"Учить точно по уставу и не вносить отсебятины"
"1911 год". Прибыли в роту молодые солдаты, начались с ними занятия. Я организовал соревнование между взводами. Командир лучше подготовленного взвода награждался серебряными часами, а отделенные унтер-офицеры и учителя молодых солдат - денежными премиями. Это приходилось делать уже за свой счет.
Мое основное требование оставалось прежним: учить точно по уставу и не вносить отсебятины. Прихожу однажды утром в роту и вижу: стоит взвод и прицеливается. Прицельная рамка поднята, прицел на 2.700 шагов, и у всех молодых солдат открыты рты. Я никогда не делал замечаний унтер-офицерам при рядовых стрелках. И на этот раз ничего не сказал. Прошел в ротную канцелярию и вызвал командира взвода. Спрашиваю: "Почему стрелки целятся с открытыми ртами?" Взводный отвечает: "Так приказал фельдфебель". Вызываю старого служаку и говорю ему: "По какому уставу вы дали такое указание?" "По наставлению для стрельбы", - твердо отвечает подпрапорщик. "Найдите этот параграф и покажите". Сел за наставление фельдфебель, читал его, читал, а такого параграфа не нашел. Сконфуженный, он явился ко мне с наставлением и заявил, что "раньше было". Тогда я стал допытываться у него, какие же выгоды дает открытый рот при стрельбе на дальнее расстояние. Он объяснил, что, когда был молодым солдатом, их учили открывать рот, так как при открытом рте повышается и правый глаз, а потому лучше видишь мушку. Вот своеобразная методика, типичная для старых сверхсрочников. Пришлось ему доказывать обратное, а чтобы он не портил молодых солдат, то впредь о таких новшествах в методике я приказал ему спрашивать меня.
Маршал Советского Союза Борис Михайлович ШАПОШНИКОВ (1882 - 1945). В 1917 г. - командир гренадерского полка, полковник. Начальник Генерального штаба РККА в 1937 - 1940 и 1941 гг.
Из книги "Воспоминания. Военно-научные труды". (М., Воениздат, 1974 г.)
* * *
"Успех объяснялся доверием"
Весной 1916 года, незадолго до начала Брусиловского прорыва, я был назначен командиром первой роты <409-го Новохоперского пехотного полка>. Через некоторое время командир полка Леонтьев признал ее одной из лучших в полку по подготовке, воинской дисциплине и боеспособности. Как мне кажется, успех объяснялся доверием, которое оказывали мне солдаты. Через много лет, после Великой Отечественной войны, я получил несколько писем от своих сослуживцев, живо напомнивших мне то нелегкое время. Я был очень благодарен им...
Период быстрого наступления помог мне приобрести недостававший опыт руководства подразделением во встречном бою и на марше. Я внимательно наблюдал за действиями старших по должности. Подмечал не только их приемы вождения войск, но и методы общения с "нижними чинами".
Дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Александр Михайлович ВАСИЛЕВСКИЙ (1895 - 1977). В годы Великой Отечественной войны и в 1946 - 1949 гг. - начальник Генерального штаба; в 1949 - 1953 гг. - министр Вооруженных Сил СССР.
Из книги "Дело всей жизни". (М., Политиздат, 1978 г.)
* * *
"В кратчайший срок изучить все до тонкостей"
Осенью 1922 года я был назначен командиром пулеметного эскадрона 1-го Армянского конного полка... Красноармейцы-пулеметчики по национальности в основном были русскими. Они происходили из русских сел Лорийского района Армении. Почти все имели начальное образование, что по тем временам было весьма неплохо, отличались большой физической закалкой и с детства были приучены к коню. Короче, лучшего контингента для эскадрона нельзя было и желать. Командиры взводов были подобраны из самых опытных пулеметчиков.
Должен признаться, что мое назначение было встречено личным составом эскадрона, особенно опытными пулеметчиками, без особого энтузиазма, если не сказать больше. Дело в том, что мои познания в пулеметном деле тогда ограничивались по существу общими знаниями о боевом применении пулеметных подразделений в тактическом плане. Первые же встречи с моими новыми подчиненными воочию показали мне, как они дорожат своими боевыми традициями, какие высокие требования предъявляют друг к другу и к командирам. Чтобы успешно командовать пулеметным эскадроном - подразделением особого назначения, мне предстояло в самый кратчайший срок изучить пулеметное дело до тонкостей. Я обложился всеми необходимыми пособиями, уставами и наставлениями и вплотную занялся изучением как материальной части пулемета, так и довольно сложной системы стрельбы из одиночных пулеметов, пулеметных взводов и эскадрона в целом.
Не зная отдыха, благо в молодые годы силы кажутся безграничными, я досконально изучил все, что необходимо знать пулеметчику. Очень и очень непростым был, например, по устройству замок пулемета, и первым признаком "классности" пулеметчика, как выразились бы сейчас, было умение в считанные минуты разобрать его, собрать и вставить на свое место. Технические навыки, приобретенные мною в железнодорожном училище, оказались здесь полезными, за месяц я научился в буквальном смысле с закрытыми глазами разбирать и собирать замок.
Постепенно командиры пулеметных взводов - заядлые пулеметчики - стали внимательно выслушивать мои наставления и требования, касавшиеся тонкостей пулеметного дела, и я с радостью понял, что с этой поры стал для них авторитетом, по крайней мере, в их любимом деле.
Дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Иван Христофорович БАГРАМЯН (1897 - 1982). В годы Великой Отечественной войны - начальник штаба Юго-Западного фронта, командующий 16-й армией, командующий 1-м Прибалтийским фронтом.
Из книги "Мои воспоминания". (Ереван, Издательство "Айастан", 1979 г.)
