Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Переход к вере

Александр  Тихомиров, Православие и современность

27.03.2006

К Богу может прийти каждый, вне зависимости от национальности, профессии, социального положения. Господь призывает к Себе всех - нищих и богатых, "малыя с великими" (Пс. 113, 21)... Путь к вере любого человека неповторим, так же, как и сам человек. Беседа с Александром Николаевичем Тихомировым, в прошлом известным тележурналистом, депутатом Верховного Совета РСФСР,- тому подтверждение. Александр Николаевич хорошо знаком представителям старшего поколения по ярким репортажам в программе "Время". Также он был ведущим передач "Семь дней" на канале "Останкино", "Прожектор перестройки", телепрограммы "Вагон 03". Именно с разговора о профессиональной деятельности и началась наша беседа.

Справка

Александр Николаевич Тихомиров родился 13 мая 1942 года Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1966 окончил факультет журналистики Уральского государственного университета, в 1973 - Высшую партийную школу при ЦК КПСС. С 1967 по 1969 годы являлся корреспондентом газеты "Комсомольская правда", с 1969 по 1970 - сотрудником газеты "Социалистическая индустрия". В 1970-72 годах трудился комментатором на радиостанции "Маяк". С 1972 по 1975 - собкор Гостелерадио СССР в Сахалинской области. С 1974 по 1994 - политический обозреватель центрального телевидения, названного позднее Всесоюзной государственной телерадиовещательной компанией, а потом РГТРК "Останкино". С 1989 по 1990 год вел еженедельную программу новостей "Семь дней". В дальнейшем работал над репортажами, посвященными сельскому хозяйству.

В 1990 году Александр Николаевич избран народным депутатом РСФСР. С 1992 на РГТРК "Останкино" вел передачу "Вагон 03". В 1997 назначен министром информации правительства Московской области и одновременно являлся автором и ведущим публицистической программы "Русская дорога" на телеканале "Россия". Ныне - пенсионер.

Женат. Дочь Ольга - тележурналист, замужем за Дмитрием Менделеевым, ведущим программы "Библейский сюжет" на канале "Культура".


- Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, как возник замысел телепередачи "Вагон 03".

- Передача появилась совершенно случайно. В 1984 году была снежно-метельная зима, заносы на дорогах, и я делал репортажи о том, как их ликвидировали. После этого министр путей сообщения наградил меня званием "Почетный железнодорожник"... Вызвал к себе, вручил значок и спросил, не надо ли чего еще. "Брежнев ездил по Дальнему Востоку в комфортном вагоне-салоне,- сказал я ему.- Давайте организуем в подобном вагоне выездную редакцию программы "Время"". Министр согласился. Выделил тот самый "брежневский" вагон (в нем позже перевозили мощи преподобного Серафима Саровского), и мы со съемочной бригадой в конце февраля 1985 года полетели на Сахалин, чтобы переправиться оттуда на материк, а потом пересесть в вагон. По стране мы ехали целый год. Тогда считалось, что наше мероприятие приурочено к XXVI съезду КПСС, но по мере того, как мы продвигались, менялись политические обстоятельства. Умер Черненко, к власти пришел Горбачев. Началась эпоха так называемого социализма с человеческим лицом. Я чувствовал, что надо что-то менять в подаче материала. И через восемь месяцев после того, как мы стартовали, в Киргизии я сделал сюжет под названием "Очищение": о том, что первый секретарь райкома партии, племянник первого секретаря ЦК - вор... 9 минут сюжет шел в программе "Время"... Когда мы его передали в Москву, быстренько погрузились на самолет, а вагон отправили дальше - с забитыми окнами. Его обстреляли по дороге. Но "Очищение" прошло. Для того времени это было немыслимо, я не знаю, в заслугу это себе считать или нет. Однако впервые на советском телевидении появился материал, в котором была отражена правда, и автор этого материала - я.

- Александр Николаевич, расскажите о своем детстве, о себе...

- Воспитывался я в детском доме в Нижнем Тагиле. Это был не простой детский дом, а с особым режимом. Сюда отправляли детей при живых родителях, занимающих определенное положение в обществе. Со мной росли, например, приемные сыновья Константина Симонова - Толя Серов, Клима Ворошилова - Володя Колотухин... Детский дом этот находился в старом заброшенном монастыре. Директором его была воспитанница Макаренко. Теперь, когда я слышу об этой системе воспитания, очень смеюсь. Вся система строилась на шефстве старших над младшими - в "Педагогической поэме" это старостатом называлось. Но точнее говорить - дедовщина...

Мне повезло с учительницей литературы: она была необычным педагогом, давала нам, своим ученикам, например, такие темы сочинений: "Как я представляю себе дальнейшую судьбу героев пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор"". И это в советское время!.. Видимо, тогда я начал что-то любопытное писать, она почувствовала во мне какие-то способности. И делала так: закрывала меня в пустом классе: "Пока не напишешь рассказ - не выпущу". Для того, чтобы освободиться, полтора-два часа сочинял... Но самое интересное, что учительница эти рассказы относила в газету "Тагильский рабочий", и их там печатали. Потом я попал в литературное объединение при этой газете. В него входили инженеры, сталевары, механизаторы, а я, хотя мне было всего 14 лет, стал для них мастером... Так и получилось, что когда я поступал на факультет журналистики Уральского университета, у меня уже были публикации... В армии тоже писал - в окружную газету. Когда вернулся на гражданку, с тремя курсами университетского образования меня взяли сначала в многотиражку Уральского политехнического института, потом в областную молодежную газету.

Однажды я написал очерк о моем воспитателе из детского дома - "Памятник" - и победил с ним на первом конкурсе молодых журналистов в СССР. После этого меня стали приглашать в разные издания, а потом взяли в "Комсомольскую правду" стажером - там я работал год. Перешел в газету ЦК КПСС "Социалистическая индустрия", затем трудился на радио "Маяк". Четыре года был собственным корреспондентом Гостелерадио СССР на Сахалине. И начиная с 1975 года 15 лет практически постоянно находился на Байконуре, в центре управления: делал репортажи о полетах в космос...

- "Космонавты в космос летали, а Бога не видали" - тогда всерьез считали, что Бога можно увидеть?

- Да нет, я думаю, это была атеистическая хохма. Всех интересовали летающие тарелки, а не Бог...

- А Вы тогда как относились к верующим людям?

- Никак. Но я всегда подозревал, что "есть некая субстанция, которая мир сотворила и управляет им"...

- Другими словами - атеистом Вы не были?

- Воинствующим атеистом - нет. Но и партийным человеком не был, то есть карьеры не делал, хотя меня еще в армии приняли в партию. А потом я из партии вышел. Точнее, мы втроем из нее вышли: Ельцин, Травкин и я... Я же был депутатом Верховного Совета РСФСР...

- Как и когда Вы к вере пришли?

- Когда? Давно уже... Просто безграмотен был. И часто задавал себе вопрос: если некрещеный человек живет, не совершая зла, гнусных поступков, то что с ним потом будет?

- И крестились?

- Принял Таинство крещения в 1997 году, когда был вице-губернатором Курской области, налаживал и поддерживал отношениями со СМИ, работниками науки и культуры. И кроме этого - с представителями религиозных конфессий. Тогда в области начался первый в России опыт по введению основ православной культуры в виде факультативов в общеобразовательную школу. Конечно, трудно было, непонятно, кто и о чем будет говорить детям, ведь никаких пособий методических не было. Это потом мы их заказали в Фонде славянской письменности...

- Церковь этим занималась?

- Церковь вместе с чиновниками. Тогда было время такое - пик того, что называлось демократией, приток людей в храмы был значительный...

Мы с митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием ездили по области - а она у нас была "красная", коммунистическая - убеждали директоров школ, что нужны основы православной культуры. А они сидели и говорили, что сначала бы зарплату выплатили, а потом Православие как предмет вводили. Разгорались жаркие дискуссии. Владыка Ювеналий, старенький, маленький, совершенно незаметный, сидел молча. Когда споры немножко стихали, он начинал говорить: дребезжащим голосом, тихо - все подавались вперед, начинали прислушиваться... Через 20 минут у женщин, которые только что орали про зарплату, загорались глаза. Кончалось все тем, что они поднимали руки и говорили: "Я буду читать курс бесплатно, только дайте методички".

- А что митрополит Ювеналий говорил учителям?

- Он цитировал апостола Павла, говорил обычные вещи, не решал никаких организационных моментов. А я... Мне очень неловко было, что я некрещеный...

Меня крестил рядовой священник, в том храме, который строили родители преподобного Серафима Саровского и с колокольни которого он упал в детстве. Упал на кучу битого кирпича и жив остался... Мне священник объяснил, что все грехи, которые я совершил, прощены при крещении. Я и сейчас иногда в этом сомневаюсь и духовнику своему исповедуюсь. А тогда... Тогда у меня с души просто камень упал. Я такой счастливый был... Еще и моя семья повлияла. Первой у нас в семье крестилась дочь вместе с мужем, потом - жена. Я уже четвертый был. Вскоре после этого я из Курска уехал.

- После крещения Вы продолжали ходить в церковь?

- В церковь все ходили. Все руководители областной администрации во главе с губернатором...

- Сейчас часто говорят, что религиозные догматы хотят поставить на место коммунистической морали...

- Коммунистическая мораль много у христианства взяла, это возращено. Тогда все параллельно шло...

- Не вымерзла ли та почва, на которой все это росло?

- Вымерзла, конечно, но сейчас новые ростки появляются... Помните притчу о семенах, которые бросили возле дороги? Я верю в это! Верю, верю. Да что там! Я знаю это...

Хожу в храм - обычный храм в деревне Пучково на окраине города Троицка. Много молодежи, целые семьи, дети воцерковленные... Конечно, может быть, что не все они на 100% верующие... Вот если б в один прекрасный день разверзлись небеса, раздвинулись тучи, и стал бы виден лик Божий... И голос бы Его прогремел так, что содрогнулось все внутри, как при запуске ракеты на Байконуре, когда ты недалеко находишься, и Он произнес бы: "Прекратите грешить!". И все поверили бы тогда, что Бог есть...

- Что Вы думаете о терроризме в России?

- Я не берусь утверждать напрямую, но мне кажется, что в России проблему терроризма мы породили сами.. Когда начиналась первая чеченская война, я говорил: "Вы историю нашу знаете? Это ж на 50 лет кавказская война...". А мне отвечали: "Совершенно другие кавказцы сейчас. Они все на рынке стоят". Но я-то знаю, что никогда чеченцы или, скажем, ингуши не торговали и не будут этим заниматься. Мы друзья с Русланом Аушевым. Это мужественный, честный, порядочный человек, и многие из его соплеменников такие же... А кроме этого, мне довелось присутствовать при развитии осетино-ингушского конфликта, многое видел... Одну историю, про сумасшедший дом, я опрометчиво рассказал при Андроне Кончаловском, и он снял фильм - "Дом дураков".

- А что за история?

- Под Владикавказом был сумасшедший дом, психиатрическая лечебница. Конечно, никаких национальных разделений между пациентов там не было... И когда началась резня в Пригородном районе, весь персонал разбежался, а сумасшедшие - ингуши, чеченцы, осетины, русские, украинцы - взялись за руки и пошли по улицам... Они шли и с ужасом смотрели, как нормальные люди убивают друг друга, поджигают дома, давят друг друга танками...

- Именно тогда появилась передача "Лицо кавказской национальности"?

- Когда началась война, я сразу подумал, что надо сегодня объяснять людям, что не бывает народов-изгоев, народов-бандитов - я и сейчас в этом убежден, твердо это знаю. И делал эту программу в течение года, получил грант Министерства печати. Вспоминается вот что: в Чечне у меня было три бумаги в карманах - одна от Масхадова, другая от Завгаева, а третья от моего однофамильца Тихомирова, командующего Северной группой войск. И всегда существовала вероятность, что я по оплошности не ту бумагу покажу. Четко знал, что если выехал из Назрани в сторону Грозного, то мне нужен вот этот документ, а не другой... Но все равно однажды меня чуть не расстреляли.

- А какие-то чудеса с Вами происходили?

- У меня в жизни все чудесно. Я не жду специально чудес, не сижу и не думаю: "Вот оно, чудо"... Просто все то, что со мной произошло, можно считать чудом. Если бы я, сегодняшний, постаревший, встретил себя, молодого, такого, каким я был лет 30 назад, то не удержался бы и обязательно подрался бы с таким человеком. В ужас прихожу от тех поступков, которые совершал когда-то. Без сомнения, в переменах сыграли большую роль храм, куда я хожу, вера, Православие.

- Изменились нравственные императивы?

- Да. Причем они начали меняться после того, как я покрестился... Надеюсь, что я стал лучше. Правда, многие к старости лучше становятся...

- Александр Николаевич, над чем Вы сейчас работаете?

- Снимаю фильм для канала ОРТ, он называется "Рогожные лица". Он основан на реальных событиях. В центре - история, которая произошла в 1987 году с Вадимом Тумановым. Это друг мой и Володи Высоцкого, известный золотопромышленник, зек, шесть раз бежавший из самых страшных Колымских лагерей.

В 1987 году было принято постановление ЦК КПСС о борьбе с нетрудовыми доходами. Тогда решили, раз золото добывают, значит, его кто-то ворует. А кто его может воровать? Не государственные же предприятия. Старательская артель. И кинулись разоблачать старателей. А основателем "золотой" промышленности был Туманов. И пошло - клевета на него, грязь... Как ни странно, заступились за Вадима деятели культуры - Евтушенко, Говорухин, Святослав Федоров, Алла Демидова и многие другие. Я сделал программу "Прожектор перестройки", посвященную старателям. Меня вызвали в ЦК КПСС, поговорили и отстранили на два месяца от работы...

- Почему название фильма - "Рогожные лица"?

- Высоцкий говорил о старателях, что лица у них рогожные, а души шелковые...

- Вы пишете книгу. Расскажите о ней.

- Книга моя называется "Переход". Незамысловатое такое название... Первая глава начинается так: "Я умер в храме, в день Христова Воскресения сразу после Причастия". Все, что происходит дальше, происходит уже после смерти тела. Но это прием, не более того. Герой встречается с людьми, которых когда-то знал, попадает в те же самые ситуации, совершенно по-другому их оценивая... Книга не закончена, и я пока не знаю, чем она закончится...

Беседовала Алиса Орлова

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/03person/52.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме