Первый русский мастер

Им стал греческий художник Феофан

Новости Москвы 
0
130
Время на чтение 5 минут
Вистории русской иконописи, как и в отечественной культуре, Феофан Грек занимает особое, не до конца еще оцененное место. На исходе XIV столетия именно он стоял у начала возведения величественного храма русского искусства, а уже по его следам шли и Рублев, и Дионисий, и другие знаменитые мастера. По-разному они видели и чувствовали мир, по-разному воплощали его в иконах и фресках, но равно составили славу и силу российской культуры.

Триумф

Итак, первый из этого ряда - Феофан Грек. Как видно уже из его прозвища, по происхождению он не был русским, но стал им, сумев, как никто другой в то время, понять многие сокровенные тайны славянской души. Все его творения - русские по духу. Далеко от Второго Рима (Константинополя) нашел Феофан свою вторую Родину, тепло и благодарно встретившую нового сына.

На Русь Феофан Грек приехал в конце семидесятых годов XIV века. Его друг и биограф Епифаний Премудрый, вспоминая о Феофане, отметил, что до этого он работал в Константинополе, в Халкидоне (город в Малой Азии, на азиатском побережье пролива Босфор), в крымской генуэзской колонии Кафе (современной Феодосии). Традиции византийского искусства, идейный пласт ромейской цивилизации переполняли этого, видимо, еще не старого мастера, покинувшего греческий мир и отъехавшего в далекую северную страну.

Феоф ан был всесторонне образованным человеком и, прежде всего, мыслителем, стремившимся языком живописи передать миру свое восприятие бытия. Это стремление и было привнесено им в русскую иконопись и стенопись.

Свои работы в северных землях Феофан начал в Великом Новгороде. В 1378 году жители Ильинской улицы этого города заказали греческому мастеру расписать церковь Спаса Преображения. Результат превзошел все ожидания, став первым триумфом Феофана на русской земле. Фрески, сделанные мастером в новгородской церкви Спаса на Ильине улице, в значительной части дошедшие до нас, показали неповторимую манеру духовной живописи.

В куполе храма Феофан изобразил Христа-Пантократора (Христа-Вседержителя, одного из канонических образов Спасителя), окруженного четырьмя шестикрылыми серафимами (на фото). В простенках были представлены фигуры библейских праотцев, а в камере на хорах пять столпников, знаменитая "Троица" Феофана, медальоны с изображениями фигур Иоанна Лествичника, Агафона, Акакия и Макария Египетского.

Следует особо выделить образ Христа-Пантократора - безжалостного судии, грозно взирающего на недостойный мир людской. Так величественно прозвучала философская концепция художника, основанная на византийском догмате всеобщей греховности, преступного удаления человека от Бога, влекущего неизбежное воздаяние за каждый, даже самый незначительный проступок.

Неповторима Феофанова "Троица" (на фото), за которой последуют аналогичные композиции Рублева и Симона Ушакова. Классический сюжет явления Господа в образе трех ангелов Аврааму. Но в нем отсутствует даже намек на умиротворенность. В изображении ангелов нет следа нежности и мягкости. Их дивные лица полны суровой отрешенности. Перед нами не предсказание радостного события (рождение Саррой долгожданного сына), а очередное напоминание о постоянном и неослабном небесном надзоре за грешным миром.

Фрески церкви Спаса на Ильине улице созданы на основе знания не только христианского канона, но и стоящих перед человеком нравственных проблем. В этих изображениях ясно ощущается собственное авторское мнение по важнейшим мировоззренческим позициям. Становится понятно, что оно выстрадано и свидетельствует о тревоге мастера о судьбах грешного человечества, стремлении напомнить людям о заповедях господних, необходимости жить в соответствии с божественной волей.

Современников поражала не только огромная прорицательная мощь великого живописца, его осененный божественным светом пафос, но и умение творить легко и свободно.

"Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. - свидетельствовал современник Феофана. - Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту".

Фрески Спаса Преображения стали ценнейшим памятником монументального искусства Новгорода, они повлияли на творчество многих живописцев того времени. Наиболее близки к ним росписи церкви Федора Стратилата и утраченные во время войны фрески храма Успения на Волотовом поле, выполненные учениками Феофана, перенявшими многое из приемов своего учителя, но смягчившими противопоставление божественного и земного, грешного.

