О великом иконописце Андрее Рублеве, канонизированном РПЦ в 1988 году, известно очень мало. Родился он, скорее всего, в 70-е годы XIV столетия. Происходил из образованных кругов, живописному мастерству учился, скорее всего, в Византии и Болгарии. Многие годы он провел в Троице-Сергиевой лавре, изучая труды мыслителей и подвижников того времени - основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Имел возможность и непосредственно общаться с ними. Иноческий постриг будущий святой принял в Спасо-Андрониковой обители.
С именем Рублева связан величайший расцвет московской школы живописи XIV - первой половины XV вв. Позже, согласно решениям Стоглавого собора, его творчество было решено принять за образец для иконописцев. Впрочем, до наших дней дошло очень мало его работ. Единственная икона, считающаяся в науке бесспорно рублевской, - знаменитая "Троица" из Третьяковской галереи. Для всех остальных его авторство только предположительно. Некоторое время монах-художник работал вместе с Феофаном Греком и, возможно, был его учеником. Около 20 лет, до самой смерти, вместе со своим "сопостником" иконописцем Даниилом Черным, с которым работал в Благовещенском соборе в Москве и Успенском во Владимире, он вел жизнь подвижника. Согласно житийной литературе, уже после смерти преподобного Андрея Даниил получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном. Умерли они почти одновременно, возможно, от какой-то инфекционной болезни.
Интересно, что, согласно выводам антропохимика Елены Александровской, "химический состав костной ткани двух людей из погребения N 5 сходен, что позволяет сделать предположение о том, что эти люди вели одинаковый образ жизни, имели сходное питание, вероятно, имели одно и то же занятие - работа с металлом, живопись". "Исследование черепов показало, что разница в возрасте погребенных - 20 лет, - отметил и Сергей Никитин. - Предполагается, что одному было 50, а другому - 70 лет". То есть это вполне могут быть мощи Андрея Рублева и Даниила Черного. Во всяком случае, Сергей Никитин в этом уверен.
Из источников известно, что первоначально иконописцев положили под монастырской колокольней. Но в XVIII веке ее снесли, по всей видимости, тогда их и перезахоронили под алтарем. "Останки найдены благодаря отцу Вячеславу, - говорит Сергей Никитин. - Возрождение храма он начал в 1992 году с восстановления алтаря и престола. В ходе поисков были найдены камни древнего престольного основания, а под ними - случайно - погребение. В раскоп тогда спускался сам патриарх Алексий II... Меня отец Вячеслав попросил подключиться к исследованию через десять лет".
Между тем многие ученые оспаривают выводы Сергея Никитина. Даже настоятель храма не торопится с полной уверенностью утверждать, что найденные останки принадлежат именно Рублеву. "Последнее слово скажут специалисты патриархии. Будем надеяться, что уже в этом году мы сможем совершить поклонение святым мощам Андрея Рублева", - говорит отец Вячеслав.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Геннадий Попов, директор Музея имени Рублева:- Подлинное открытие Андрея Рублева и, можно сказать, спасение древнерусской иконы состоялось в дни, когда (невзирая на "оттепель"!) на церковь обрушилась новая, теперь уже хрущевская, волна гонений. Вновь рушились и закрывались храмы, уничтожались духовные реликвии, рассыпались наборы книг по древнерусскому искусству... Остановить это безумие могла столь же безумная акция... Илья Эренбург предложил ЮНЕСКО отметить рождение автора "Троицы". И в Кремль полетели телеграммы. Главным "заговорщиком" была Наталья Демина - первый научный сотрудник зарождавшегося музея. Она вовлекла в свой "заговор" крупнейших ученых - Лазарева, Павлова, Ильина - и в эту компанию пригласила Эренбурга. Шел 1959 год. Помню, кто-то сказал: "Сейчас или никогда". И Андрей Рублев "родился" в 1360-м, чтобы через год можно было отпраздновать его 600-летие.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=241106002&print