Единство слова и веры

На Международный фестиваль "Вера и слово" приехали более 300 православных журналистов

Завершил свою работу II Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово". В этом году он прошел под девизом "Свобода и ответственность. Христианские ценности в современной России". В работе форума приняли участие иерархи Русской Православной Церкви (РПЦ), представители православных СМИ из более чем 40 епархий.

Всего на фестиваль съехалось более 300 журналистов из различных регионов России, а также из Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Польши и Германии. Во время фестиваля прошли семинары, публичные лекции, пресс-конференции, круглые столы, выставки.

На церемонии открытия к участникам встречи обратился Управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).

Он раскритиковал современные СМИ, которые не способствуют нравственному оздоровлению общества, создавая "ложное впечатление о нормативности греха".

Митрополит отметил, что церковь "должна более активно присутствовать в информационном пространстве. Он описал, какими качествами должен обладать современный православный журналист. Будучи современным, "незакомплексованным человеком", используя новейшие достижения современных медиа-технологий, он должен не только грамотно говорить и писать о вере и Церкви, но и сам быть "носителем духа, примером внутренней чистоты".

Вице-президент Медиасоюза Елена Зелинская сказала, что изъяны современной журналистики уходят корнями в тяжелое наследие советской эпохи и признала, что уровень подготовки журналистов в России пока что довольно низок. Она призвала создавать журналистские сообщества, которые "стали бы регулятором того, что хорошо и что плохо".

Председатель Издательского совета Московского патриархата протоиерей Владимир Силовьев подчеркнул, что необходимость создания "настоящих ассоциаций церковных СМИ давно назрела".

В своих выступлениях участники рассказали, как работают церковные СМИ на Украине и в Белоруссии, как развивается православная журналистика и какие при этом возникают проблемы.

Делегаты посетили Саввино-Сторожевский монастырь, где был отслужен молебен. Там же прошло второе пленарное заседание конгресса, посвящённое задачам и проблемам региональных православных СМИ. Во время круглых столов и семинаров участники фестиваля обсуждили задачи церковной журналистики, влияние СМИ на формирование молодежи, интернет и возможности, которые он дает для православных изданий.

Кульминацией фестиваля стало вручение премий "Вера и слово" в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя.

Конкурс проводился в пяти номинациях: "Призвание" - о миссионерской деятельности и социальном служении Церкви; "Свет православия" - о роли православия в современном обществе; "Образ любимой России" - об истории и патриотизме; "Радость нашей веры" - о евангельских ценностях, святынях и молитвенных подвигах; "Лики православия" - о "замечательных людях Церкви". Еще двумя премиями - в номинациях "Дебют" и "Признание" - награждены журналисты, работающие в светских СМИ.

На премию было выдвинуто 130 соискателей из 95 редакций. В торжественной церемонии принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а награды лучшим журналистам вручили министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, первый заместитель Председателя Госдумы Любовь Слиска и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

Интервью

Иерей Виктор Лисюнин, заведующий Информационно-издательским отделом Тамбовской епархии, поделился с Интернет-газетой "Столетие" впечатлениями о фестивале:

- Что для вас было самым интересным на этом форуме?

- Два года прошло после первого фестиваля, в котором я также принимал участие. Очень полезно видеть многогранность опыта, собранного воедино. Ведь в каждой епархии, в каждой области есть свой собственный опыт освещения православного быта. Фестиваль же позволяет объединиться, чтобы вместе, в сработничестве решать современные проблемы. Не каждому, по отдельности, решать их, а вместе получать общий опыт работы со Словом. На мой взгляд, самая главная идея этого конгресса - единство. Ведь если человек существует отдельно, сам по себе, это в конце концов затягивает его в путину. Здесь же появляются новые идеи. Можно увидеть опыт своих коллег, которые по своему делают то же дело. Но самое главное, чувствуешь, что ты не один. Это не может не воодушевлять и придавать сил.

- Довольны ли вы тем, как развивается православная пресса в последние годы?

- Развитие это процесс поступательный. Если сравнивать то, что было 15 лет, 5 лет и 2 года тому назад, то, конечно же, развитие есть, и несомненное. В последнее время все больше появляется новых изданий, и в них работают новые журналисты. Ведь современная желтая, да и не только, журналистика - вещь очень циничная. Главная ее цель - любыми способами заинтересовать читателя, привлечь его на свою сторону. А о моральной составляющей заботиться не принято. Главное - подать сенсацию. При этом страдает правдивость, ведь для ее достижения очень важен сам духовный облик человека пишущего.

- Нужно ли специально готовить православных журналистов, или достаточно просто "вербовать" в журналисты морально подготовленных людей?

