Время традиции

Из выступления Валерия Ганичева, председателя Союза писателей России на круглом столе Союза писателей России 'Русская политическая традиция: история и современность', 8 июня 2006 г.

0
106
Время на чтение 4 минуты
Мне хотелось бы начать с цитаты нашего известного философа, к сожалению, покойного, ученого Александра Панарина, из его книги 'Народ без элиты': 'Изгнание нашего современника из большого духовного поля, отлучение его от собственной большой традиции представляет в стратегическом отношении еще более опасный вызов национальному бытию, чем даже собственно территориальное экспроприаторство. Территорию можно утратить и завоевать заново, а духовная традиция может быть невосстановима'. Мне кажется, это очень глубокие и очень важные слова. Действительно, вопросы, которые сегодня мы собираемся обсудить, взаимосвязаны и взаимозависимы. Еще несколько лет назад казались непоколебимы некие постулаты, обозначенные как либерально-демократические, глобалистская основа всех обществ. Ныне их ценность подвергается серьезному переосмыслению и переоценке. Происходит это в силу разных причин: и от их порой практической несостоятельности, несовместимой с глубинной духовной природой нашего масштабного и многогранного мира, и с крахом надежд некоторых глобалистов на безропотность тех, кто подвергается довольно изнуряющему эксперименту, и в силу трагических заблуждений, которые обнаруживают политические силы и высшие слои элит многих государств. Связано это и с тем, что народ перестал быть предметом осмысления, поклонения, заботы этих сил, и они во многих случаях, по существу, стали антагонистами. Связано это и с тем, что из поля провозглашенных, отчасти привнесенных ценностей, почти выведены традиционные исторические, нравственные и религиозные мотивы. Об этом убедительно говорилось на последнем 10-м Всемирном русском народном соборе, соучредителем которого является Союз писателей России, и, по-видимому, поэтому мы и собрались здесь.

Какие вопросы, как мы предварительно обсуждали, следовало бы сегодня нам представить на этот разговор. Политическая традиция в России - это понятие очень широкое, ибо самих традиций в политической мысли и в практическом политическом устройстве в России было немало. Эти традиции не только соперничали друг с другом, но и вполне плодотворно осуществляли, дополняли и развивали друг друга. К примеру, в той же Российской империи, когда была официальная государственная твердая власть со всеми ее мощными структурами и институтами, тем не менее, сосуществовала она с традиционной для России и совершенно не систематизированной местной властью, властью крестьянских общин, устраивающих жизнь села и деревень на основе обычного права. Наверное, можно сказать и о советской традиции Советов, которые в некоторые периоды занимали очень серьезное место в государственном устройстве, скорее в общественном даже. Поэтому, наверное, одна из главных проблем, о которой обязательно нужно говорить сегодня следующим образом: какая или какие политические традиции могут нам помочь организовать политическую жизнь страны в наше время. Ведь далеко не все политические традиции сводились к ныне модному консерватизму или менее модному сейчас либерализму. Мир вообще многоцветный, и в этом смысле - на что нам стоит опираться и от чего, возможно, следует отказываться.

Второе: еще одна проблема, которая достойна вообще широкого общественного обсуждения, и не только нашего круглого стола: с какого исторического периода надо начинать отсчитывать русскую политическую традицию? В советское время очень четко было: с 1917 года, затем нижний рубеж опустился до Петра I, потом, в 90-е годы вдруг внимание стало обращаться как-то больше на XIX век, с периода отмены крепостного права, именно на время возникновения либеральных политических концепций. Но ведь история России, конечно, не ограничивается ни началом XX века, ни второй половиной XIX века, ни даже XVIII веком. А разве не должны мы, допустим, опереться, осмыслить политические уроки XVI и XVII века, где было много различных подходов, или политическую традицию Древней Руси? Наши друзья на Украине хотят всю русскую правду и Ярослава Мудрого, все традиции Древней Руси обозначить как чисто украинские политические традиции. Ясно, что это антиисторично, но, тем не менее, это утверждается. Разве мы не обязаны рассматривать отечественную историю в ее целостности?

И третья проблема - это проблема политическо-исторической мифологии. Наверное, от исторических мифов никуда не уйдешь, они воссоздаются, воссоздаются как в научном мире, так и в мире некоего народного взгляда. Активно творятся какие-то новые мифы в сугубо политических целях. Достаточно вспомнить, как еще совсем недавно период Великой Отечественной войны превращался в сплошное крошево наших поражений, трупов. Маршал Жуков низводился до уровня какого-то костолома. Мы прекрасно понимаем, что подобного рода новая мифология служила цели отнять у наших людей, у наших детей их историю, разорвать их тесную связь с предками. Слава богу, в этом зале была встреча победителей с нашими учениками от 3-го до 10-го классов, которые писали сочинение о Великой Отечественной войне к юбилею, к 60-летию Великой Победы, мы проводили этот конкурс. И, слава богу, это юное, молодое поколение преподнесло урок: оно захотело видеть своих дедов и прадедов победителями, оно захотело жить в стране, которая победила. И были такого рода сочинения, такого рода здесь модели были представлены, которые убеждают, что не удалось внедрить те мифы.

И, думаю, четвертая проблема, над которой можно и полезно сегодня поразмышлять: что такое традиция и какова ее роль в политической жизни русского общества. В самом деле, мы, доказывая истинность тех или иных собственных взглядов, частенько говорим о традиционности или обращаемся к традиции как к авторитету. А, может, эта череда явлений и событий, которые являются традицией, и закрепление ее в памяти, в генной памяти людей - это может составлять границы этой традиции. И обычно оказывается, что осмысление традиции, самой ее сущности, совершенно различно. И решение современной политической проблемы во многом зависит от того, как мы понимаем традицию.

http://kreml.org/opinions/120957288?mode=print
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Ганичев
Все статьи Валерий Ганичев
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17