захватнические. США в недалеком прошлом совершили агрессию в Ираке. Из этого российская демократия должна сделать выводы и извлечь уроки. Во-первых, Запад испытывает кризис в сферах войны и мира. Молодые демократии, в том числе российская, не должны повторять его ошибки. Во-вторых, вышеназванный кризис является частью общего морального кризиса западных демократий, поэтому назрела необходимость в ее модернизации. В-третьих, молодые демократии, включая РФ, которые допустили значительно меньше ошибок, чем Запад, могут стать лидерами в развитии военной культуры в демократическом обществе. На это должна быть ориентирована новая военная доктрина РФ.

И еще один важный урок, который необходимо извлечь, - история РФ должна быть правдивой.

Будущее не может существовать без исторической правды. Военная культура России не способна успешно развиваться без правдивой, объективно описанной истории Гражданской войны, предвоенного периода, Великой Отечественной войны, ее последствий, холодной войны. Создав правдивую историю России, ее военную составляющую, россияне определят свою судьбу, судьбу своих потомков.

В настоящее время в РФ нет правдивой исторической науки и ее составляющей.

Написание истории РФ необходимо начинать с создания ее концепции, а в рамках военной идеологии - с создания концепции военной истории РФ.

Создание правдивой военной истории России предполагает осуждение ленинско-сталинско-хрущевского и брежневского подходов к оценке военной истории СССР. Советские идеологи с большевистских классовых, с тоталитарных и авторитарных позиций во многом исказили историю страны до и после 1917 года.

Концепция предполагает: переосмысление многих узловых исторических событий, фактов, процессов в свете последующей истории с учетом новых явлений, опыта холодной войны, демократической революции; выявление в результате нового опыта скрытых ранее фактов в деятельности политического и военного руководства; переоценку в исторической ретроспективе места и значения революционных процессов, ведущихся войн.

При создании концепции, описании конкретных событий надо иметь в виду, что многие явления, события не могли быть познаны вследствие классового большевистского мировоззрения, марксисткой военной идеологии; в результате отсутствия статистики, засекречивания фактических данных. Классовое большевистское мировоззрение не позволило создать теорию начального периода войны, стратегической обороны, концепции союзнических отношений с демократическими государствами, концепции защиты многомиллионного населения на оккупированных территориях. Марксистская идеология оказалась неспособной понять авантюрную концепцию мировой социалистической революции и теоретически предугадать, что тоталитарный социализм как система имеет весьма ограниченные исторические хронологические рамки.

При создании концепции военной истории РФ, при описании конкретных событий целесообразно учесть два обстоятельства. Во-первых, необходимо исходить из принципов ответственности и справедливости, здравого смысла, самоочищения, примирения и покаяния. Ни в коем случае нельзя допустить фальсификации военной истории в конъюнктурных политических целях. Во-вторых, переосмысление военной истории дореволюционной России, Советского Союза может затянуться на многие десятилетия. Этого допустить нельзя. Ошибочные положения в военно-исторической науке могут нанести громадный ущерб в военном строительстве, в воспитании личного состава Российской армии.

Написание правдивой военной истории окажет благоприятное воздействие на формирование новой военной идеологии, новой военной доктрины и военных доктрин будущих десятилетий.

Человеческое измерение


Сталинский тоталитарный режим не создал военную культуру с "человеческим лицом". Немногого добился в этом и авторитарный социалистический режим. Социализм провозгласил человека в обществе высшей социальной ценностью. Советская военная доктрина предвоенных лет правильно ориентировала на достижение побед малой кровью. Однако при тоталитарном, да и при авторитарном режимах это не могло в полной мере стать реальностью. Общечеловеческий фактор все-таки был вытеснен на периферию социальной жизни.

Новая военная доктрина должна иметь человеческое измерение с обязательным соблюдением прав военнослужащих на жизнь и охрану здоровья в военное и мирное время. Девиз "Беречь людей" должен пронизывать все ее содержание, весь дух. Военная доктрина не приемлет репрессии в отношении своих войск в военном строительстве и при ведении войн.

После окончания Гражданской войны бывший главнокомандующий Вооруженными силами республики Иоаким Вацетис написал книгу "О военной доктрине будущего". Последняя глава книги называлась "Военная доктрина и этика войны". В ней говорилось, что "военная доктрина должна заняться этикой войны", она "должна ввести в кодекс своих поучений также и этику современной войны". Заветная мечта Вацетиса не могла осуществиться ни при тоталитарном, ни при авторитарном социализме. Но мечта полководца и военного теоретика должна сбыться в молодой демократической России. Моральная составляющая должна стать составной частью новой военной доктрины, что предполагает ее нравственную оценку, сочетание прагматизма и морали, достижение гармонии в политике и стратегии, гармонии между целями, средствами и результатами.

Необходимо отказаться в военной идеологии и военной доктрине о их несовместимости с гуманизмом. Гуманистический аспект военной доктрины включает в себя: ориентацию на достижение успехов в войне, сражениях и боях при минимальных потерях; гуманистические качества тех, кто разрабатывает и реализует на практике взгляды и идеи. Гуманизмом должны быть проникнуты политическое содержание и военно-стратегический характер войн.

http://nvo.ng.ru/concepts/2006-08-25/5_generals.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрия Киршин
Цивилизационное измерение мировых войн
Марксизм-ленинизм крайне упрощенно трактовал первопричины вооруженных противоборств
16.12.2006
Основа - марксизм-ленинизм. А также троцкизм и сталинизм
На чем строилась советская военная идеология 1917-1941 годов
25.08.2005
Все статьи Юрия Киршин
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31