Ядерная буря в стакане воды

Склонность к силовым действиям - еще не повод для тревоги

Новости Москвы 
0
905
Время на чтение 7 минут
Статья в мартовском выпуске известного американского журнала "Форин Афферс" (Foreign Affairs) о перспективе кардинального ядерного превосходства США вызвала совершенно неадекватную реакцию в российских средствах массовой информации. Причем российские эксперты, к мнению которых обратились журналисты, реагировали не на статью, а на утверждение о технической возможности со стороны США нанести такой внезапный ядерный удар по России, на который она не сможет ответить. Эксперты были поставлены в ситуацию "не читал, но категорически не согласен".

Причины тревоги


Направленность статьи двух американских профессоров-политологов скорее заслуживает уважения, а не осуждения. Авторы проявляют озабоченность тем фактом, что США поставили цель закрепить свое превосходство в военной мощи на глобальном уровне и имеют возможность получить кардинальное преимущество в области ядерных вооружений над Россией, что может привести к нарушению сложившегося паритета. Китай не обозначает своего стремления к значительному повышению потенциала своих стратегических ядерных вооружений.

В этих условиях одностороннее превосходство США может войти в противоречие с интересами обеспечения безопасности России. Наибольшую тревогу авторов статьи вызывает опасение, что США могут попытаться использовать ядерное оружие для насильственного экспорта демократии, противодействия распространению оружия массового уничтожения и роста ядерного потенциала других государств.

Есть ли основания для несогласия с подобными предположениями? Пожалуй, что нет.

Стремление к полному и глобальному превосходству в военной мощи открыто продекларировано в двух последних Стратегиях национальной безопасности США. Перспективы развития стратегических ядерных вооружений, их роль, место и взгляды на применение достаточно полно изложены в Ядерном обзоре (Nuclear Posture Review Report, 8.01.2002), а также в Доктрине проведения ядерных операций (Doctrine for Joint Nuclear Operation, 15.03.2006).

Состояние и перспективы развития российских стратегических ядерных сил тоже не представляют секрета. Количественные уровни стратегических ядерных вооружений определены Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов, подписанном президентами России и США 24 мая 2002 года в Москве. Есть проблемы с темпами оснащения войск новыми стратегическими носителями. Известны и проблемы развития российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Проблемы есть, но оснований для чрезмерной тревоги нет. Что же вызвало столь бурную реакцию на статью американских профессоров?

Судя по реакции в российских СМИ, наибольшее возражение вызвало утверждение о возможности со стороны США нанести такой внезапный удар по России, что она на него не сможет ответить. Ответно-встречный удар (до подлета боевых блоков американских ракет) России не удастся провести из-за "брешей" в системе СПРН, и ответный удар (после ядерного воздействия) невозможен будет из-за того, что уже нечем будет отвечать.

В то же время в тексте статьи данное утверждение звучит достаточно корректно. Авторы лишь высказывают предположение, что в перспективе есть вероятность, что США получат такую возможность.

Изъяны моделирования


На чем же базируются предположения авторов? В основу выводов положены результаты компьютерного моделирования с использованием стандартных математических методов, применяемых уже не одно десятилетие. Моделировалась ситуация внезапного удара по стратегическим ядерным силам России. Количественные параметры боевого состава сторон брались исходя из тех данных, которые следуют из Договора "О сокращении стратегических наступательных потенциалов", а также с учетом известных планов каждой из сторон по реализации Договора и развитию своих стратегических ядерных сил. Судя по всему, авторы учитывали открытые данные по состоянию носителей - примерное количество подводных лодок со стратегическими ракетами на боевом дежурстве, готовность стратегических бомбардировщиков к выполнению боевой задачи, надежность ракет с продленным гарантийным ресурсом и т.д.

Можно предположить, что исходные данные для моделирования и диапазон их варьирования при проведении расчетов профессорами-политологами были заданы достаточно грамотно, но строить предположения и тем более делать политические выводы о возможном исходе внезапного ядерного нападения одной из сторон на основе таких моделей совершенно некорректно. Исследовательские модели имеют совершенно иное предназначение. С их помощью можно исследовать влияние на эффективность боевого применения состава группировки стратегических ядерных сил. Можно оценить роль тех или иных параметров носителей и боевых блоков, эффективность средств преодоления ПРО. С помощью исследовательских моделей можно оценить эффективность операции СЯС в зависимости от характеристик основной и резервной систем управления и т.д., но не более.

Делать выводы по возможному исходу реальных боевых действий на основании исследовательских моделей нельзя, сколь бы ни были совершенны математические методы и компьютерное моделирование.

Вне всякого сомнения, можно получить вероятностные оценки по возможностям ответных действий противоположной стороны при нанесении по ней внезапного удара. Но корректно ли на основании таких данных делать политические выводы? Даже если расчеты покажут, что вероятность ответных действий меньше одной тысячной, то отсюда вовсе не следует, что можно делать ставку на нанесение такого удара и прибегать к политике жесткого ядерного устрашения. Случайность исхода может быть такой, что одна тысячная успешного ответно-встречного удара будет реализована в первой же попытке, а других уже и не будет.

К числу недостаточно корректных утверждений можно отнести и ссылку на неспособность СПРН обнаружить старты ракет из акваторий морей и на готовность морской и авиационной компонент СЯС при оценке реакции России на внезапный удар. Ни морская, ни авиационная компоненты стратегических ядерных сил как России, так и США не рассчитаны на применение в ответно-встречном ударе. Они могут полноценно участвовать либо в заранее готовящемся ударе, либо в ответном ударе. Только Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) способны обеспечить проведение ответно-встречного удара. Более того, та их часть, которая размещена на подвижных носителях, при неблагоприятных условиях (несвоевременное принятие решения военно-политическим руководством страны) способны составить основу ответного удара. Поэтому готовность морских и авиационных носителей на возможность ответных действий России при нанесении по стране внезапного удара влияния не играет, а РВСН постоянно находятся в состоянии готовности к такой ситуации. Что касается СПРН, то ее тоже хоронить рано, наоборот, ее возможности постепенно наращиваются.