- Со временем все само станет на свои места. Надеюсь, что нравственность в журналистике рано или поздно появится. Мне часто доводится общаться с работниками прессы. Там очень много порядочных людей, и в последнее время их становится все больше.

Говорят участники фестиваля:

Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС

- Нашу информационную силу стали уважать. В том, что в храмах теперь много молодежи и молодых семей, большая заслуга тех, кто свидетельствует о Христе через СМИ.

Пространство СМИ - это пространство жизни нашего народа, ждущего мудрого пастырского слова. Поэтому священнослужители не должны игнорировать предложения выступать в телевизионном и радиоэфире, на страницах газет. Недопустима и ситуация, когда два-три активных пастыря появляются во всех СМИ, в то время как есть сотни и тысячи тех, кто могут говорить так же, а возможно и лучше, но уклоняются от публичных выступлений из боязни сказать "не то", быть раскритикованными.

В общении церкви со СМИ важна открытость и готовность дать ответ о нашем уповании всякому вопрошающему.

...В последние годы политика по отношению к церкви таких изданий, как "Коммерсант", "АиФ", "Московские новости" и многих других существенно изменилась в лучшую сторону. Но лучшие православные передачи на телевидении, такие как "Слово пастыря" и "Православная энциклопедия" выходят в то время, когда 90% городских жителей спят, а в "прайм-тайм" идет в основном реклама и развлекательные шоу сомнительного содержания.

...Основная тема для православных журналистов в ближайшее время - это воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), которое состоится через принятие акта о каноническом общении и первое сослужение Патриарха Алексия II и митрополита Лавра. Нужно готовить наши СМИ к этому событию, рассказывать о традициях РПЦЗ, о перспективах, связанных с возвращением в Россию наследия белого движения, а также новыми возможностями миссии на Западе.

Вторая важная тема - активизация отношений с католической церковью, связанная с тем, что католики осознают тупиковый путь уступок секулярному обществу и проявляют интерес к опыту православной церкви.

Третья, самая сложная проблема - диалог с мусульманами. Недруги пытаются столкнуть нас лбами; одна из наших задач - избежать конфронтации.

Андрей Золотов, главный редактор журнала "Russia Profile", советник генерального директора РАМИ "РИА-Новости"

- В последние несколько лет заметен не только качественный рост журналистского мастерства в региональных православных изданиях, но и уход от шаблонов в освещении жизни церкви.

Меня очень обрадовал рост профессионального уровня журналистов; он заметен даже по сравнению с тем, что наблюдалось на фестивале в 2004 году. Без сомнения, в епархиях появились весьма профессиональные издания. Заметно и серьезное желание говорить с читателем человеческим языком, а не "утилизированным" языком православной субкультуры.

Другая важная сторона деятельности СМИ - рассказ о людях, деятельность которых освящена светом веры, поскольку именно портреты реальных людей составляют один из самых важных жанров православной журналистики. Портреты людей и их судьбы находят отклик как в сердцах людей внутри церкви, так и среди людей нецерковных и малоцерковных".

...В светских СМИ рассказ о повседневной жизни православного человека зачастую выглядит шаблонно и единообразно. Например, я работал в жюри одного из конкурсов новостных телевизионных сюжетов, который совпал с праздником Крещения Господня: Во всех этих репортажах было одно и то же. Какие-то странные люди зачем-то идут на речку, на этом фоне комментатор что-то объясняет, и, в лучшем случае, потом показывают какого-нибудь батюшку.

Тем не менее, и в светских, и в церковных СМИ даже те материалы, в которых говорится о праздниках и таинствах церкви, могут стать рассказом о живом человеческом опыте. Церковная пресса постепенно переходит в изложении этих тем к научно-популярному стилю. Уровень этих материалов стал гораздо выше. Теперь в них намного меньше оханья и больше простого человеческого разговора о том, что дорого - о своем крае, о святынях этого края...

http://stoletie.ru/moment/061102174406.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Григорьев:
Миссия святого Валентина
Московский Патриархат призвал использовать День всех влюбленных в миссионерских целях
16.02.2007
Заложник двойных стандартов
Жизнь Воислава Шешеля находится в смертельной опасности
23.11.2006
Единство слова и веры
На Международный фестиваль "Вера и слово" приехали более 300 православных журналистов
03.11.2006
Чернобыль горит до сих пор
Все достижения прогресса человечество сначала испытывает на себе
26.04.2006
Все статьи автора
Последние комментарии
«Демографическая яма находится в своей кульминации»
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Наталия 2016
12.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Наталия 2016
04.12.2019
О цареубийстве и «екатеринбургских останках»
Новый комментарий от София7
07.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Георгий
06.11.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от София7
17.09.2019