Слово на открытии международной конференции "Россия и Афон: тысячелетие духовного единства"

0
103
Время на чтение 4 минуты
Ваши Превосходительства,
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
всечестные отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас - участников международной конференции "Россия и Афон: тысячелетие духовного единства".

Святая Гора занимает особое место в Церкви Христовой. Она является одним из символов самого Православия.

Вобрав в себя все лучшее из аскетического наследия Церкви, к XIII веку Афон становится оплотом православной духовности и богословия.

Тысячелетние духовные традиции монашества находят здесь свое полное воплощение. Именно с Афоном связано развитие высоких путей духовного созерцания. На Святой Горе расцветает исихазм - кульминация духовной, аскетической и богословской традиции Византийского христианства.

В поздневизантийский период богословское, духовно-аскетическое, иконографическое, культурное, а во многом и церковно-политическое влияние Афона на Вселенское Православие является определяющим. Через афонское монашество Святая Гора оказывает воздействие также и на духовное становление славянских народов.

Прославлен Афон своей верностью Христу и Его Святой Церкви, своей непримиримой борьбой за чистоту Православия, неприятием унии, мученичеством в период жестоких гонений со стороны иноверцев.

В темные века после падения Византии, в тяжелых условиях Афон остается одним из центров хранения и развития церковной традиции, живого аскетического предания. В Новое время Афон оказывает влияние на возрождение монашества и духовной жизни во многих Поместных Православных Церквах.

И ныне Афон пребывает "столицей" православного монашества, богатейшей сокровищницей духовности и аскетического опыта.

Святая Гора сыграла важную роль в формировании русской монашеской традиции.

И основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский, и игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский, и многие другие прямо или косвенно испытали благотворное влияние Святой Горы.

Становлению русской духовной традиции способствовали богословские и аскетические произведения, переведенные в XIV веке на Афоне с греческого языка на славянский. Но не только книги, а прежде всего живые люди оказывали влияние на развитие богомыслия на Руси.

Так, мы ныне отмечаем 600-летие преставления святителя Московского Киприана, всея России чудотворца, болгарина по происхождению. Он был духовным преемником великих святых-исихастов - Григория Синаита и Григория Паламы, верным послушником их ближайших учеников. При содействии Константинопольского Патриарха-исихаста Филофея он немало потрудился на благо единства Русской Церкви и объединения русских княжеств вокруг Москвы. При нем умножается число монастырей, строится множество храмов, развиваются церковные искусства и книжное дело на Руси.

В этом году мы также отмечаем 450-летие кончины преподобного Максима Грека, бывшего насельником Ватопедского монастыря, ученейшего человека своего времени, просветителя, внесшего существенный вклад в становление русского богословия.

Влияние Афона на Русь не было лишь внешним: оно было глубоко и органично усвоено. Самым очевидным свидетельством тому является расцвет русского монашества и церковных искусств.

Начиная с XVII века в жизни России и иных православных народов усилилось влияние Запада, шли процессы секуляризации государства, общества и культуры, при сохранении внешнего благолепия ослабевала монашеская традиция. Однако уже в конце XVIII столетия в России начинается возрождение православного подвижничества. Это возрождение в немалой степени связано с трудами подвизавшегося на Афоне преподобного Паисия Величковского, который внес огромный вклад в дело перевода и распространения древнего аскетического наследия. Эта деятельность преподобного Паисия была продолжена Оптинскими старцами, которые много потрудились ради возрождения святоотеческого предания в Русской Православной Церкви, свидетельствуя о нем как своим личным подвигом, так и посредством издания творений Святых Отцов.

Отношения России и Афона никогда не были односторонними. Свой вклад в духовную историю Афона внесли и русские подвижники-святогорцы. На протяжении вот уже тысячи лет они проходят путь иноческого делания на Святой Горе, являя собой живую связь Русской Церкви и Афона. Особое место в этих отношениях занимает Русский Пантелеимонов монастырь.

Сегодня, после окончания лихолетья богоборчества, восстанавливаются давние связи Афона и России. Но еще очень многое предстоит сделать, чтобы древняя традиция участия России и Русской Церкви в современной жизни и служении Святой Афонской Горы возродилась в полноте.

В силу своей многонациональности Афон традиционно был образом универсальности Святой Церкви, ее кафоличности. На Афоне в общем духовном пространстве и в братском соработничестве подвизались иноки, пришедшие из разных стран и народов: греки, русские, сербы, болгары, румыны, грузины. В самые тяжелые исторические времена и в самых сложных политических обстоятельствах, зачастую вопреки им, святогорское монашеское братство являло собой пример всеправославного духовного единства, преодолевающего этнокультурные границы.

Считаю своим долгом сказать: сегодня ситуация не столь идеальна и безоблачна. Доминирование лишь одной церковно-национальной традиции, своего рода "национализация" Афона может привести к утрате Святой Горой ее уникальной объединяющей роли во Вселенском Православии.

Это обстоятельство вызывает нашу особую озабоченность в связи с тем, что в настоящее время единство Православия серьезно испытывается на прочность. И в этой ситуации Святая Гора Афон должна оказывать всемерное содействие укреплению единства Церкви Христовой. Не сомневаюсь, что таково искреннее стремление большинства святогорцев. Верю в то, что с помощью Божией, водительством Пресвятой Богородицы и предстательством сонма святых, на Святой Горе Афонской подвизавшихся, ныне существующие нестроения будут преодолены.

Возлюбленные архипастыри и пастыри, дорогие братья и сестры!

Всем вам, участникам международной конференции "Россия и Афон: тысячелетие духовного единства", от всего сердца молитвенно желаю благословенных успехов и помощи Божией в предстоящих трудах.

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=37311

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх +Алексий II
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
К 15-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II (†5.12.2008)
05.12.2023
«Молюсь, чтобы Господь просветил Россию миром, духом единения и любви»
Интервью газете «Нижегородские новости» накануне Дня народного единства 3.11.2005 года
03.11.2023
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Все статьи Святейший Патриарх +Алексий II
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 10:22
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 09:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 09:23
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05