* * *
"Уважение и авторитет можно завоевать только личным примером"
В 1924 году я с отличием окончил Военную объединенную школу имени ВЦИК. Для прохождения службы меня направили в Ленинград, где я стал командиром взвода 31-го стрелкового полка 11-й стрелковой дивизии. Попал в роту, укомплектованную в основном красноармейцами приволжских и северных национальностей. Командовал ротой бывший офицер старой армии Бурыгин. Это был настоящий военный профессионал. Он предъявлял жесткие требования к боевой подготовке, особенно большое внимание уделял стрелковому делу и штыковому бою, считая, что успех в схватках с врагом прежде всего зависит от того, насколько умело владеет воин вверенным ему оружием: метко ли стреляет, умеет ли нанести врагу стремительный удар штыком или прикладом.
Однажды командир роты собрал нас, молодых командиров взводов, на стрельбище. Стреляли из винтовки стоя, с колена и лежа. Все выполнили упражнения, но, нужно сказать, не с блестящим результатом.
Бурыгин укоризненно покачал головой и, молча взяв винтовку, вышел на огневой рубеж. Одну за другой он быстро и метко поражал мишени, а закончив стрельбу, встал, отряхнулся и сказал:
- Вот так-то! Раз и навсегда запомните, что уважение красноармейцев, авторитет у них вы можете завоевать только личным примером.
Так мы получили наглядный урок, из которого сделали вывод: чтобы обучать, надо самому все уметь и знать лучше своих подчиненных.
...Я довольно быстро подготовился к поступлению и в 1928 году поступил в Военную академию имени М.В. Фрунзе. Конечно, при большом конкурсе в тот год немаловажное значение имело то, что рота, которой я командовал, по боевой и политической подготовке заняла первое место в Ленинградском военном округе.
Герой Советского Союза главный маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич РОТМИСТРОВ (1901 - 1982). Во время Великой Отечественной войны командовал танковыми бригадой и корпусом, 5-й гвардейской танковой армией, с 1944 г. - заместитель командующего бронетанковыми и механизированными войсками Советской Армии. В 1958 - 1964 гг. - начальник Военной академии бронетанковых войск, затем - помощник министра обороны СССР.
Из книги "Стальная гвардия". (М., Воениздат, 1984 г.)
* * *
"Мой рассказ затронул их сердца"
1929 год. До перевода в 106-й Сахалинский стрелковый полк, входивший в состав 36-й стрелковой дивизии, я служил в Даурии. Назначение было неожиданным. Прибыл в Песчанку, где дислоцировался полк, и сразу представился командиру... Теплая встреча сняла тяжесть разлуки с прежними сослуживцами. Правда, легкой жизни командир полка не сулил, скорее, наоборот: предупредил о больших трудностях, с которыми придется встретиться.
- Не буду скрывать, - сказал он, - рота досталась вам тяжелая. Подобрались в ней, как мы привыкли говорить, "трудные" бойцы. С боевой подготовкой дела плохи, с дисциплиной тоже... Предшественник ваш пытался поправить дела, но ему это не удалось. Надеюсь, что вы сумеете.
Я не знал, что ответить. Категорически заявить: мол, выведу роту в передовые, не мог. Это походило бы на бахвальство, а хвастать не привык. Пасовать тоже не в моих правилах. Помедлив, сказал:
- Постараюсь сделать все, что можно.
Однажды, было это в воскресенье, я решил побеседовать с красноармейцами - просто так, как говорят, по душам, не задаваясь какой-то определенной целью. Подошел, поздоровался, спросил о настроении... Потом, уловив хороший настрой подчиненных, как бы между прочим сказал:
- Гляжу на вас, ребята, и понять не могу, что же это получается? Люди в роте - один лучше другого, а плетемся в хвосте. Просто не верится. Ведь стоит вам только захотеть - и были бы первыми не только в полку, но и в дивизии.
Бойцы мои приумолкли, стали прислушиваться, а я продолжал:
- Мало того, что сами в отстающих, полк назад тянем. И какой полк! Вы же наверняка знаете его историю, традиции. Они складывались в жарких боях с врагом в годы Гражданской войны...
- Вроде что-то говорили, - неуверенно отозвались красноармейцы.
И тут я понял, что история части, ее боевой путь совершенно незнакомы моим подчиненным, а ведь именно с этого должна начинаться служба красноармейца в полку. Значит, кто-то упустил, забыл о столь важном деле, а мне и в голову до сих пор не могло прийти, что подобное возможно.
И решил я поправить эту оплошность. В тот же день выбрал свободное время и коротко рассказал бойцам о том, как создавался полк, как защищал он молодую Советскую Республику. А рассказать было о чем...
...Иногда говорят, что одной беседой никого не перевоспитаешь и дела не поправишь. В принципе это, конечно, так. Но вот та беседа удалась и оказалась весьма и весьма действенной.
Закончив рассказ, оглядел подчиненных. Они стояли молча. Видимо, каждый думал о чем-то своем. О чем? Этого я не знал, но чувствовал, что мой рассказ затронул их сердца.
А утром из доклада дежурного я узнал, что в роте даже после отбоя продолжалось собрание. Оно возникло стихийно. Это было, собственно, продолжение нашей беседы. Говорили на нем бойцы о дальнейшей своей жизни, об отношении к боевой учебе и службе. И решили все как один бороться за первое место в полку и дивизии.
Герой Советского Союза генерал армии Иван Иванович ФЕДЮНИНСКИЙ (1900 - 1977). Командовал мотострелковым полком во время боев на Халхин-Голе. Во время Великой Отечественной войны - командующий войсками армий, с 1943 г. - 2-й ударной армией. В послевоенное время командовал войсками различных военных округов.
http://www.redstar.ru/2006/04/05_04/6_01.html