Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Объединение или разъединение?

Епископ Манхэттенский (РПЦЗ)  Гавриил  (Чемодаков), Новое русское слово (Нью-Йорк)

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ / 04.09.2006

От редакции: Недавно в либерально-эмигрантском "Новом русском слове" появилось весьма любопытное интервью секретаря Архиерейского Синода РПЦЗ епископа Манхэттенского Гавриила (Чемодакова). Любопытно оно не только тем, что вл. Гавриил подтвердил свою репутацию главного противника воссоединения Русской Церкви (он, разумеется, не выступает прямо против, но говорит, что нельзя торопиться, что есть немало трудностей, которые нужно преодолеть и т.п.). Эти идеи он, впрочем, излагал неоднократно, в том числе и в интервью Русской линии.
Но в интервью НРС, видимо, в расчете на американскую аудиторию епископ Гавриил заговорил предельно жестким языком. Для принятия РПЦЗ "Акта о каноническом общении" он по сути ставит новые условия для нашей Церкви.
Помнится, когда по итогам Всезарубежного Собора РПЦЗ мы опубликовали комментарий "Реквием по РПЦЗ", нас многие обвиняли едва ли не безграмотности, в непонимании ситуации. Мол, все должен решить Архиерейский Синод, а объединение фактически состоялось. Однако Синод ничего не решил. Нам объяснили люди "сведущие", что не "не решил", а отложил, чтобы успокоить сомневающихся, а все решится осенью на очередном Синоде, так сказать, "в рабочем порядке".
И вот в канун заседания Архиерейского Синода РПЦЗ один из самых влиятельных его членов выдвигает для объединения с Матерью-Церковью новые условия (а ведь ранее много говорилось, что зарубежники никаких новых условий выдвигать не будут). К интервью епископа Гавриила приходится отнестись всерьез, ибо все его предыдущие прогнозы сбывались. Похоже, он лучше всех понимает господствующие настроения внутри РПЦЗ.


Работа согласительных комиссий Русской Зарубежной Церкви и Московской Патриархии продолжается, но вопросы, разделяющие две Церкви, остаются прежними. Между тем российская пресса продолжает сообщать о воссоединении Церквей как о решенном деле. На вопросы НР Слова о происходящем в этой сфере отвечает секретарь Синода РПЦЗ епископ Манхэттенский Гавриил.

- Секретарь согласительной комиссии протоиерей Александр Лебедев сообщил недавно российскому журналисту, что Нью-Йоркский Синод разрабатывает торжественный церемониал воссоединения. Неужели дело уже дошло до этого?

- Вероятно, протоиерей Александр хотел сказать, что если священноначалие РПЦЗ одобрит документ, известный как "Акт о каноническом общении" между нашими Церквами, то есть между частями некогда единой Русской Православной Церкви, тогда и придет время разрабатывать церемониал его подписания. Сначала следует принять "Акт". Очередное заседание нашего Синода, на котором пойдет речь об этом документе, намечено на начало сентября. В проекте "Акта" многое требует доработок. Вопросы об участии Московской Патриархии в работе Всемирного совета церквей (ВСЦ), а также о ее отношении к известной "Декларации патриарха Сергия" остаются пока неразрешенными.

- Кто мог уполномочить секретаря комиссии обсуждать вопросы о торжественном церемониале до подписания "Акта"?

- Лучше всего спросить об этом самого о. Александра. Возможно, он просто подгоняет события в ожидании воссоединения, но мне, как и многим другим в РПЦЗ, эта поспешность кажется преждевременной. Не форсировать события, связанные с процессом церковного единства, призвал и президент Путин.

- Разве протоиерей Лебедев не является подчиненным лицом, которое должно согласовывать свои высказывания с позицией начальства?

- Конечно, он является подчиненным лицом и отчитывается перед председателем нашей комиссии архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком.

- Который, как известно, является одним из главных сторонников скорейшего воссоединения. Возможно ли, что западноевропейские епархии пойдут своим путем и объединятся с МП, не дожидаясь согласия Синода?

