Одухотворяйте всё сущее

25 марта 1021 г. - 985 лет со дня кончины Симеона Нового Богослова

0
203
Время на чтение 4 минуты
Симеон Новый БогословТолько трое из вселенских учителей христианства удостоены титула "Богослов". Всего трое за всю историю Церкви!

Почему это звание присвоили Иоанну Богослову, - спрашивать нечего - кому же, как не ему? Две тысячи лет нас поражает последняя фраза его Евангелия: "Многое и другое совершил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин. 21,25). Подчас мы воспринимаем это как художественное преувеличение, однако, действительно, если подробно раскрывать метафизическую глубину благовестия, то объём текста получился бы необъятным. В его первой фразе "В начале было Слово..." бездонная истина о Сыне, едва лишь обозначенная; в третьей главе так же пунктиром намеченая истина о Святом Духе, а в четырнадцатой содержатся очень краткие, но дающие пытливому уму нескончаемую пищу для размышления намёки на взаимоотношения Отца и Сына. О Животворящей Троице, на которой держится всё Бытие, сказано в нескольких словах. Больше мир не может вместить.

Через триста лет после Иоанна Богослова вышел на учительство защитник православного Символа Веры от арианской ереси Константинопольский Патриарх Григорий Богослов, второй из удостоенных этого звания. И более шестисот лет после него достойных этого звания не было.

Неужели в эти века не возникали и не решались принципиальные проблемы христианской науки о Боге, мире и человеке? Конечно, возникали и, конечно, успешно решались богодухновенными отцами Церкви. В пятом веке участниками Халкидонского Вселенского Собора был раскрыт смысл слов Никео-Цареградского Символа Веры. В словах "нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес" сформулирован христологический догмат о двух естествах и двух волях в едином Лице Спасителя. В VIII веке на Седьмом Вселенском Соборе была поставлена точка в долгой борьбе с иконоборчеством, вошедшая в историю как "Торжество Православия". Но никто из участвовавших в этом духовном учительстве святителей и преподобных, даже святой Иоанн Дамаскин, доказавший, что иконопочитание не есть идолопоклонство, не был почтён званием Богослова с большой буквы. И только в XI веке к ним присоединился Симеон Новый Богослов.

На какой же детали Божиего мироустройства, о которой до него никто глубоко не задумывался, считая, что тут всё ясно, сосредоточил своё внимание этот тихий и непритязательный аристократ, отказавшийся от блистательной придворной карьеры ради того, чтобы предаться не нарушенному внешней суетой богомолью в монастырской келье? На детали всем известной, но никем до него до конца не понятой - на плоти.

До него всем казалось самоочевидным: плоть - враг нашего спасения, она вводит нас в грех и её надо всячески умерщвлять, как это делал ещё Иоанн Предтеча, а затем христианские аскеты, носившие вериги, подставлявшие тело зною и холоду, морившие его голодом. Самым ярким примером тут служит жестокое обращение с собственной плотью Марии Египетской, сделавшей свою телесную оболочку почти призрачной. Но вот что замечательно: именно этот идеал, если вдуматься в него как следует, становится поворотным пунктом, меняющим общепринятое в первые десять веков христианства отношение к плоти. Давайте же попробуем вдуматься в этот сюжет, не прибегая пока к учению преподобного Симеона, а употребляя только обычную логику.

Мария Египетская не ублажала свою плоть, постоянно держала её в строгости, сурово пресекала её позывы и потребности. Зная об этом, мы говорим: она умерщвляла свою плоть. Если, действительно, умерщвляла, то, поскольку преподобная Мария преуспела в этом деле больше кого-либо другого, это означает, что она добилась своего и её плоть стала мёртвой. Но как же этот призрак мог ходить по воде как по суху? Ведь реку переходила не душа святой Марии, а её тело! Замученное, заморенное, иссушенное солнцем и ветрами тело, которым пренебрегают, которое ненавидят и бичуют, и по земле-то еле-еле протащится, а это - парит, как ковёр-самолёт! Тренированное, обильно питаемое, мощное тело олимпийского чемпиона пролетит над землёй в прыжке восемь метров, а этому - и стометровая ширина реки - нипочём!

Этот парадокс распутал преподобный Симеон и внёс громадный вклад в Богопознание. Он произвёл тонкое философское различение в нашей эмпирической плоти двух принципиально разных составляющих: той первозданной человеческой плоти, которую сотворил Господь в шестой день и которую носили на себе Адам и Ева до вкушения запретного плода, и прочно въевшийся в неё после этого вкушения грех, ставший для человечества наследственным повреждением. Преподобные не плоть как таковую травят, вымораживают холодом, истощают недоеданием и недосыпанием и выжигают зноем, объясняет нам святой Симеон, а только вторую её составляющую, освобождая от неё первую, гораздо более выносливую, которой не страшны ни холод, ни жара.

Процесс возвращения нашей плоти к исходному, данному Богом образу Симеон назвал обОжением плоти, и провозгласил именно обОжение, а вовсе не умерщвление тела главной задачей всякого христианина, не только пустынников и молитвенников, которые суть лишь образцы для посильного подражания. И одним из лучших примеров такого обожения стал сам преподобный Симеон, сначала насельник, а потом, более двадцати лет, игумен монастыря святого Мамы. Достигнув высот искусства "умной молитвы", он удостоился потрясающего состояния, когда на несколько часов все вокруг него превратилось в свет, и он сам стал светом. Конечно, это было восхождением в Царствие Небесное, и его обОженная плоть не помешала ему туда подняться.

Ломавшее традицию учение Симеона Нового Богослова было встречено с недоверием и прививалось с трудом, но потом стало одним из главных сокровищ православного миропонимания. Поразительные свойства святых - хождение, не касаясь ногами земли, выживание при сорокаградусном морозе, мгновенные перемещения в пространстве, жизнь без сна, нетленность останков - стали восприниматься как несомненные доказательства возможности преобразовательного воздействия духа на материю, причём во всё более широком смысле. Если дух может преображать биологическую материю человеческого тела, то почему бы ему не преображать и другие виды материи - землю, природу, атмосферу? И если это может делать духовное сознание индивидуального святого, то почему бы подобной силой не обладать соборному сознанию Святой Церкви? Чувствуете, какая грандиозная здесь намечается экстраполяция? Развивая её, мы неизбежно приходим к выводу, что Христова Истина, посеянная на земле две тысячи лет назад и названная апостолом Павлом "малой закваской, которая квасит всё тесто" (1 Кор. 5,6), есть Православие, а тестом является весь мир, включая подземную магму и небесные светила.

Вот какая огромная задача лежит на наших с вами плечах, дорогие единоверцы. Как трудно её исполнять, и в то же время, какое это счастье!

http://www.russdom.ru/2006/200603i/20060324.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Тростников
Все статьи Виктор Тростников
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27