itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Господь очень близко"

Новости Москвы 
0
200
Время на чтение 15 минут
- Матушка игумения, Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская обитель - монастырь особенный, известен он во всем мире и со всего мира едут сюда паломники. Можно ли в связи с этим говорить об особой миссии этого монастыря?

- Преподобный Серафим - всенародный святой, родной и любимый. Благодатное его житие и мирное устроение духа, его жажда горнего мира все более и более притягивают, становятся необходимыми в наши дни, потому что в нем мы чувствуем лучшее, что есть в человеке. "Житие и подвиги преподобного Серафима Саровского дают нам пример того, как должно жить христианину, как научиться любить Бога и ближних, как обрести навык преодоления соблазнов и искушений, как стяжать благодать Святого Духа". Эти слова Святейшего Патриарха Алексия позволяют понять, почему люди едут к нам отовсюду. Как говорится, к пустому колодцу за водой не ходят - и если сюда едут, значит здесь люди получают утешение и помощь.

А сам батюшка Серафим говорил про нашу обитель: "Счастлив тот, кто пробудет у убогого Серафима в Дивееве от утра до утра, ибо Матерь Божия каждые сутки посещает это место". То есть Дивеево - место, отмеченное особым присутствием Царицы Небесной, удел, взятый Ею под Свое особое покровительство.

- Кто-нибудь подсчитывал, сколько паломников приезжает к вам в Дивеево?

- Точную цифру, наверное, никто не знает, потому что не все приезжающие обращаются в наш паломнический центр. Знаю точно, что на 1 августа, день памяти преподобного Серафима Саровского, собирается до 20-30 тысяч паломников. Но дело даже не в количестве, а в том, что поток верующих не оскудевает в течение всего года. Самые напряженные месяцы начинаются сразу после Пасхи - это апрель, май, июнь, июль, август, и продолжаются они вплоть до наступления холодов.

- Как монастырь справляется с приемом такого количества людей?

- В периоды большого наплыва людей нам приходится вызывать на помощь сестер из наших скитов и подворий. В общей сложности у нас 480 сестер, из них 350 заняты на послушаниях, связанных с приемом приезжающих в Дивеево людей. А непосредственно в паломнической службе задействовано всего пять сестер. Сейчас на въезде в монастырь строится здание нового паломнического центра. В его конференц-зале паломники смогут не только послушать рассказ о монастыре, но и посмотреть видеофильмы. Мы проектируем новую паломническую трапезную, поскольку в летний период приходится кормить людей на улице, а в зимний - в маленьком помещении под храмом Александра Невского. А по примерным подсчетам наших сестер из паломнической трапезной летней порой в выходные дни там обедает до трех тысяч паломников.

Мы стараемся сделать все необходимое, чтобы приезжающие в нашу обитель могли помолиться не только утром (акафист читается в 7.30 утра), но и днем. Поэтому по благословению нашего правящего архиерея - владыки Георгия - акафист перед мощами батюшки Серафима теперь совершается трижды: утром и в промежутке между службами - в 13 и 14 часов.

- Там, где собирается большое количество людей, всегда присутствует коммерция, торговля, складывается своеобразная бизнес-индустрия, которая использует святыни. Не грозит ли такая проблема Дивееву?

- Не грозит: сестры коммерцией не занимаются. Мы просто стараемся сделать так, чтобы приезжающие к нам могли увезти с собой что-нибудь на память: книгу, икону, святое маслице или сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима. И если этим не будет заниматься монастырь, то кто-то со стороны уж точно сделает на этом настоящий бизнес. Мы попросили убрать с территории Канавки всю частную торговлю, ведь люди приходят сюда молиться, а им предлагают сувениры - это неправильно. Мы не забываем об истинной цели христианской жизни, которая состоит в стяжании духа мирного. К этому должен стремиться каждый христианин.

- А не мешает ли монашеской молитве такое обилие паломников?

- Мы стараемся брать пример со святых. Скажем, блаженный Василий Московский вырабатывал "внутреннего человека", ходя по базарам, где плясали и пели, где был шум и гам. Так же и мы: нас Господь здесь поставил, и мы должны здесь вырабатывать своего "внутреннего человека". Конечно, это непросто в наше время - постоянные звонки, множество людей. Мы все время находимся в напряжении. Но это показывает различие между нами и святыми: они по базару ходили и там спасались, а мы, живя в обители, все время хотим уединиться. А ведь только тому, кто приобрел внутреннюю молитву, уже ничего не страшно и для того, чтобы молиться, не нужно закрываться на ключ. Ну, а у нас есть скиты - там тишина и уединение.

- Где находятся монастырские скиты и чем там занимаются сестры?

- Наш хозяйственный скит Флора и Лавра находится в двух километрах от монастыря. Туда перевели скотный двор, который раньше был в Дивеево. Скит находится недалеко от села Осиновка, где жила первоначальница нашей обители матушка Александра. Она приняла монашеский постриг во Флоровском монастыре Киева, в память об этом храм в скиту и был освящен в честь мучеников Флора и Лавра. Там живет 15 сестер, которые отвечают за обеспечение монастыря молочными продуктами. На территории скита находится монастырское кладбище, на котором сейчас строится храм в честь иконы Божией Матери "Споручница грешных".

Покровский скит в селе Канерга начинался так. В декабре 1991 года Мне предложили взять бездействующую начальную школу и разобрать ее на пиломатериалы - в монастыре тогда дров не было. Я приехала и увидела деревянную колокольню, на которой непоколеблемо стоял крест. Храм был разобран жителями этого села очень давно, еще в советское время, а вот колокольня стояла. Я говорю: "Да здесь, похоже, скит нужно восстанавливать. Смотрите, крест как будто взывает".

Школу мы разбирать не стали, а законсервировали ее, для того чтобы потом восстановить. И только спустя десять лет я узнала, что школа, которую мы купили за 10 тысяч рублей, была зубоврачебным корпусом Дивеевского монастыря. А около Канергской церкви жили сестры Дивеевского монастыря после разгона обители. Очевидно их молитвы и привели к тому, что скит был нами создан. И если раньше Канерга была умирающей деревней, то после восстановления храма там стали селиться люди и даже попросили меня выделить им под школу дом. Так что сейчас решаем эти вопросы с администрацией.

Недалеко от Канергского скита, в селе Автодеево, находится еще один наш скит, Никольский. Местные жители долго молились о том, чтобы мы восстановили их церковь. "Канергу Вы взяли, а нас не хотите брать", - заявили они в 1992 году. На что я им отвечала: "Мы приехали Дивеево восстанавливать - вот наша главная задача". "А Автодеево созвучно Дивеево, возьмите наш храм на восстановление", - не сдавались жители. И пришлось взять. Когда Патриарх летом 1992 года посетил скит, он назвал его сразу, не раздумывая, Никольским - в честь святителя Николая. При восстановлении храма узнали, что в нем служил иерей Михаил Критский. Он был расстрелян в 1920 году за помощь Дивеевским сестрам. На обвинение он ответил властям так: "Дивеевским сестрам я стал помогать из чувства ответственности перед Богом на Страшном Суде". Когда мы делали отмостку храма, была обнаружена могила отца Михаила. Так что ничего случайного не бывает, и ни один скит не взят нами просто так. Сейчас в Никольском скиту живет около 30-ти сестер. 21 октября состоялось освящение главного придела храма Никольского скита в честь Святой Живоначальной Троицы, в нем сохранились росписи старинного Дивеевского письма.

Еще один скит, Знаменский, находится в пяти километрах от Никольского. Там тоже жили сестры Дивеевского монастыря, когда он был закрыт, и молились они в сельской церкви, которая сохранилась. Это было родовое имение Чаадаевых, и родители Петра Яковлевича Чаадаева, который был близок Пушкину, построили большой храм с пятью престолами в честь небесных покровителей членов семьи. Сейчас в Знаменском скиту 20 сестер. Есть земельные угодья - около ста гектаров земли, скотный двор на 15-20 голов.

Всего у нас 11 скитов и 3 подворья.

- А сестрам где больше нравится - в монастыре или в скитах?

Обыкновенно мы с 12-го июля забираем сестер из скитов в монастырь для подготовки к празднику преподобного Серафима Саровского.

