Все мы когда-то были детьми и, конечно же, играли... в ролевые игры. Скажете, нет? А как же "Казаки-разбойники", "Дочки-матери", "Царь горы" или появившаяся в перестроечные годы "Мафия" - "менты" против "рэкетиров". Конечно, к концу школы у ребят появляются новые интересы. Однако так происходит далеко не у всех. Как правило, именно в это время иные родители узнают о существовании до сих пор неизвестных им ролевых игр. Обычно эта новость сопровождается просьбой помочь сшить костюм, к примеру, знатной дамы XII века, необходимый к ближайшим выходным. Подростки объясняют родителям, что ничего страшного в этом нет, ролевые игры - это что-то вроде театра на природе, где есть "мастер", выполняющий роль режиссера, несколько групп играющих - "команды" - и некий сценарий, описывающий "отыгрываемые" события на начальном этапе. А дальше - все подчинено правилам игры и собственно тому, насколько хорошо игроки, импровизируя, проживают предложенные им роли.
Родители сначала настороженно относятся к новому увлечению своих отпрысков. Потом успокаиваются, видя, что дети, забыв дискотеки и компьютеры, штудируют книги по истории костюма, кроят и вышивают или долгими вечерами клепают у себя в комнате детали рыцарских доспехов. Через несколько лет бОльшая часть "игроков" оставляет "ролёвки" в прошлом. Впрочем, находятся те, кто, несмотря на возраст, место работы, наличие семьи и ребенка, не оставляет юношеского увлечения. Что ими движет: желание на несколько часов стать тем, кем хотелось бы, но не суждено родиться - Жанной д'Арк, мальтийским рыцарем, Робин Гудом, или подсознательная необходимость пусть ненадолго, "понарошку", в игре проявить отдельные качества своей натуры (благородство, милосердие, нежность, склонность к шуткам и чудачеству), которые боятся или стесняются показать в реальной жизни в силу каких-то причин? Что это: бегство от сложностей нашего мира или своеобразный поиск себя и своего места в нем?
Однако среди "ролевиков" со стажем есть и те, кого в ролевой среде принято называть "заигравшимися". Нет, не в силу их возраста (35-40, а иногда и 50 лет) или несоответствия их положения в обществе и хобби, без которого не проходят ни одни выходные. В данном случае имеются в виду те, кто переносит мировоззрение и мироощущение своего любимого персонажа (как правило, из мира фэнтези) на реальный мир. "Заигравшиеся" люди постепенно входят в образ настолько, что полностью отождествляют себя со своим героем: называют себя эльфом, джедаем, магом, вампиром, выбирают соответствующее имя, придумывают "квэнту" - автобиографию, которая обычно начинается словами: "Меня зовут... Я из такого-то мира". И все это вместе именуется воспоминанием: "Я вспомнил, что 500 лет назад (вариации: в Предначальную эпоху, в Дни Битвы Гнева и т.п.) я был...". Постепенно мир ролевых игр проникает в самую сущность человека.
Одна моя подруга - общительная, жизнерадостная студентка, замечательный бард - за несколько лет такого "отождествления" себя с одним из персонажей Средиземья ("мира" английского писателя Дж. Р.Р. Толкиена) превратилась в истеричную, агрессивную, высокомерную девушку. Ее "героиня" - эльфийка из так называемых Перворожденных (первых разумных существ Средиземья), по иерархии фэнтезийного мира принадлежащая к высшей расе. Люди, по Толкиену, стоят на низшей ступени - "пришедшие следом", или "атани". Вот и наша Татьяна, совершенно серьезно считая себя представительницей высшей расы, сначала относилась к людям с легкой долей иронии, затем это переросло в презрение и почти неприятие. Все попытки вернуть ее к реальности были тщетны. "Ты слепа,- набросилась она однажды на нашу общую знакомую,- если не видишь, кто я на самом деле. Твой слабый человеческий ум просто неспособен на это. Так и не берись судить о том, чего не понимаешь".
Другая моя знакомая пошла еще дальше. Нет, она не выказывает агрессии или грубости по отношению к "человеческой расе" - мило улыбается, приглашает в гости, зазывает на уроки средневекового танца. При этом не только сама искренне считает себя "высокорожденной эльфийкой, подданной Первого Дома", но и свою маленькую дочь с годовалого возраста воспитывает в подобном убеждении. Люба вместе с мамой учит стихи на придуманном Толкиеном эльфийском языке, играет в куклы, носящие эльфийские имена... Ей неинтересен окружающий мир. Девочка живет в выдуманном, искренне веря, что он и есть настоящий. Тем более, что это поддерживается, кроме того, и авторитетом мамы. Подобные истории не единичны.
Слушать их и странно, и смешно, и... страшно. Страшно, когда человек отказывается от своей принадлежности к народу Божиему, отрекается от самого себя. Где-то подспудно ощущая это, такие люди скрывают свои "игры" от окружающих. Если же об их "увлечении" становится известно посторонним, камуфлируют свою тягу к придуманному миру под кружки самодеятельности, театральные студии и тому подобные объединения. Внешне они совершенно безобидны и тем не менее явно больны. С душой не шутят.
Как говорит один мой знакомый: "У каждого свои тараканы в голове". Тараканов обычно травят различными препаратами, наводя порядок в квартире. Каким же средством навести порядок в головах наших "заигравшихся" сограждан? Подскажите!
Елена Гриценко
Мнение священника
Иеромонах Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали":Вопрос: "Как навести порядок в головах наших "заигравшихся" сограждан?" - далеко не праздный: и "заигравшихся" очень много, и порядка нет. И не все заигрались в "ролевые игры", воображая себя героями мира, придуманного Толкиеном. Кто-то еще основательнее заигрался в политику, кто-то в бизнес, кто-то в "красивую жизнь", потеряв при этом жизнь реальную, фактически - потеряв самого себя. И цена всего этого - человеческая боль и слезы - уже не игрушечные, а реальные: реальные войны, в которых гибнут тысячи людей, кажущихся политикам не более чем "живыми фигурками" на карте "виртуального" для них, политиков, мира. Реальная нищета, в которую ввергают своих сограждан "новые хозяева жизни", доводя вчера еще прибыльные предприятия до банкротства, забирая и ничего не отдавая взамен... Как удается людям настолько заиграться, что они всего этого не замечают? Откуда вообще это отношение - к жизни и к происходящему в ней - как к игре?
Мне памятна с давних пор книга известного западного психолога Эрика Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Она проникнута совершенно чуждым Православию духом, но в ней содержатся очень глубокие и верные мысли, которые христианин сможет положить в "сокровищницу сердца". И в частности, автор пишет в ней о том, что человек, оказавшийся в пожизненном заключении, не выживет, если не будет... играть. Играть во что угодно - в "побег", в "учебу" и т.п. Иначе он сойдет с ума от сознания безысходности: ведь если не занять себя чем-то, то остается лишь ждать неминуемой смерти.
И это действительно так, только применить эту модель точно так же можно к обычной человеческой жизни, в которой нет одного - веры в Бога. Без Бога она превращается в умирание, в бег в никуда, и от сознания этого тоже можно сойти с ума, если... не играть. Вот почему мир, забывший, оставивший Бога, весь погрузился в какие-то странные игры - интеллектуальные и, напротив, глупые, несуразные и смешные, но на самом деле - страшные. Вот почему так трудно бывает современному человеку бестрепетно всматриваться в существующий "реализм действительной жизни".
И нет другого "рецепта", нет другого способа наполнить зияющую внутреннюю пустоту, избавиться от необходимости играть и лгать самому себе, кроме как обрести Того, Кто действительно является для каждого из нас "Альфой и Омегой", началом и бесконечным концом, Кто создал нас и Кто является подлинным смыслом и содержанием нашего бытия,- Бога.
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/100.html