Образованный человек не тот, кто много знает, а тот кто много добра творит

0
212
Время на чтение 4 минуты
Что такое образование? Какими качествами должен обладать образованный человек? Эти и другие вопросы ныне часто обсуждаются на всевозможных конференциях, форумах и в средствах массовой информации. Не выпускается ли из виду самая главная проблема: насколько современное образование прививает учащимся добрые нравственные качества?

Обычно такой вопрос почти никогда не ставится. Несмотря на заявление современных педагогов, что воспитание детей должно быть основано на общечеловеческих ценностях, очевидно только одно: русский народ из-за оскудения веры, доброты и человечности постепенно деградирует и вымирает.

Доброта - это качество души, которое было заложено в нашу человеческую сущность Создателем с самого начала творения, но вслед за Адамом и Евой мы часто теряем это качество, утопая в житейской суете и неразрешимых проблемах, прельщаясь красотами этого тленного мира. Грех насквозь пропитал нашу человеческую природу, а потому часто, как пишет Апостол: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7,19). Для доброты немного места осталось в нашем сердце. Обычно ныне считают, что добротой и человечностью должны отличаться лишь учителя, врачи и священники. На самом же деле и инженерам, и строителям, и военным, и фермерам, и бизнесменам, и простым рабочим должны быть присущи эти качества. Иначе их труд может быть напрасным и приносить обществу не пользу, а вред. Если, например, архитектор недобросовестно спроектирует здание, то под его обломками погибнет множество невинных людей. Если водитель нарушит правила уличного движения, то он подвергнет опасности и себя, и окружающих.

Критерием высшей справедливости и источником всякого добра нецерковные люди ныне считают свободу и демократию. Такой довольно устоявшийся общественный взгляд на природу добра не согласуется с другим взглядом, по которому источником всякого добра, любви и справедливости является Церковь Христова. Церковь не выступает против свободы и демократии, но учит, что не общественные системы, а грехи лишают человека подлинной свободы.

Несогласные с этим утверждением люди обычно обвиняют Церковь в корыстном пособничестве государственным властям. А некоторые "ученые мужи" проповедь священников до сих пор воспринимают как пережиток прошлого и с подлинным удивлением спрашивают: "Как вы, будучи умным и грамотным человеком, в наше просвещенное время можете веровать в Бога?" Большинство людей вспоминает о Боге и Церкви два раза в году - на Пасху и на Рождество, но чаще всего эти великие праздники лишь повод для очередного застолья, а не для того, чтобы прийти в храм помолиться, покаять ся в своих грехах и умягчить свое сердце.

А может и без Церкви возможно быть добрым, справедливым и умным? Трудно человеку думать о Боге, когда он окружен многочисленными родственниками и преданными друзьями, когда он имеет диплом о высшем образовании, хорошую работу. Может ли Церковь прибавить что-либо к его жизненному благосостоянию? До сих пор во многих научных публикациях и в школьных учебниках проводится мысль, что религия - это удел слабых, неспособных к активной жизненной позиции людей или прибежище террористов и фанатиков, что она душевно и материально ограничивает человека, лишает его многих радостей. Но так ли это на самом деле? Не скрывается ли часто за внешним преуспеванием и многознанием нецерковного человека равнодушная и холодная душа, которая не способна по-настоящему радоваться жизни, жертвенно любить, честно трудиться, бескорыстно делать добро, прощать обиды, сострадать в несчастье других людей. Если бы мы действительно были такими добрыми и преуспевающими, как о себе думаем, то нам бы не угрожал демографический кризис. Доброе дерево приносит и плоды добрые, а недоброе засыхает, и его бросают в огонь.

Раньше, пока на Руси сохранялось подлинное церковное благочестие, люди говорили, что образованный человек не тот, кто много знает, а тот, кто много добра творит. В обществе, где атмосфера жизни доброжелательная, там есть стимул хорошо и честно трудиться, растить много добрых детей. А в обществе, где преобладают люди, думающие только о собственном благополучии и процветании или о том, как хотя бы выжить, где не без страха выпускают своих детей на улицу и в школу, где в мирное время всячески стараются откупить юношей от исполнения воинской обязанности, там, видимо, совсем мало осталось доброты.

Современный мир слишком сциентизирован (от латинского слова sсientia - знание), и люди не видят иных целей в образовании, кроме удовлетворения практических потребностей. Образование в этом смысле нужно только для карьеры и получения денег. А собственно человек, его духовная природа оказываются вне должного внимания. Некоторые ученые предлагают разработать современную научную педагогическую антропологию, которая бы развивала не только познавательные способности, но и духовный опыт человека. Но сомнительно, что такая научная работа не будет лишь пылиться на полках библиотек. Педагогам важно непосредственно соприкоснуться с живым опытом духовной жизни, а не изучать его по научным публикациям, только в этом случае можно ожидать добрый результат.

В древности основными школами просвещения были храмы и монастыри. Там велись летописи, там переписывались и переводились книги, там по книге Псалтырь детей учили грамоте. Важным достоинством церковного и монастырского образования было то, что священники и монахи заботились не только о развитии интеллекта учащихся, но и о воспитании души. В эпоху секуляризации (обмирщения) храмы и монастыри были лишены этой благородной миссии просвещения людей. Очагами образованности стали только школы и университеты.

Первоначально в школах и университетах преподавали Закон Божий. В советское же время школа была отделена от Церкви. Теперь все получают лишь светское образование. Не пора ли вернуться на круги своя? Ныне при внешней материальной и духовной неустроенности большинства монастырских обителей нереально всех детей вновь посадить за монастырские парты, но, думается, вполне реально хотя бы раз в год для учителей и учащихся вузов и школ организовывать паломничества в монастыри. Молитва и труд поможет приобщиться к подлинной духовной жизни и решить многие кажущиеся неразрешимыми мирские проблемы.

В нашей Тобольской епархии на базе Духовной Семинарии для учителей общеобразовательных и воскресных школ ежегодно в период весенних каникул проводятся семинары по Основам Православной культуры с чтениями лекций, посещением местных монастырей. Но в этих семинарах, которые всегда проходят очень интересно, к сожалению, принимает участие лишь небольшое число педагогов.

При нынешней секулярной системе образования организовать подобные семинары для всех учителей вузов и школ почти нереально, но, как говорят в народе, Господь и намерения целует. Может быть, если о такой перспективе образования педагоги хотя бы заговорят, возможно в будущем удастся осуществить эту мечту. А пока учителя должны постараться не забывать хотя бы дома перед началом рабочего дня и вечером перед сном молиться, соблюдать пост в среду и пятницу, чтобы умягчить свое сердце и сердца своих учеников, чтобы в них появилось целомудрие, доброта, терпение и рассудительность.

"Не многие делайтесь учителями!" - говорит Господь. Если же мы дерзнули возложить на себя такое высокое и ответственное звание учителя, то будем всегда руководствоваться праотеческой премудростью, согласно которой образованный человек не тот, кто много знает, но тот, кто много добра творит.

http://www.russned.ru/stats.php?ID=447
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Маркелл (Павук)
Все статьи Архимандрит Маркелл (Павук)
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17