Святой мученик Илия Иорест, митрополит Трансильвании

0
167
Время на чтение 5 минут
Святители Илия-Иорест и Савва Бранкович
Святители Илия-Иорест и Савва Бранкович
В 1950 году Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о внесении новых имен святых епископов, иноков и мирян из среды румынского народа в православный церковный календарь. Среди них были митрополиты Трансильвании Илия Иорест и Савва (Бранкович). Их канонизация была совершена в 1955 году в Алба-Юлии, городе, где проходила их пастырская деятельность.

Вполне естественно задаться вопросом - благодаря каким деяниям эти два трансильванских митрополита удостоились такой высокой чести? Благодаря каким своим достоинствам они стали столь близки Богу и, пребывая в Его небесных обителях, являются ходатаями к Богу, по нашим молитвам к ним, о ниспослании Божьей благодати и помощи Божией нам, их духовным наследникам по прошествии трехсот лет после их кончины? Для того, чтобы лучше понять их подвижническое житие и труды, подъятые в защиту Православия, необходимо вкратце охарактеризовать особенности той эпохи, в которой они жили.

В Трансильвании румынский народ существовал в необычайно тяжелых условиях национального, социального и политического гнета. Православная Церковь являлась единственным румынским институтом, вокруг которого разворачивалась вся национальная и культурная жизнь народа. Самым значительным ее представителем была Православная Митрополия, которая на протяжении длительного времени имела свою кафедру в Алба-Юлии. В 1541 году Трансильвания стала автономным княжеством под сюзеренитетом турецкого султана, во главе которого стояли князья венгры с резиденцией в Алба-Юлии. Государственным советом были официально признаны лютеранская, реформатская (кальвинисты) и Римско-Католическая Церкви и униаты. Только Православие, которое исповедовали румыны, осталась без защиты закона, его попросту "терпели" в стране. В это время венгерские протестантские князья и суперинтенданты кальвинисты начали вести проповедь своей веры среди православного румынского населения. Это таило в себе большую опасность, поскольку народ, принимая протестантское учение, не только отдалялся от православной веры, унаследованной от предков, но и подвергался угрозе мадьяризации. Следствием такой преднамеренной политики могло быть уничтожение румынского народа. Несмотря на многочисленные попытки князей и кальвинистских пасторов навязать румынам протестантизм, последние стойко стояли в православной вере, отстаивая, тем самым, и свое национальное существование. Важную роль в защите Православия и народа, его носителя, играли тогдашние владыки - будь то митрополиты Алба-Юлии, или епископы области Марамуреша и Вада, и, конечно, смиренные приходские священники трансильванских сел. В недостаточной степени образованные, они с особой духовной ревностью служили своему народу.

Среди этих защитников православной веры был и митрополит Илия Иорест из Алба-Юлии. Родился он в 1600 году в одном из сел Трансильвании. Предполагают, что это селение могло находиться или близ границы с Молдовой, или в Марамуреше. В крещении будущий первоиерарх получил имя Илия. Юношей он поступил в монастырь Путна, возведенный господарем Стефаном Великим, в котором подвизались многие трансильванские иноки. После того, как Илия обучился грамоте и усвоил церковный устав, он был пострижен в монашество с именем Иорест и рукоположен в иеромонаха.

В сентябре 1640 года почил митрополит Трансильвании Геннадий II. Благодаря стараниям молдавского господаря Василия Лупу на вдовствующую кафедру был избран иеромонах Иорест. Согласно традиции он был хиротонисан во епископа в кафедральном соборе Тырговиште, отстроенном трудами валашского господаря Нягое Басараба, митрополитом Унгро-Влахийским Теофилом в сослужении собора архиереев. Несомненно, что валашский господарь Матей Басараб преподнес новому владыке соответствующие его положению дары, как то было принято делать в отношении митрополитов Трансильвании. Торжественное настолование состоялось в митрополичьем соборе Алба-Юлии, ктитором которого был великий господарь Михай Храбрый, впервые объединивший в 1600 году все румынские территории в единое государство. Воспользовавшись представившимся случаем, князь Трансильвании Ракоци Дьёрдь I попытался вынудить митрополита принять новые его требования, облегчавшие пропаганду кальвинизма среди румын. Среди всего прочего он потребовал перевода и печатания на румынском языке ряда молитвословий и песнопений кальвинистов, как и кальвинистского Катехизиса. Новый митрополит не выполнил ни одного его требования, но остался верным защитником православной веры вместе со своими прихожанами. Митрополит начал активно налаживать церковную жизнь в своей епархии: совершал канонические визиты; рукополагал священников к приходским храмам; созвал "Большой собор" митрополии, на котором присутствовали благочинные и простые священники; закончил печатание в Алба-Юлии "Учительного Евангелия", работа над которым была начата еще его предшественником; поддерживал живую связь с Молдавским княжеством. Владыка получил духовную поддержку в своем стоянии за Православие благодаря состоявшемуся в сентябре-октябре 1642 года Собору в Яссах, который принял Православное исповедание митрополита Киевского Петра Могилы.

Но в том же 1642 году протестанты напечатали Кальвинистский катехизис на румынском языке; на него дал свой знаменитый обличительный Ответ просвещенный митрополит Молдавский Варлаам. Видимо митрополит Иорест противился печатанию и распространению Катехизиса, что вновь пробудило давнее недовольство деятельностью православного владыки со стороны кальвинистов. Поэтому в начале 1643 года по указу князя Дьёрдя Ракоци I был созван так называемый "Собор" благочинных, священников и мирян, который постановил удалить с кафедры непокорного митрополита.

Беспорно удаление митрополита Иореста с кафедры имело также и политические причины, обусловленные обострением отношений между Дьёрдем Ракоци и молдавским господарем Василием Лупу, который принимал непосредственное участие в избрании трансильванского митрополита. Но истинные причины удаления владыки состояли, конечно, в "... пастырском противодействии, которое он оказал кальвинской ереси, и в нежелании принять от кальвинистов причастие, к чему его принуждал правитель страны,... а чтобы дело не выглядело так, что он страдает за веру, о нем пустили дурную славу и оклеветали его" (Самуэль Мику "Краткая история румын").

Сведенный с кафедры, митрополит был брошен в тюрьму вместе с другими священниками, где он провел девять месяцев и был освобожден только в ноябре 1643 года. Его вызволению способствовали двадцать четыре православных верующих, поручившихся, что митрополит заплатит немалую по тем временам сумму в 1000 талеров в казну княжества. После освобождения он удалился в монастырь Путна.

В 1645 году митрополит Иорест направился в Россию, чтобы собрать необходимую денежную помощь. В рекомендательном письме к русскому царю Михаилу Феодоровичу Романову, подписанном молдавскими иерархами, кратко описывались все те страдания и утеснения, которые претерпел владыка со стороны кальвинистов Трансильвании. Второе письмо к царю было от господаря Василия Лупу. В Москве митрополит был дважды принят русским самодержцем и получил различные дары и денежные суммы. Вернулся Иорест в страну, вероятно, весной следующего года и заплатил собранные им тысячу талеров.

Остаток своих дней он провел в родном монастыре Путна, где и умер в глубокой старости и был похоронен. В рукописной Минее была обнаружена надпись, сообщавшая: "Известно, что владыка Иорест умер в 7816 (1678) году, 12 марта". Память его празднуется каждый год 24 апреля.

Перевод с румынского Владимира Мухина

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=459&did=1941

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мирча Пэкурарю
Все статьи Мирча Пэкурарю
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52