- Мне как секретарю Архиерейского Синода о подобных планах ничего не известно. Но я не могу отвечать за западно-европейские епархии: на то есть у них свои правящие архиереи. Я, однако, надеюсь, что мы проявим единство в решении стоящих перед нами проблем и до раскола дело не дойдет.

- В той же беседе о церемониале Лебедев говорит, что в нем якобы прозвучат слова покаяния со стороны представителей РПЦЗ. О каком покаянии может идти речь?

- Я ни о чем подобном в заявлении о. Александра Лебедева не читал. Вы, вероятно, имеете в виду заметку, которая появилась в газете "Наша страна", но эта газета отражает позиции раскольнических группировок, враждебно относящихся к нашей Церкви. Думаю, что если уж говорить о покаянии, то его следовало бы ожидать от тех, кто числит себя продолжателями ложного пути, которым Московская Патриархия следовала с 20-х годов.

Если за нами есть ошибки, на которые нам укажут, то я думаю, что мы покаемся в них. Я предполагаю, что главная претензия к нам - открытие приходов РПЦЗ в России или хиротония архиепископа Валентина Суздальского. Я согласен, что хиротония Валентина была ошибкой, но ставить эту ошибку в один ряд с "Декларацией" митрополита Сергия просто нелепо по самой несовместимости этих деяний. "Декларация" была серьезнейшим отступлением от церковных норм и признавала власть, которая открыто преследовала Церковь.

- Я нередко слышал обвинения в адрес РПЦЗ в том, что в годы Второй мировой войны она сотрудничала с нацистами. Может быть, кто-то хочет услышать покаяние в этом?

- Германское правительство, во главе которого стоял Гитлер, помогло РПЦЗ с постройкой храма в Берлине в 1938 году. Это было время, когда с Гитлером охотно сотрудничали все государства Запада и Востока. С ним поддерживали превосходные отношения и Москва, и Вашингтон. На Берлинскую Олимпиаду съехался весь мир. Положение изменилось лишь после того, как вспыхнула Вторая мировая война. А уж открытие храмов на оккупированных Германией российских территориях называть сотрудничеством с нацистами никак нельзя. Не забудем, что эти храмы были закрыты советскими властями, осквернены, превращены в склады. Если бы не это - их бы не пришлось потом открывать. Что до того, что некоторые иерархи РПЦЗ благословляли РОА, то следует взять в расчет настроения русской эмиграции тех лет: в РОА видели силу, которая может освободить Россию от большевиков.

- После завершения работы Четвертого Всезарубежного Собора в Сан-Франциско многие противники безоглядного объединения стали спокойней относиться к работе согласительных комиссий. Они увидели, что иерархи твердо стоят на своих позициях и ждать немедленного объединения с МП не приходится. Но сейчас в российской прессе прозвучало мнение, что Собор носил лишь консультативный характер, а вопрос о воссоединении будет решаться на Архиерейском Соборе.

- Последнее слово, согласно Святым Канонам, всегда принадлежит епископам, Архиерейскому Собору, но он, согласно тем же Канонам, не может не считаться с мнениями, которые были высказаны клиром и мирянами, да и теми же архиереями, так как резолюцию Собора в Сан-Франциско мы все принимали вместе.

- После завершения работы Собора нью-йоркский священник отец Виктор Добров высказал в беседе с корреспондентом НРСлова мнение, что сейчас имело бы смысл пересмотреть состав согласительной комиссии, которая не отражает настроений ни мирян, ни клира.

- Это предложение было высказано и на Всезарубежном Соборе. Подобные вопросы должен решать Синод. Возможно, вопрос о необходимости обновления состава комиссии будет поднят на сентябрьском заседании Синода, когда Синоду станут известны ее новые предложения по проекту "Акта".

- В российской прессе прозвучало заявление о том, что молитвенное общение уже достигнуто, то есть воссоединение стало простой формальностью. Действительно ли это так?

- В прошлом году я услышал это же от Святейшего Патриарха Московского. Он сообщил мне, что во время посещения Москвы состоялась совместная молитва, а стало быть, молитвенное общение имеет место. Это несколько обобщенная, как мне видится, позиция. Обыкновенно же в Православной Церкви считается, что полное евхаристическое общение происходит лишь при сослужении во время совершения Божественной литургии. А этого не было. Служился молебен Новомученикам Российским, на котором присутствовала наша делегация. Это, скорее, можно назвать своего рода молитвенной солидарностью.

- Вас не удивляет, что Московский Патриарх постоянно направляет поздравительные телеграммы лидерам коммунистических стран: Вьетнама, Северной Кореи, Кубы?

- Это только подтверждает опасения многих наших священников и паствы в том, что МП все еще не порвала со своим советским прошлым. Эта международная деятельность тем более странна сейчас, когда русский народ так нуждается в воцерковлении. В России меньше двух процентов православного населения посещает храмы. Вот проблема, решением которой должна заниматься МП. А вместо этого патриарх рассылает поздравления главам режимов, которые преследуют христиан.

- На Соборе в Сан-Франциско был проведен неформальный опрос делегатов о том, как они относятся к объединению. Согласно данным опроса, большинство было против. Каково ваше впечатление о настроениях у прихожан и священников?

- Я думаю, что пресса часто совершает одну и ту же ошибку, говоря, что "большинство зарубежников против объединения" или, напротив, "большинство за объединение". Я думаю, что подавляющее большинство в нашей Церкви поддерживает идею объединения, а спор - и очень горячий - идет о том, как и какими путями достичь этого объединения, но только при выполнении двух ключевых требований, которые РПЦЗ выдвигает МП. Если кто-то и говорит, что он против объединения, то это совсем не значит, что этот человек категорически не хочет иметь ничего общего с МП при любых обстоятельствах. Стоит его расспросить, и выясняется, что он настаивает только на выполнении двух ключевых условий, которые РПЦЗ всегда выставляла МП. Мы хотим объединения, и речь идет о необходимости выхода РПЦ МП из ВСЦ, что ответит чаяниям миллионов ее собственных клириков и прихожан, а также о том, чтобы она гласно и недвусмысленно определила свое отношение к "Декларации" митрополита Сергия. Мы прекрасно осознаем, насколько это трудно для священноначалия РПЦ МП. Но трудности, связанные с процессом нашего сближения, есть и у нас, - и уж никак не меньшие. Поэтому действовать следует с сугубой осторожностью.

- Вы встречаетесь с представителями МП, насколько, по-вашему, они готовы пойти на уступки?

- Ощущение такое, что пока не готовы. Наши призывы остаются без ответа. МП продолжает участие в экуменических мероприятиях, то же можно сказать и об отношении к сергианству. Официального признания ошибочности "Декларации" 1927 года, выраженного прямо, не предвидится. К сожалению, нам остается констатировать, что многие в России все еще считают, что позиция Сергия была единственно возможной в то время, что он спас церковь от полного уничтожения. Эту позицию можно понять, но это не значит, что она "перекрывает" нашу позицию. Мы должны продолжать диалог, и мы будем продолжать его. Те, кто не признает ошибок, обречены на их повторение.

- Представим, что разногласия будут преодолены и "Акт" подпишут. Какая степень самостоятельности останется у РПЦЗ?

- В "Акте" речь идет о восстановлении евхаристического общения, о признании Патриарха Московского духовным главой всей Русской Церкви, но при этом РПЦЗ в полной мере сохранит свою административную, хозяйственную и финансовую независимость. В этом смысле ничего не изменится. Опасения в том, что руководство МП начнет вмешиваться в нашу жизнь, необоснованны. Да они на это и не претендуют. Однако нам еще только предстоит преодолеть те разногласия, о которых Вы упоминаете в своем вопросе. Наберемся же терпения.
Нью-Йорк, 25 августа, 2006 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме