В небе и на земле

Один день полкового священника

Су-22, взмывающие в небо на фоне золотых куполов храма Иоанна Воина, - первое, что бросается в глаза, когда подъезжаешь к Краснодарскому летному училищу. Летать на этой боевой машине и служить в этом храме выпало на долю одному и тому же человеку - майору ВВС России, а сейчас протоиерею Владимиру МИЩЕНКО. Как проходит рядовой день полкового священника, наблюдал Алексей ОРДЫНСКИЙ.

Протоиерей Владимир МИЩЕНКО, председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Екатеринодарской и Кубанской епархии, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина на территории Летного училища города Краснодара, военный летчик - инструктор I класса, майор в отставке. В сане 11 лет. В 1981 году окончил Ейское высшее военное училище летчиков, совершил 58 парашютных прыжков. В армии служил 18 лет, за это время подготовил 30 военных летчиков, налетал 1800 часов. Летал на истребителях-бомбардировщиках класса Су-7Б и разных модификациях Су-17.


Причастницы

- Пелагеюшка, милая, спишь еще? Просыпайся, дорогая, я тебя причащать приехал! - На часах шесть утра, Краснодар еще кутается в пелену тумана, а отец Владимир уже бодро входит в квартиру больной прихожанки.

Пелагее 84 года. Всю жизнь она посвятила Церкви, пекла просфоры. Свое искусство передавала нескольким поколениям просфорниц. Накануне у нее был гипертонический криз, вызывали "скорую". Отец Владимир и его супруга, матушка Светлана, дежурили у постели своей прихожанки до позднего вечера.

В единственной комнате в красном углу среди икон самая большая - Спасителя. Чисто, уютно, на полочке светится лампадка, нет неприятного запаха болезни.

- Дай Бог тебе здоровья, батюшка, - причастившись, благодарит Пелагея.

Взяв с Пелагеи обещание не вставать одной с постели, едем к следующей причастнице.

- На молитве таких бабушек сейчас вся страна держится, - замечает о. Владимир. - У меня в храме утреня и литургия объединены: курсанты могут причаститься, если не имели возможности прийти на вечернее богослужение. Служба в семь утра начинается, в одиннадцать заканчивается. И бабушки, несмотря на болезни, от начала до конца ее выстаивают. Они - душа Русской Церкви, страданиями от своих грехов очистились, суетность этого мира отмели, мужей похоронили и всем существом к Богу приблизились. Их молитва чистая за беспутных детей и внуков прямо к Богу идет. Как когда-то, во время войны, за своих близких и о победе молились их матери и бабушки, так и они сейчас на их место встали...

Половина седьмого. Следующую причастницу зовут Наталья. У нее сломана нога. Несколько минут батюшка на кухне беседует с ней, спрашивая, часто ли они с мужем ходят в храм, венчаны ли? "Нет, вам сейчас надо к Богу обратиться, помощь только от Бога", - говорит батюшка. Наталье достается за страсть к курению...

Одуванчики вы мои!

Без пяти семь. Постовой солдат открывает перед нами ворота в летное училище. Выделенная для храма и хозяйственных строений территория площадью примерно 50 соток, с вишнями, сливами и яблонями, отгорожена забором из рабицы. Среди прихожан - и курсанты (регулярно в храм ходит около сорока), и просто местные жители.

Колокола сделаны из обрезанных газовых баллонов. Курсант Евгений только закончил звонить к утрене. "Доброе утро, страна!" - приветствует его о. Владимир. "Одуванчики вы мои!" - это уже к бабушкам, что стоят у храма в ожидании благословения священника.

Стрижи с резким криком носятся над храмом и трехъярусной колокольней, ожидающей благодетеля, способного пожертвовать полмиллиона рублей на купол. Плотные серые тучи низко висят над землей, того и гляди заморосит дождь. Но это не сказывается на настроении о. Владимира.

- Здравствуйте, мои дорогие, Христос Воскресе!

Подошло отделение (13 человек) с первого курса, большинство в храме первый раз в жизни. О. Владимир рассказывает ребятам, что 9 мая в храме после службы состоится панихида по погибшим в годы войны.

- Приходите, помолимся обо всех них. Без Бога нет победы! Кто сказал?

- Суворов, - отвечает один из курсантов.

- Точно! У всех есть крестики, кто крещен? Если нет, то подойдите к киоску, мы бесплатно дадим. Кто хочет креститься - покрестим.

- Батюшка, я мусульманин, мне тоже можно сейчас в храме помолиться? - спрашивает смугленький курсантик.

- Конечно! Можешь молиться по-своему.

В храме о. Владимир обращает внимание ребят на икону Николая Чудотворца и святых русских полководцев (Александра Невского и Феодора Ушакова). Курсанты крестятся, прикладываются к иконам.

В казарме первого курса Час дня. Обедаем на скорую руку и едем в казарму первого курса. По дороге батюшка успевает позвонить своей матушке, которая дежурит у болящей Пелагеи, и с улыбкой сообщает мне, что той стало намного лучше, давление нормализовалось. Двухэтажное бледно-желтое помещение казармы встречает топотом ног спускающихся курсантов, которые вежливо пропускают нас на лестнице. Сегодня у ребят банный день. Застаем одну из рот на построении. Встав рядом с командиром, о. Владимир поздравляет всех с наступающим Днем Победы. Он напоминает, что всегда будет рад видеть их в храме и готов ответить на все волнующие их вопросы.

Казарма напоминает спортзал с рядами аккуратно заправленных синими одеялами кроватей. Дневальный провожает нас в комнату отдыха. Там двое курсантов без формы смотрят телевизор.

- Здравствуйте, ребята, сидите, сидите. Как учеба? - приветствует их о. Владимир. - Вы сейчас фильм о моряках смотрите, а про адмирала Ушакова что-нибудь слышали? - Ребята удивленно смотрят на священника. - А про Александра Невского, про Суворова? (Кивают). Ну слава Богу. Тут ко мне в храм две девчонки зашли, ставят свечи перед иконой. Я их спрашиваю: "Чья это икона? - Они молчат. - Александра Невского, слышали про такого?" Полчаса думали, потом одна говорит: "Это что-то связанное со льдом". - Курсанты смеются.

- Тебя как зовут, обращается батюшка к одному из ребят.

- Владимир.

- Да мы с тобой тезки! Кто такой святой Владимир был, знаешь?

- Нет.

- А кто Русь крестил? - Курсант мнется.

- Он и крестил, и мы с тобой носим его имя...

- Нам, ребятки, свою историю, героев своих и святых забывать никак нельзя. Забудем - превратимся в стадо баранов без рода и племени, уважать нас перестанут, кто захочет, будет нами по-своему вертеть. Представьте себе, вы с кем-то говорите, а он не помнит даже, как его родителей зовут. Вы же решите, что у него проблемы с головой, и уважать его перестанете, да?

- Да, - улыбаются ребята.

- То же самое и наша история и вера, об этом нельзя забывать!

Пророк в своем отечестве

- Было время, мы взлетали на форсаже (с дополнительной подачей топлива для ускоренного взлета), такой грохот над городом стоял! Народ писал письма в Москву, чтобы нам запретили такие полеты, - говорит батюшка. - Мне очень нравилось так взлетать и делать то, что не умеют другие. Но нам не успели запретить. Само все развалилось. Было одиннадцать летных училищ в стране, осталось одно краснодарское. Если бы в Югославии по два "Су" в небе дежурили, никакие американцы сунуться туда не посмели бы.

Два часа дня. На аэродроме, куда мы заехали поздравить с наступающим Днем победы батюшкиных друзей-однополчан, он проворно забирается в кабину дежурного спасательного вертолета Ка-27. Пилоты "вертушки" безнадежно ожидают намеченных на сегодня прыжков с парашютом (низкая облачность? и прыжки, возможно, отменили).

- Вы управляли когда-нибудь вертолетом? - кричу я ему.

- Вертолетом сам не управлял, только в составе экипажа летал. Но думаю, управлять им легче, чем истребителем. Только надо подготовку на тренажере пройти, изучить инструкцию, знать, что можно делать, что нельзя. По сравнению с самолетом он - как трактор рядом с болидом.

Будучи членом аэроклуба, батюшка и сегодня иногда поднимается в небо на Як-52. Когда в город привезли мироточивую икону царя Николая, облетел по периметру город.

- Состояние священника-летчика двойственное. При той человеческой радости, которую испытываешь от полета, есть еще и духовная радость от осознания, что ты - верующий, да еще и служитель церковный. Помочь людям обрести веру - это все равно что открыть глаза слепому. И перегрузки при этом служении испытываешь не меньше, чем в самолете. Тяжело самолетом управлять в сложных условиях, но еще труднее найти молитву, чтобы она из самого сердца шла. Раньше я курсантов учил летать, теперь учу их Бога познавать. Был военный инструктор первого класса, стал инструктором более высокого класса.

Поначалу, когда он только стал священником, то испытывал некоторое смущение при общении с бывшими сослуживцами. Для них он по-прежнему оставался майором Владимиром Мищенко. Но это быстро прошло, и сейчас даже начальник училища называет его не иначе как отец Владимир.

Перед началом полетов большинство некрещенных курсантов принимают крещение, понимая, что в экстремальной ситуации последняя надежда - на Бога

Разговор в офицерском клубе

В 16 часов по плану - после службы, концерта по случаю Дня жен-мироносиц и крестин - беседа со вторым курсом. К офицерскому клубу уже подходят колоны курсантов.

- Второй курс ближе всех мне по духу, - мимоходом бросает батюшка. - Когда они еще только поступали, их родители приходили в наш храм и мы вместе молились об успешном поступлении их сыновей. Второкурсники чаще исповедуются, я знаю все их болевые точки и молюсь Господу о благодатной помощи.

На третьем курсе некрещеных почти не остается. На днях двое третьекурсников попросили их окрестить. "А чего это вы вдруг проснулись?" - "Да вот, скоро ехать на полеты, надо привести себя в надлежащий вид".

- В этом нет ничего удивительного, - рассуждает о. Владимир. - Каждый отдает себе отчет, что в небе бывает все. Быть военным летчиком рискованно и ответственно. В неординарной ситуации останется только уповать на волю Божию, а как - если ты некрещеный? Крещеный будет призывать на помощь Господа, чтобы Он его сберег и помог выполнить задание. Я им об этом постоянно говорю, и они это прекрасно понимают.

К сожалению, пока не удалось завязать дружеских отношений с первым курсом. Со стороны родителей не было такого духовного расположения, и курсанты оказались тоже не слишком настроены к Церкви. Однако батюшка уже "провентилировал" этот вопрос с командирами: обещали найти в расписании курсантов время для индивидуальных занятий священника с ребятами.

Выступление о. Владимира в клубе длится только полчаса, слушатели не успевают устать. Короткие фрагменты из книги покойного митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Иоанна "Одоление смуты" чередуются примерами из жизни. В частности, батюшка рассказывает, как в одном доме чета супругов отгородила для пожилой матери угол на кухне, а сами прекрасно живут в двух просторных комнатах. "Вас, наверное, обижают здесь?" - спросил священник у матери. Ответом были слезы в ее глазах. "Надеюсь, вы не будете так относится к своим родителям, когда они состарятся?" - с надеждой спрашивает о. Владимир.

Или батюшка рассказывает, как увидел на улице беременную на восьмом месяце девицу с дымящейся сигаретой в руке и попросил не курить, а в ответ услышал непристойное замечание. "Неужели кто-то желает, чтобы его женой стала такая девушка?" - спрашивает о. Владимир. Он говорит от всего сердца, и подавляющее большинство курсантов слушает затаив дыхание.

Много вопросов возникает у ребят перед принятием святого крещения. Например, как понимать догмат о Святой Троице, где на рублевской иконе Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Почему православные поклоняются иконам, чем Православие отличается от католичества, протестантизма.

- В Краснодаре, как и в Москве, секты ведут себя очень активно. Есть и иеговисты, и мормоны, и баптисты, - говорит батюшка, - и я стараюсь предупредить ребят заранее, потому что новокрещенные еще невоцерковились и имеют слабую устойчивость к потоку информации, которую вываливают на их голову сектанты. А во мне курсанты видят своего старшего товарища и поэтому доверяют. Если надо, могу вместе с ними и с парашютом прыгнуть, - смеется о. Владимир. - Многим ребятам православная вера открывается именно здесь.

От радости отдых не нужен

Около пяти вечера. Через несколько минут вечерняя служба. Украдкой поглядываю на отца Владимира. Я от усталости полуживой, а он - хотя на ногах с полшестого утра - по-прежнему бодр и весел. Позже я узнаю от его супруги, что он спит не более пяти часов в сутки, а в Великий пост один служит все утренние и вечерние службы. И у него еще хватает энергии следить за строительством храма Царственных мучеников под Сочи, где он назначен настоятелем.

Каждая проповедь в его храме - это небольшой экскурс в мир Церкви с учетом современных реалий. После вечерни батюшка служит молебен о недужных, а в конце решает всех помазать освященным маслом. Перед молебном объясняет, что в основе каждой болезни, скрытой или проявившейся, лежит духовная причина. "Болезни - это напоминание нам о том, что мы отступили от Бога. Не нужно бегать к разным знахарям, целителям и другим шарлатанам, давайте по воскресеньям сугубо молиться Богу, чтобы Он вернул нам здоровье".

Я предложил помочь девушке Галине, которая с трудом передвигалась, подойти к помазанию. Позже узнал, что у нее рак, врачи отказались от нее как от безнадежной. Самостоятельно она не могла не то что ходить, но и вставать с постели. Но искренне верила, что Бог ей поможет. А после того как о. Владимир причастил ее на дому, Галя хоть и с трудом, но уже сама приходит в храм.

Девять вечера. Вдоль аллеи из молодых березок, ведущей к калитке на улицу, зажигаются шары ночных фонарей.

- Отец Владимир, вы отдыхаете когда-нибудь? В отпуске бываете?

Он на секунду задумывается:

- Только Господь мне силы дает такой объем работы выполнять. Каждый новый день для меня - это встреча со Христом. Радость - это когда мы со Христом, а от радости отдых не нужен.

Бой под Ястребовкой - рассказ Раисы Георгиевны Дупленко, прихожанки храма Иоанна-воина:

- Это случилось зимой 1942 года, когда немцы готовились к Курской битве. С Воронежа под Прохоровку пробивалась группировка эсэсовцев численностью в несколько тысяч человек с орудиями и гранатометами. Фашисты сжигали на своем пути все населенные пункты. Подойдя к селу Ястребовка (Курская область) и увидев на въезде занесенный снегом советский танк (он был подбит, но издали это было незаметно), враг решил, что в деревне стоит танковая часть русских. Накануне, после боя, в деревню вошли 150 русских солдат и разместились в начале села. Немецкую разведку они уничтожили. Утром немцы отправили в деревню парламентариев: они предлагали оставить все свое оружие, но взамен наши должны были пропустить их к Прохоровке. Русские отказались. Был сорокаградусный мороз, немцы расположились на дороге и долго ждать не могли. Естественно, они пошли в атаку. Мы все, кто оставался в селе, стали молиться Богу, и он нас услышал. Все дороги были занесены снегом, но с другой стороны села подошла "Катюша" и уничтожила всю группировку противника. Это было чудо. Мы их потом замучились в кювет сваливать, чтобы дорогу освободить - их было несколько тысяч человек.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=22§ion=9999&article=480
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Ордынский:
В небе и на земле
Один день полкового священника
02.09.2006
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019