Праздник проходит - и они уже в первых числах августа начинают проситься обратно, потому, что где их Господь призвал, туда они и хотят вернуться. Эти сестры любят приехать сюда, помолиться, пройти по святой Канавке, но всей душой стремятся обратно. Очень любят свои скиты.

- Они туда сразу и поступают?

- Не всегда. Но практика показала, что на время испытательного срока сестер лучше помещать в маленький коллектив - там они быстрее раскрываются. В большом коллективе легче затеряться, а в скиту - все на виду. Поступают к нам в монастырь со всей России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстане. Есть инокиня из Польши, была послушница из Сербии.

- Современные монахини отличаются от тех, что были в прежние времена?

- Конечно, отличаются. Современное поколение жило и росло в богоборческой атеистической среде, и это не может не наложить свой отпечаток на человека. Но то, как осуществляется приход человека к вере, - это таинственное действие Духа Святого на душу человеческую. Во все времена Господь Сам избирает на служение, и если человек воспринял этот призыв, Господь одаривает его всем.

Одна монахиня в нашем монастыре была из абсолютно неверующей семьи. Более того, мать девушки была мусульманкой. Родители постоянно приезжали в обитель и забирали дочь домой. И вот однажды она пришла ко мне и говорит: "Матушка, я уйду в другой монастырь. И никто не будет знать - в какой". И ушла. Вот так человек откликается на призыв Бога, и его уже ничего не может остановить - ни родные, ни лишения, ни трудности.

- А как Вы сами, матушка, этот призыв почувствовали?

- У меня было на монашество благословение духовника, насельника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Серафима (Шинкарева). "Духовник над духовниками" - так назвал его Патриарх Алексий I. Прожил он 94 года и после того, как пришел в монастырь, 36 лет ни разу не выходил за его пределы. Даже свою родную сестру-монахиню не пошел хоронить за стены Лавры. Он был носитель Святого Духа, несмотря на то, что имел всего три класса церковно-приходской школы. Можно было прийти к нему в келью с вопросом, посидеть там немного и, не задавая его, получить ответ. Батюшка в это время, не переставая, молился.

Моя мама как-то сказала ему: "Я хотела бы, чтобы моя дочь была определена. Чтобы я знала, где она будет". Я тогда училась в медицинском институте, и не имела намерения поступать в монастырь. Отец Серафим ответил: "Она будет монахиней". Мама была женщиной глубоко верующей, жизнь свою закончила схимницей, но она воскликнула: "Это очень одиноко, батюшка". Батюшка возразил: "Вот мне не одиноко, и ей не будет одиноко".

Долго мои родители, особенно мама, не благословляли меня в монастырь. И только через 12 лет с благословения отца Серафима и родителей я попала в Рижский Свято-Троицкий Сергиев монастырь. А оттуда - уже в Преображенскую пустыньку, филиал Рижского монастыря.

Мне было тогда 23 года, и это место пленило меня своей тишиной и молитвенностью. Там все было неземное. Необыкновенным человеком был духовник пустыньки архимандрит Таврион (Батозский). Он 25 лет провел в лагерях, а когда вышел на волю, то понял, что в "мирской" жизни себя уже не представляет. Он дал мне в благословение иерусалимского письма икону Божией Матери "Знамение". Точно такую же икону я получила позже от игумении, когда принимала иноческий постриг.

В это время у меня и появилось желание оставить мир. Помню, я плакала, что мне никогда не поступить в монастырь, потому что требовалось отработать полученное в институте высшее образование. Это был 1969 год, хрущевское время. В итоге десять лет я отработала стоматологом в городе Александрове Владимирской области, куда попала по распределению. Но каждый отпуск я проводила в монастырях.

Спустя три года после окончания института я подала документы в ординатуру института повышения квалификации врачей в Москве. Но духовный отец сказал: "Хватит с тебя, деточка, учиться. Пустое это дело". И через десять дней документы вернулись по почте с припиской: "Вы не прошли по конкурсу потому, что прописаны не в Москве, а в Московской области". Я ведь родом из-под Сергиева Посада.

На самом деле ординатура мне уже была ни к чему: я стала зав.отделением, и практики, причем самой сложной, было уже предостаточно. И вдруг через десять лет присылают мне из института, где я училась, именное направление в ординатуру, а я туда не хочу. Я ведь пока училась, открыто исповедовать свою веру не могла - боялась, что лишат повышенной стипендии или отчислят из института. И очень скорбела, когда слышала евангельские слова: "Кто постыдится Меня и Моих слов в этом мире грешном и прелюбодейном, того постыжусь и Я, когда приду во славе Своей". Господь дал мне решимость надеть крест и больше никогда его не снимать. Я ходила в монастырь, весь город знал об этом, но ходил ко мне лечиться. А тут Господь словно сказал: иди и свидетельствуй в том месте, где ты училась.

Пошла я к духовнику советоваться насчет ординатуры - думала, он благословит вместо этого в монастырь. А он говорит: "Хорошее это дело, деточка. Иди, учись. А в монастырь тебя вряд ли примут". Я все-таки отправилась в Пюхтицкий монастырь, но слова моего духовника опять сбылись: ответ был отрицательный.

Через два года я успешно закончила ординатуру и мне предложили остаться на кафедре. "Если останешься, веру потеряешь", - сказал духовник. Конечно, отказаться от такого предложения было безумием, но я отказалась и поехала в Рижский монастырь.

Прожила три года в монастыре, а потом меня внезапно направили в Преображенскую пустыньку благочинной. Как же я поеду, думаю, ведь скит сельскохозяйственный, а я зерна от зерна не отличаю! Приехала я туда и первым делом пошла на кладбище. И вспомнила, что 12 лет назад горевала о том, что мне никогда в монастырь не поступить. Вспомнила проповедь отца Тавриона: "Кто положил на сердце свое работать Господу, да не отступит от этой мысли, и в свое время Господь свершит это".

И Господь действительно это совершил. Через 12 лет. Помню, я тогда пришла домой и сказала маме: "Я теперь мясо не буду есть". Родители меня долго не отпускали в монастырь, говорили: "Не для того мы тебя растили, чтобы на старости лет остаться одним". И все-таки отпустили, это произошло на праздник Иверской иконы Божией Матери. Моя мама через несколько лет скончалась в этот же день. Вот такие совпадения. Родители умерли здесь, в Дивеево, и похоронены рядом друг с другом на монастырском кладбище. Перед смертью оба они были пострижены в схиму.

- А потом Священный Синод определил Вам быть игуменией восстанавливающегося Дивеевского монастыря. Как Вы думаете, почему выбор выпал на Вас?

- Не знаю. Может, потому что в пустыньке я была благочинной. Там все было отстроено: священнический дом, гостиница, сестринский корпус. Все налажено, отношения со всеми хорошие. Место это стало для меня родным, и отправиться в другую обитель - это как прыгнуть в воду, не зная броду.

А в Дивеево я была в студенческие годы с папой. Помню заветный чугунок, большую икону преподобного Серафима в доме монахини Евфросинии (Лахтионовой). Нас водили по Канавке, заросшей репейником и бурьяном, мы ездили на источник в Цыгановку, но тогда даже и мысли не возникло, что я здесь когда-то буду еще.

Господь не за что-то, а для чего-то поставил меня игуменией. Чтобы показать Свое могущество в человеческой немощи. И я полностью предалась в руки Божьи.

- Как распознать Божию волю о себе, как соотнести с ней свою волю?

- Мы все - от послушницы до игумении - находимся в послушании. То есть, над каждым из нас есть старшие: просите у них совета - и по вере вашей дастся вам. Мы можем обратиться к правящему архиерею, а миряне - пойти к старцу. Но если ты спрашиваешь совета, то нужно исполнять то, что будет тебе сказано в ответ, а иначе нет смысла спрашивать. Можно также внутри себя задать Господу вопрос, помолиться и получить на него ответ. В экстремальных ситуациях читают три раза "Отче наш" и просят Господа открыть Его волю. Такое тоже возможно.

- В святые места люди часто приезжают в надежде на чудо, жаждут исцеления, помощи в трудных жизненных ситуациях. А как Вы определите это понятие - "чудо"?

- Я считаю чудом преображение человеческой души, которое происходит при соприкосновении со святыней. Например, человек приехал в монастырь на день-два в паломническую поездку или приехал навестить подругу-монахиню - и остался в обители на служение.

- Люди хотят явных чудес. А чудо преображения души человеческой сокрыто от глаз и не для всех явно.

Недавно к нам приезжал посол из Франции. Что его привело сюда, за тридевять земель, в Дивеево? Он хотел непременно побывать у мощей батюшки Серафима. Мы с ним встретились, и он рассказал, что крестился десять лет назад после посещения Афона. То есть, произошла встреча со святыней, коснулась души человеческой благодать Святого Духа - и эта душа преобразилась, стала все воспринимать по-другому. Душа получила дар веры. В Святом Писании сказано, что если будет у нас веры с горчичное зерно, то сможем мы горы переставлять.

Очень часто люди приходят к вере в экстремальных условиях. Например, человек безнадежно заболевает, и он, как к последней соломинке, обращается к Богу. Но когда человек получает укрепление в вере или исцеление, то его уже ничем не свернешь с этого пути - он становится глубоко верующим человеком. Бывает такая глубина веры, какая была, например, у Марии Египетской, и тогда человек, даже не приезжая в монастырь из-за дальности дороги, присылает платочек и просит приложить к мощам преподобного Серафима, а через некоторое время пишет нам, что получил исцеление от застарелого, мучившего его недуга.

- Матушка Сергия, перед Вами проходят судьбы разных людей. Как меняется их жизнь после встречи с Богом?

- Когда-то в Рижскую пустыньку, где я была благочинной, пришла молодая женщина - в брюках, в кофточке распашонкой. После экскурсии подходит ко мне и говорит: "Мать Сергия, вот Бог мне дает все, чего я только ни попрошу: дочь у меня растет, муж - моряк дальнего плавания. Захотела я - поступила учиться, захотела - отец подарил мне машину". Я ей говорю: "Господь, может быть, вам все авансом дает. Вам нужно познать Его волю - что хочет Он, а не что вы хотите. И жить надо по-евангельски: если с мужем не венчаны, то надо повенчаться, соблюдать посты, ходить в храм, приступать к таинствам". "Да, - говорит, - мы не венчаны и постов не соблюдаем, но чувство благоговения перед Богом и благодарности за все у меня есть".

Она предложила мужу повенчаться, а он не хочет. Это были 70-е годы, и он боялся, что его с дальних морских рейсов снимут, если о венчании узнают. Жена купила кольца, стала ходить в храм, соблюдать посты. Повесила кольца на гвоздик за икону и молится Божьей Матери, чтобы Она все устроила. Приплывает муж из очередного рейса и говорит: "Ладно, Светка, пойдем венчаться"!

Приходит она ко мне опять и рассказывает, что ее родители и сестра ничего о Боге слышать не хотят. Вскоре ее сестра Раиса заболела рассеянным склерозом и оказалась полностью обездвиженной. Все друзья от нее сразу отошли, муж оставил. Только мать за ней ухаживала, но ее силы были уже на исходе. Тогда Света попросила разрешения привезти сестру к нам в пустыньку, чтобы кто-то из сестер за ней поухаживал, пока мать немного отдохнет. Стали сестры опекать Раису, стали учить молиться. Через три недели приезжает мать и спрашивает: "Как тебе здесь"? А она отвечает: "Мне так хорошо, как никогда в жизни не было. Можно я здесь останусь?". А у нее пролежни, она не может руку поднять - полностью парализована. Мать заплакала. Раиса осталась в монастыре, прожила еще полтора года и была похоронена на монастырском кладбище, что является особой честью, а мать ее пришла к вере. Вот так все промыслительно получилось.

После этого я говорю Свете: "Осталось теперь твоего отца к вере привести". "Что Вы, матушка, это невозможно". Тем не менее, отца перед смертью соборовали и причастили.

Но самое интересное, что муж Светы уже давно не моряк, а протоиерей Сергий. Они часто они бывают у нас.

- Жизнь монашеская немыслима без чтения святых отцов. Кто из них Вам ближе, матушка Сергия?

- Я очень люблю Иоанна Лествичника и Игнатия Брянчанинова. Когда мне было 16 лет, я прочла первый раз "Лествицу" преподобного Иоанна Лествичника и плакала на каждой странице, потому что до этого была в полной уверенности, что живу правильно. И вдруг увидела свое абсолютнейшее несовершенство. Думаю, что именно Иоанн Лествичник призвал меня в монашество. А вообще, ничего случайного в жизни не бывает. Ты прочел когда-то книгу, душа прилепилась к этому святому, а потом ты получаешь от него "знаки внимания", как я их называю. Например, тебе кто-то дарит иконку, маслице от этого святого, как благословение. Если ты молишься какому-то святому, он тоже тебе может посылать "знаки внимания", не говоря уже о Самом Господе.

"А сам батюшка Серафим говорил про нашу обитель: "Счастлив тот, кто пробудет у убогого Серафима в Дивееве от утра до утра, ибо Матерь Божия каждые сутки посещает это место"..."

- Что бы Вы могли посоветовать читателям журнала "Нескучный сад" и вообще всем православным?

- Помнить слова преподобного Серафима Саровского: тем, кто в миру живет, достаточно читать его правило трижды в день - три раза "Отче наш", три раза "Богородице Дево радуйся", один раз "Символ веры". Это как лекарство, которое должно приниматься по одной столовой ложке три раза в день.

У преподобного Иоанна Лествичника есть замечательные слова: "Бей ратников силой Иисусовой". То есть надо не планировать, что купить или как построить, а предавать все в руки Божии.

Я, например, будучи игуменией, познала сильнейшую свою немощь, и в этой немощи мне открылась сила Божия. Вот один из примеров. У нас в том месте, где находится святая Канавка, проходила канализация. Я не представляла, как можно решить проблему с переносом канализации в другое место, но душа болела, поскольку происходило осквернение святыни. В 1992 году нам сделали проект выведения канализационных сетей из Канавки, но на этом все и закончилось. Прошло какое-то время - и вдруг появляется человек, протягивает мне пять тысяч долларов и говорит: "Матушка, я хочу, чтобы эти деньги пошли на освобождение Канавки от канализации". И вот, за полтора месяца по тому самому проекту канализация наконец была выведена с территории Канавки.

Так что Господь все устроит, если мы будем осознавать свою немощь и если будем к Нему обращаться за помощью. Как говорил батюшка Серафим: "Я здесь ни единого камушка не переставил без воли Царицы Небесной". Так что основа монашества, его фундамент - это отсечение своей воли. А если делаешь наоборот, то Господь вразумляет.

Господь нам, с нашим высокоумным горделивым рассуждением на каждом шагу устраивает проверки, и мы все получаем двойки. Господь зла не творит, но иногда попускает его для нашего же блага. Не зря в Священном Писании сказано: "Не противьтесь злу". Для нас "непротивление", конечно, - небывалая высота, на самом же деле, это тот уровень христианина, которого мы просто не можем достигнуть. Не всякий может ударившему его в правую щеку, подставить и левую. Это говорит о том, что у нас не хватает веры.

Даже святые Апостолы просили: "Господи, умножь в нас веру"! А что мы можем без помощи Божией в нынешней обстановке, когда кругом разбросаны соблазны мира века сего? Что нам нужно просить у Господа? Одного - укрепления веры. Господь очень близко, и Он о каждом промышляет, хотя нам это сложно понять. А просить нужно со смирением - так, как просил прокаженный: "Господи, если хочешь, можешь меня очистить". И Господь тут же простер руку и сказал: "Хочу, очистись". А мы-то не просим, мы требуем, чтобы Господь устроил так, как мы хотим. Ничего хорошего из такой молитвы не выйдет. Мой духовник говорил так: "Деточка, проси, у Бога, чтобы Он дал только то, что полезно для твоей души".

С игуменией Дивеевского монастыря Сергией (Конковой) беседовали Мария Владимирова и Валерия Колбикова

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10014&article=514
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумения Сергия (Конкова)
Все статьи Игумения Сергия (Конкова)
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии