itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Назад к языку Цицерона и Августина

Восстановят ли в правах латинскую литургию?

0
158
Время на чтение 3 минуты
Пять французских католических епископов и 30 священников подписали обращение к Папе Римскому Бенедикту XVI с просьбой не восстанавливать в правах латинскую литургию. Письмо было опубликовано французскими СМИ 24 октября. Информация о "реабилитации" богослужения на латинском языке, фактически упраздненного Папой Павлом VI в 1969 г., в последнее время все чаще поступает из Ватикана.

Британская газета "Times" в середине октября написала о том, что Папа Бенедикт XVI якобы готовит "motu proprio" (декрет, издаваемый "по собственной инициативе"). Он позволяет верующим требовать совершения богослужения на латинском языке в своем приходе, а также предписывает местному епископу давать на это разрешение. Формально такой порядок уже действует, но практика показывает, что получить согласие архиерея совершать литургию на латыни очень нелегко. В итоге сторонники латинского богослужения собираются в церкви, как на конспиративной сходке.

Только в монастырях, особенно доминиканских, на богослужениях дозволяется пользоваться латинским языком. В самом Ватикане ситуация проще: литургия здесь совершается частично на латинском и частично на национальных языках.

Ожидается, что Понтифик издаст свой декрет под Рождество или несколько раньше, 8 декабря, в праздник Непорочного зачатия Девы Марии. Этот документ мог бы стать наглядным свидетельством укрепления консервативного крыла в Ватикане. В свое время против упразднения т.н. Тридентского чина литургии и других реформ II Ватиканского Собора активно выступал архиепископ Марсель Лефевр (1905-1991), отлученный в 1988 г. от Церкви Папой Иоанном Павлом II после несанкционированного Римом посвящения в сан четырех епископов-традиционалистов. Однако в 2005 г. Бенедикт XVI встретился с главой основанного Лефевром "Братства св. Пия" епископом Бернаром Фелле. После этого аналитики заговорили о преодолении раскола и "возвращении" богослужебной латыни.

Во всяком случае, в Римской Курии подготовка специального декрета об использовании латыни в богослужении уже идет. Этим занимаются глава Конгрегации по делам духовенства кардинал Дарио Кастрильон Ойос и секретарь Конгрегации богослужений и таинств монсеньор Малкольм Ранджит Патабендиге.

Нынешний проект документа вызывает в Курии споры. В частности, мнения расходятся по поводу того, каким должно быть минимальное число верующих, просящих о совершении богослужения на латинском языке, чтобы епископ мог дать на это разрешение. Одни называют цифру "сто", другие считают, что достаточно и тридцати человек.

Чтобы не возникло ощущение, что решение Бенедикта XVI противоречит постановлениям его предшественников, в Курии подчеркивают, что "формального запрета на богослужебную латынь" никогда не было. Язык Цицерона и Августина был просто "отодвинут на задний план по пастырским соображениям".

Папа Римский Иоанн XXIII, взявший в конце 1950-х - начале 1960-х гг. курс на "аджорнаменто" ("обновление") Католической Церкви и созвавший II Ватиканский Собор, считал, что Церковь должна избавиться от "духовного хлама", накопившегося в ней за столетия, и "открыть себя миру". Богослужебную латынь также причислили к "хламу". Папу тревожило уменьшение числа верующих, регулярно посещающих церкви и принимающих участие в богослужении. По мнению социологов, в основном это произошло из-за непонимания слов, которые произносит священник во время литургии.

Латинский язык в гораздо большей степени отличается от любого современного, даже романского, языка, чем церковнославянский от русского или новогреческий от древнегреческого. Для французов, испанцев, даже для итальянцев, не говоря уже о немцах или поляках, латынь действительно была непонятным "иностранным" языком. Конституция "Sacrosanctum Concilium" II Ватиканского Собора предписала уделять "больше внимания" национальным языкам во время богослужения. Перед епископскими конференциями разных стран была поставлена задача разработать план и методику перехода к новому Ватиканскому чину литургии, фактически утвержденному в 1969 г.

Чин литургии, упраздненный Католической Церковью в конце 1960-х гг., восходит к Папе Пию V и Тридентскому Собору (1545-1563). Все решения этого Собора были выдержаны в ключе "контрреформации". Консервация латинского богослужебного языка в противовес протестантской литургии на национальных языках стала одним из его результатов.

Литургическая реформа 1969 г. не ограничилась "языковым" аспектом. Многих католиков, в частности, обескуражило то обстоятельство, что священник во время богослужения стоял лицом к верующим, а не к алтарю, как это было раньше. Постепенно ушло в тень и григорианское пение, замененное незамысловатыми мелодиями, которые скептики называют "детсадовскими песенками". При отсутствии четкого чинопоследования многие священники допускают "отсебятину", произвольно вводя новшества, которые у прихожан вызывают недоумение. В результате появилась тоска по былому великолепию латинского богослужения.

Бенедикт XVI, похоже, также ощущает эту тоску. Еще в бытность свою главой Конгрегации вероучения он заявил, что поспешно проведенная литургическая реформа привела к тому, что "Церковь встала на неправильный путь", добавив, "община теряет доверие к себе, когда вдруг считает запрещенным то, что еще недавно рассматривала как священное". Видимо, теперь Понтифик собирается, хотя бы частично, исправить эту ситуацию.

http://religion.ng.ru/politic/2006-11-01/4_latin.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Джованни Бенси
Европейский суд против распятия
В Италии возмущены требованием убрать из школ религиозные символы
13.11.2009
Догма или дисциплина
Католическое духовенство вновь поднимает вопрос о целибате
16.04.2008
Удар по Марксу
Папа Римский считает надежды коммунистов неосуществимыми
21.12.2007
Кто примерит кардинальскую шапку
Среди новых "князей Церкви" будут выходцы из стран бывшего соцлагеря
19.10.2007
Папа против зверолюдей
В Австрии Бенедикт XVI проявил научный пессимизм
19.09.2007
Все статьи Джованни Бенси
Последние комментарии