по военно-церковным делам выступил с речью
епископ Томский Анатолий, который к удивлению
всех, всю вину в разложении и гибели России
приписал Армии и военному духовенству
Речь (экспромт) Главного священника Сибирской отдельной Армии протоиерея Алексея Русецкого, сказанная 22 ноября в г. Томске на Соборном Совещании Сибирских и Приволжских архипастырей и членов Всероссийского Церковного Собора.
Ваше Высокопреосвященство,
Богомудрые архипастыри, всечестные отцы и братие!
Огульное обвинение действующей Армии и всех военных священников в том, что они повинны в гибели и разложении России из уст члена Всероссийского Церковного Собора, Архипастыря Русской Церкви, епископа Томского и Алтайского Анатолия, в таком высоком собрании, как Сибирский Священный Собор и в такой исторический момент, когда вся мыслящая Сибирь и часть освобожденной от большевизма России смотрят с упованием на Собор и ждут услышать слова любви и мира, ждут от него того целебного бальзама, который один только и может уврачевать больную тяжко Россию, ударило в самое сердце нас - военных священников и отзовется долгой тупой болью в сердце русского воинства. Ибо в этот момент, когда нервная система всего русского народа напряжена до крайности, когда истекающая кровью мать Родина требует к себе полной сыновней самоотверженной любви всех ее сынов и очень бережного отношения к ее выздоравливающему детищу, молодой армии, надежде и спасительнице России, - иное отношение может вызвать опять озлобление и недоверие к Матери-Церкви и ее представителям.
Как бы Вы не обвиняли Армию, все-таки нужно сознаться, что спасение от большевизма и прочих недугов мы можем получить только через Армию, как здоровую нашу силу, как живое воплощение нашего бытия.
Ведь благодаря только Армии Вы сидите здесь и мы все получили возможность собраться сюда. К сожалению, до сих пор старались замечать только отрицательные стороны в рядах русского воинства и не видеть положительных. И в настоящее, освободительное от большевизма время, мы всю честь и славу воздали и продолжаем воздавать пришельцам, но не своим родным сынам. которые, хотя и больные, но все же наши дети, наша плоть и кровь.
Вы обвиняете военное духовенство в разложении Армии. Но кто из вас, обвинители, видел нас, когда мы годами сидели в сырых окопах под градом пуль и снарядов, когда мы гнили в болотах, когда нас травили удушливыми газами, когда нас заедали паразиты, когда мы, сидя в земле, месяцами не видели солнца, когда мы на чуждых нам полях Польши и других фронтах совершали томительные переходы без воды, в пыли и грязи, недосыпая и не доедая месяцами. Вы знаете, обвинители, сколько военных священников убито, ранено, контужено, сколько томится в плену? Обо всем этом вы забыли. В то время вы сидели дома и только ждали от нас подвигов. Мы их совершили: об этом скажет история. И вот как вы нас благодарите за наши подвиги, раны и болезни...
Господь Наш Иисус Христос всю вину приписал не соблазненным, а соблазнителям. Вы же, Преосвященнейший епископ Анатолий, обвиняя Армию, совершенно умолчали о тех главных виновниках, которые довели ее до такого состояния и делали это сознательно.
Разложение Армии началось не на фронте, а в тылу.
Скажите, где впервые появились большевики, на фронте или в тылу? Вы говорите: бежала Армия, бежали и полковые священники. А я скажу - это не так. Сидящую в окопах Армию насильно удалили из окопов руководители политической жизни России тыловой, а не фронтовой. Говорить противное - это значит сознательно закрывать глаза на все бывшее и не отдавать себе отчета в сказанном. Поэтому, я всеми фибрами своей души протестую против такого тяжкого обвинения Армии епископом Анатолием.
Вы говорите: священники бежали. А я скажу. что побывши на всех фронтах, я таких случаев не видал и не слыхал.
А Вы, Владыки, разве не бежали?
Разве Вы не бежали из Самары, Казани, Симбирска и т. д. от большевиков?
Бежали, да еще с большей поспешностью, чем Армия, оставив свою паству на произвол судьбы.
Но кто же из нас упрекнул Вас за это?!
Когда мы ехали сюда, то рассчитывали уcлышать слова мира, любви и взаимной поддержки, но вместо этого услыхали слова осуждения, упреков и даже вражды.
Если мы будем только упрекать друг друга, то я боюсь, как бы работа такого Высокого Собрания, как Сибирский Священный Собор, ни свелась, в конце концов, к сведению личных счетов.
Главный Священник Сибирской Армии
Протоиерей Алексей Русецкий
22 ноября 1918 года
г. Томск
РГВА. Ф. 40253. Оп. 1. Д. 2. Лл. 91-92
http://www.pobeda.ru/content/view/4456/10/