Тема, в общем, не новая, принципиальных разногласий среди членов альянса тут нет. Но есть разница в подходах к исполнению союзнических обязательств в конкретных ситуациях. В частности, при выполнении миссии в Афганистане.
Рижский саммит, по замыслу руководства НАТО, и должен был найти компромиссное решение проблемы участия национальных формирований в операциях на территории Афганистана. Суть ее в том, что ряд ведущих стран альянса (Франция, Германия, Италия, Испания) ограничивает использование своих подразделений зонами дислокации, а также запретами на участие в серьезных боевых действиях. Эти ограничения, собственно, и стали предметом переговоров. Кроме того, руководство НАТО предложило лидерам стран-участниц выделить дополнительные контингенты (порядка двух тысяч человек), которые бы действовали на афганской территории на равных условиях с американцами, то есть без всяких ограничений.
На этот призыв упомянутые оппоненты, в первую очередь Франция, отвечали примерно так: главная задача НАТО - это европейская безопасность, задачи иного характера мы, дескать, готовы выполнять выборочно и при наличии мандата ООН. И вообще, указывали они, военные методы не являются главным в решении проблем Афганистана, упор надо делать на дипломатию и оказание экономической помощи. В итоге разногласия удалось все же несколько смягчить.
В ходе встречи говорилось о необходимости преодолевать трудности в отношениях со странами Центральной Азии. В частности, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер посетовал на ухудшение отношений с Узбекистаном. Нет ясности у натовского руководства и в том, что касается будущего военной базы Манас на киргизской территории.
На саммите было объявлено, что уже созданные в этом году так называемые Силы реагирования альянса "достигли полной оперативной готовности". Это формирование насчитывает 25 тысяч человек. В него включены регулярно меняющиеся на ротационной основе национальные контингенты, готовые к выполнению задач в любой точке мира. Поводом могут быть вспышки военных конфликтов, стихийные бедствия, другие неожиданные ситуации, требующие помощи извне для урегулирования и преодоления последствий.
Шаг вперед, отмечают наблюдатели, сделан существенный. Прежде всего потому, что созданные Силы реагирования находятся под постоянным командованием Объединенного штаба альянса. Следовательно, не нужно будет в каждом отдельном случае принимать решения об их использовании - процедура всегда непростая.
Финансовый вопрос традиционно касался того обстоятельства, что американцы на оборонные нужды тратят больше своих европейских друзей. По этой причине, дескать, Европа и отстает от Америки в модернизации вооруженных сил. В 2005 году военный бюджет США превысил 470 миллиардов долларов, что почти вдвое больше совокупных расходов остальных 25 стран НАТО в том же году.
Наконец, тема отношений с Россией. Она также нашла свое отражение в состоявшихся в Риге дискуссиях. А в принятой по итогам саммита декларации говорится, что члены альянса "приветствуют прогресс, достигнутый в активизации политического диалога и практического сотрудничества между НАТО и Россией, и верят, что это сотрудничество пока не достигло своего полного потенциала". В документе подчеркивается, что лидеры стран НАТО высоко оценили вклад России в антитеррористическую операцию в Средиземном море "Активные усилия" и роль России в практических проектах по борьбе с наркотрафиком в Афганистане и Центральной Азии.
http://www.redstar.ru/2006/11/30_11/3_02.html