Закончив эти работы, Феофан перебрался в Нижний Новгород, где участвовал в росписи митрополичьего храма в Благовещенском монастыре. К этому периоду его деятельности относится икона, написанная кем-то из новых учеников Феофана, подражавшего его манере письма. Это изображение Ильи-пророка в пустыне, найденное в Нижегородском крае.

Есть, однако, косвенное свидетельство, что до этого прославленный мастер работал в Коломенской Успенской церкви, так как одна из написанных для этого храма икон - знаменитая Донская Богоматерь, несомненно связана с кругом учеников Феофана.

Слава

Вскоре Феофан Грек переехал в Москву. Причиной тому стали трагические события, произошедшие в 1382 году. Город был разорен ордой Тохтамыша и надо было восстанавливать, вновь расписывать разграбленные и выжженные врагом храмы. Видимо тогда же, по приглашению серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, Феофан украсил его новый московский терем фресковой панорамой Москвы. Похожие картины были написаны им и во дворце великого князя Василия I Дмитриевича.

Первые точные сведения о пребывании Феофана в Москве относятся к 1395 году, когда он по приглашению вдовы Дмитрия Донского великой княгини Евдокии Дмитриевны вместе с Семеном Черным и учениками начал расписывать церковь Рождества Богородицы. Имя Феофана прогремело в русских пределах, с этого времени ни одна большая работа уже не обходилась без его участия.

В 1399 году после окончания росписи Рождественской церкви Феофанова дружина начала работать в Архангельском соборе, а в 1405 году - в Благовещенском. Вспоминая украсившие Архангельский собор фрески, Епифаний Премудрый отметил "шаровидно написанный град", в Благовещенском соборе Феофан изобразил родословную Иисуса Христа и написал сцены из Апокалипсиса. К сожалению, эти храмы были впоследствии выстроены заново, фрески не сохранились, но иконы работы Феофана Грека можно увидеть в иконостасе Благовещенского собора. Мастер написал три образа - Христа и обращающихся к нему с моленьями Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.

Известно, что Феофан был известен не только своими фресками и иконами, но и мастерством книжной миниатюры. Он был искусным рисовальщиком и по праву считается родоначальником московской школы художественного украшения рукописей.

Ряд исследователей полагает, что миниатюры одного из самых знаменитых рукописных памятников того времени - Евангелия боярина Федора Кошки (по времени изготовления оклада датированного 1392 годом) - выполнены в мастерской Феофана, при непосредственном его участии. В этом деле учеником и помощником его был Андрей Рублев, вослед старому мастеру украсившему другой рукописный шедевр того времени - Евангелие Хитрово.

У таланта Феофана Грека было множество почитателей. Но не менее привлекала сама личность художника. Открытый, разговорчивый, он любил работать на людях "в умственных беседах с ними". Феофан легко сходился с окружающими, но всегда держался с чувством большого достоинства, вызывая к себе почтительное, уважительное отношение.

За всю жизнь им было расписано около 40 храмов в Византии, в Новгороде Великом, в Нижнем Новгороде, в Москве и в других городах. Великий труд, результат которого могли в ту пору не без душевного трепета лицезреть и греки, и русские люди. Имя великого художника не исчезло вместе с ним, осталось в памяти потомков и после кончины Феофана, последовавшей, видимо, вскоре после 1405 года.

Можно с определенностью сказать, что когда в 1408 году Андрей Рублев и Данила Черный начали расписывать Успенский собор во Владимире, старого мастера уже не было в живых. Иначе такое большое дело не могло бы обойтись без его участия.

Значение Феофана Грека для русской культуры хорошо понимали уже его современники. "Преславный мудрок (мудрец)", "философ зело хитрый", "книг изограф нарочитый", "живописец изящный во иконописцех" (среди иконописцев отменный живописец) - так, вспоминая, писал о нем Епифаний Премудрый. Все дошедшие до нас работы Феофана Грека - сокровище, за сохранность которого мы в ответе и перед памятью великого мастера, и перед потомками.

http://stoletie.ru/zodchiy/061110142944.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Волков
Наука побеждать
Как Александр Суворов стал великим
22.02.2008
Княгиня-академик
Одной из самых примечательных русских женщин XVIII столетия была княгиня Екатерина Романовна Дашкова
26.12.2007
Победитель османов
Как Петр Румянцев стал "Задунайским"
14.11.2007
Укротитель прусского "зверя"
Фельдмаршал Салтыков еще при жизни получил прозвище Великий
20.10.2007
Царский живописец
Симона Ушакова часто называют российским Рафаэлем
17.08.2007
Все статьи Владимир Волков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:59
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27