Как видим, мнения некоторых скептиков, что наш флот и кораблестроительный комплекс возродить невозможно, к счастью, безосновательны. Мы не только способны модернизировать свой военный и гражданский флот, но и готовы поставлять продукцию отрасли на экспорт.
На рынке подводных лодок лидирующее положение по-прежнему занимают Россия, Франция и Германия. Первое десятилетие XXI века будет характеризоваться ростом спроса на неатомные подводные лодки. Это обусловлено значительным количеством дизель-электрических подводных лодок, экспортированных в 60-70-е годы и подлежащих списанию по срокам службы.
По мнению экспертов, в ближайшие 10 лет основными игроками на рынке неатомных подводных лодок останутся названные выше страны. Основная борьба между ними развернулась на рынках стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Потребность мирового рынка в этот период составит от 60 до 100 неатомных ПЛ.
Россия в принципе могла бы "закрыть" до 50 процентов этой потребности. Отечественной судостроительной промышленностью может быть предложен ряд неатомных подводных лодок, учитывающий финансовые возможности и эксклюзивные требования потенциальных заказчиков. Предлагаются ракетоторпедные неатомные подводные лодки проектов 636М, "Амур 950/1650", сверхмалые подводные лодки "Пиранья" и "Тритон", обитаемый спасательный глубоководный аппарат проекта 18270 "Бестер" и другие.
В настоящее время наибольшим спросом на рынке надводных кораблей пользуются фрегаты и корветы. Страны, заинтересованные в приобретении кораблей основных классов, либо приобретают списываемые корабли из состава ВМС ведущих морских держав, либо стараются построить новые корабли на своих верфях, хотя бы и с зарубежной помощью. Наибольшим спросом пользуются фрегаты и универсальные десантные корабли с авианесущими возможностями.
Российские предложения по экспорту надводных кораблей достаточно привлекательны. Фрегаты проекта 11356, построенные Балтийским заводом для Индии, уже получили продолжение в виде подготовки контракта на строительство второй серии из трех фрегатов. Планируется подписание контракта на поставку двух сторожевых кораблей. Российское судостроение предлагает на экспорт сторожевой корабль "Корсар" проекта 11541 и корвет проекта 20382, на вооружении которого находится 100-мм автоматическая артиллерийская установка А190Э, превосходящая существующие зарубежные аналоги по ряду основных боевых характеристик. По-прежнему велик экспорт патрульных катеров и других малотоннажных скоростных кораблей. Наряду с боевыми кораблями на экспорт предлагаются и суда обеспечения, в том числе уникальное судно контроля физических полей кораблей проекта 18065. По прогнозам специалистов, Ближний и Средний Восток останутся одним из основных покупателей вооружений в обозримом будущем.
На данном рынке Россия может традиционно предлагать различные проекты боевых кораблей и катеров. Отечественные поставки устраивают ближневосточных партнеров своим качеством, тактико-техническими характеристиками и относительно невысокой ценой. Большие перспективы в последнее время сулит отечественному судостроению латиноамериканский рынок, и прежде всего Венесуэла.
Мировой объем рынка гражданской судостроительной продукции составляет 70 - 80 млрд. долларов в год. Стоимость фрахта судов, обеспечивающих перевозки грузов морем, ежегодно составляет 230 - 250 млрд. долларов. Стоимость ежегодно добываемых в море рыбы и морепродуктов колеблется от 35 до 40 млрд. долларов. Не менее прибыльна добыча на морском шельфе нефти и газа, оцениваемая в 80 - 100 млрд. долларов. Кроме того, активная деятельность на море обеспечивает транспортную и экономическую безопасность страны, особенно при наличии анклавов, и возможность решения геополитических задач, а также приносит дополнительные рабочие места.
Наиболее существенный рынок для отечественного гражданского судостроения в ближайшее десятилетие будет связан с созданием технических средств для Северного морского пути, который представляет собой транспортно-промышленный комплекс, действующий на всем протяжении Северного Ледовитого океана от Мурманска до Берингова пролива, а также в бассейнах 8 крупнейших северных судоходных рек. Прогнозируется резкий рост транзитных перевозок и объемов северного завоза.
Крайне важной областью внутреннего рынка гражданского судостроения в ближайшие десять лет будет создание судов и технических средств для освоения уникальных месторождений нефти и газа на арктическом шельфе России, оцениваемых в 100 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте. Стоимость освоения первоочередных месторождений оценивается в 15 млрд. долларов. Освоение Арктики потребует создания широкой гаммы транспортных, обслуживающих и технических судов и плавучих сооружений.
Для выполнения прогнозируемых объемов работ на период до 2020 года по добыче и транспортировке жидких углеводородов Арктики, а также традиционных перевозок по Севморпути потребность в ледостойких сооружениях (платформы, терминалы) оценивается в 18 единиц, а в специализированных транспортных судах арктического плавания - около 90 единиц суммарным дедвейтом около 4 млн. тонн. Кроме того, необходимо будет построить 10 - 12 новых ледоколов различных типов. Аналогичная потребность в различных морских средствах прогнозируется для освоения шельфа Сахалина.
http://www.redstar.ru/2006/10/31_10/1_02.html