Тем не менее, отвергая возможность использования исследовательских методов моделирования для обоснования тех предположений, которые сделали авторы статьи, не лишним будет проанализировать направления развития американских стратегических сил. Может быть, действительно они могут в обозримой перспективе приобрести те качества, которые не позволят ни одной из стран претендовать на ядерный паритет с США?

Внезапность исключается


Как следует из известных документов, стратегические силы США включены в состав новой триады и традиционная ядерная триада - наземные межконтинентальные ракеты, ракеты на подводных лодках и ракеты на авиационных носителях являются лишь составной частью новой триады. Функции новой триады возложены на Стратегическое командование. Сферы его деятельности: ядерное сдерживание, космические операции, информационные операции, интегрированная противоракетная оборона, глобальное управление, сбор, обобщение и анализ информации, глобальные удары, противодействие распространению оружия массового уничтожения. Применение ядерного оружия присутствует в сфере ядерного сдерживания и может предусматриваться при планировании глобальных ударов. Новые качественные возможности, способные повлиять на эффективность применения ядерных сил, планируется получить в ходе развития возможностей по организации и проведению глобальных ударов.

Глобальные удары прежде всего предусматриваются для тех вариантов развития обстановки, когда появляются новые непредусмотренные угрозы независимо от их географического размещения. Подготовка глобальных ударов должна осуществляться в реальном масштабе времени по мере возникновения угрозы с выявлением целей, подлежащих поражению. В реальном масштабе времени должны определяться характеристики новых целей, а если они подвижные, то и с отслеживанием меняющихся координат. Учитывая, что проведение глобальных ударов может предусматривать применение, в том числе и ядерного оружия, то отсюда следует, что может существенно возрасти возможность применения ядерного оружия по подвижным целям. Получается своего рода ядерный разведывательно-ударный комплекс. Одновременно должны возрасти возможности по поражению стационарных защищенных целей за счет появления специальных ядерных боеприпасов для поражения заглубленных целей.

Можно ли считать, что появление этих новых качеств может нарушить стратегический паритет? Думается, что нет. Координаты и основные характеристики стационарных объектов каждой из сторон давно известны, так же как и имеется расчет необходимых средств их поражения. Появление новых боеприпасов кардинально картины не изменит. Что касается отслеживания в реальном масштабе времени подвижных объектов, то многое будет зависеть от возможностей по количеству одновременно отслеживаемых целей и оперативности корректировки полетных заданий на их поражение.

Для подготовки глобальных ударов по новым целям не требуется способности одновременного отслеживания большого количества целей, но необходима возможность оперативного маневра техническими средствами разведки для быстрого обнаружения целей в любом новом регионе. Факт наращивания возможностей системы для постоянного отслеживания подвижных объектов российских стратегических ядерных сил скрыть невозможно. Если такая задача будет поставлена, то найдутся и способы противодействия. Но в любом случае обнаружение подвижных объектов способно лишь снизить эффективность ответного удара, но не может повлиять на эффективность ответно-встречных действий.

Таким образом, получается, что оснований для беспокойства о перспективе нарушения ядерного паритета между Россией и США нет. Тем более что и параметры такого паритета совсем иные, чем в период "холодной войны". Говоря о новых возможностях, нельзя не упомянуть и еще один важный момент. Между Россией и США уже несколько лет как подписан Меморандум об открытии в Москве совместного Центра обмена данными от систем предупреждения о ракетном нападении, предусматривающий совместное постоянное дежурство российских и американских расчетов. После его открытия будет исключен не только риск случайного применения ядерного оружия, но даже чисто теоретическая возможность нанесения внезапного удара.

Может быть, в предположении генерала Леонида Ивашова, что статья заказная, есть доля истины. Но, скорее, ее появление случайно совпало с визитом президента России в Китай. Просто очередь ожидания публикации в журнале подошла. Но учитывая реальное, а не озвученное в российских средствах массовой информации содержание статьи, правомочно и другое предположения. Не является ли заказной и реакция на эту статью? Кому понадобилась эта буря в полупустом стакане с водой? Может быть тем, кому-то хочется видеть в Соединенных Штатах Америки только врага, чтобы "пробить" дополнительное финансирование оборонных программ или добиться изменения в распределении приоритетов в финансировании имеющихся программ?

В целом же авторов статьи можно лишь поблагодарить за то, что они обратили внимание на те угрозы, которые связаны со значительным преобладанием США в военной мощи и склонностью к действиям с позиции силы. Полезным оказалось и ошибочное предположение о возможности уничтожения российских СЯС внезапным ударом. На предложенном примере очень ярко видно, какая компонента наших стратегических ядерных сил позволяет при минимальных затратах обеспечивать решение задачи ядерного сдерживания, эффективно решая задачи и в условиях ответно-встречного и ответного ударов.

http://nvo.ng.ru/wars/2006-03-31/2_glass.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Золотарев
Не того Москва боится...
Целесообразно не нагнетать военно-параноидальные настроения, а искать компромиссы по ПРО
22.06.2007
Отсюда - тактика без стратегии
Решение вопросов Совета безопасности России перекладывают на Минобороны и Академию военных наук
16.03.2007
Сценарии для Южной Осетии и Абхазии
Развертывание боевых действий наруку только террористам
30.06.2006
Три источника - три составные части армейского застоя
Низы не могут, а верхи не способны навести порядок в Вооруженных силах
24.12.2005
Все статьи Павел Золотарев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27