Страной, мой родич дорогой,
Мы все обязаны Сибири.
Без ней - России быть другой.
Ал. Кессених.
В декабре прошлого года главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Масорин и губернатор Омской области Леонид Полежаев подписали соглашение о проведении совместных мероприятий, связанных со 100-летием подводного флота России и 300-летием Центрального военно-морского музея. В рамках этого соглашения с 20 февраля по 30 августа в Омском государственном историко-краеведческом музее пройдет выставка "Сибирь и Российский флот", посвященная истории русского флота начиная с петровских времен и до наших дней. Многие из экспонатов, представленных Центральным военно-морским музеем (ЦВММ), будут показаны впервые.
Музей передаст Омскому кадетскому корпусу материалы к выставке "Слава и доблесть российского воинства". Они размещены на нескольких стендах, отражающих историю различных видов и родов Вооруженных Сил. При поддержке ЦВММ в Омске пройдут гастроли Ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота.
С 19 по 23 февраля торжественные мероприятия посетят руководители Главного командования ВМФ, командования Тихоокеанского флота, личного состава подшефной атомной подводной лодки "Омск". Кроме того, пройдут встречи с ветеранами, представителями общественных и религиозных организаций.
В 2005-2006 годах отмечается целый ряд знаменательных дат в истории нашего Отечества, имеющих непосредственное отношение к участию российских моряков в освоении Сибири и Дальнего Востока, а также защите дальневосточных рубежей России. Это 280-летие начала Первой Камчатской экспедиции, 100-летие заключения Портсмутского мира, 150-летие окончания Восточной (Крымской) войны.
Курсом на северо-восток
Новый этап в освоении дальневосточных окраин России начался в царствование Петра I. В 1725 году он подписал указ о снаряжении Первой Камчатской экспедиции, целями которой стало выяснение вопросов "...о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию" и "...сошлася ль Америка с Азиею". Еще более успешной стала Великая Северная экспедиция (1733-1743). Ее результатом стало открытие северо-западных берегов Америки, Алеутских и Командорских островов, что повлекло за собой принятие большого числа политических и хозяйственных решений в Российской империи, в том числе и основание в 1799 году Российско-американской компании, приступившей к хозяйственному освоению Русской Америки.
В 1898 году Россия получила от Китая в аренду Ляодунский полуостров с портами Порт-Артур и Дальний. На вершине Золотой Горы в Порт-Артуре был поднят Андреевский флаг - военный флаг Российского флота. Порт-Артур стал главной базой флота на Дальнем Востоке. На протяжении многих лет одной из серьезнейших задач было связать огромные российские пространства надежными коммуникациями. Такая возможность появилась лишь с появлением железнодорожного транспорта и широкомасштабным строительством железных дорог. В Порт-Артур из Кронштадта по железной дороге через ряд городов Сибири был перебазирован Отряд боевых кораблей Балтийского флота.
Таким образом, для всей истории русского народа характерно неудержимое стремление к морю. Отечественные моряки, первопроходцы и исследователи открыли, описали и положили на карту побережье Северного Ледовитого океана и северной части Тихого океана, множество морей, земель, островов, открыли новый материк Антарктиду и прилегающие к ней острова. Их достижения по праву можно поставить в один ряд с великими географическими открытиями зарубежных моряков и исследователей.
Особое значение для нашей страны имело освоение Сибири и Дальнего Востока, которое в конечном итоге привело к появлению россиян в Северной Америке и на островах в северной части Тихого океана. Все это на протяжении долгих лет укрепляло геополитическое положение России и поднимало ее экономическое благосостояние.
Закрепление России на берегах Тихого океана было бы невозможно, не обладай наша держава военно-морской силой.
От "потаенного судна" до атомной подлодки
Первой отечественной подводной лодкой считается деревянное "потаенное судно" Е.П. Никонова, построенное во времена царствования Петра I. Следующим этапом стало создание К.А. Шильдером в 30-е годы XIX века первой металлической подводной лодки. В 60-е годы XIX столетия появилась подводная лодка И.Ф. Александровского, оснащенная механическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе. В 1880-е годы по проекту С.К. Джевецкого была построена первая в России подводная лодка с аккумуляторной батареей и электрическим двигателем.
Начало прошлого века ознаменовалось созданием первой отечественной боевой подводной лодки "Дельфин" с бензиновым и электрическим двигателями. Ее создателями стали замечательные русские инженеры И.Г. Бубнов, И.С. Горюнов и М.Н. Беклемишев. Подводные лодки приняли участие в русско-японской войне (1904-1905). После окончания войны, 19 марта 1906 года, император Николай II подписал указ, согласно которому подводные лодки стали считаться самостоятельным классом кораблей. С 1996 года этот день отмечается в России как День моряка-подводника.
Сегодня подводные силы России нуждаются в серьезной модернизации. Отечественный флот и впредь должен быть эффективным инструментом обеспечения военной и экономической безопасности России, если мы хотим оставаться державой и сохранить наши земли на востоке.
Морская сокровищница
К середине ХIХ столетия русские моряки совершили множество кругосветных плаваний, сделав значительный вклад в развитие географической науки и в исследования Мирового океана. Фонды Морского музея начали быстро пополняться многими интересными предметами. Среди них были личные вещи, принадлежавшие императору Петру Великому, прославленным адмиралам и офицерам, произведения живописи и графики, образцы холодного и огнестрельного оружия. Пополнялась и главная коллекция - собрание моделей военных кораблей и транспортных судов. С 1909 года музей стал именоваться "Морской музей Императора Петра Великого".
В 1939 году музей, получивший к тому времени наименование "Центральный военно-морской музей", перевели в здание бывшей Фондовой биржи, расположенное на Стрелке Васильевского острова. Оно было построено по проекту архитектора Тома де Томона в 1805-1816 годах и является ценнейшим памятником архитектуры.
В настоящее время в фондах музея хранится более 700.000 музейных предметов. В их числе свыше 12.000 моделей кораблей и предметов корабельной техники, около 11.000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 60.000 произведений изобразительного искусства, более 55.000 предметов формы одежды, нумизматики, фалеристики, а также знамен и флагов. Значительны рукописно-документальный, чертежный и фотонегативный фонды музея.
В ознаменование этих исторических дат и предполагается подготовить и провести выставку в городе Омске. Ее цель - рассказать посетителям о великих географических открытиях на просторах Сибири, Дальнего Востока, в северной части Тихого океана и в Северной Америке, дать представление об участии Российского флота в освоении открытых земель и их обороне, об участии сибиряков в создании, развитии и становлении подводного флота России, а также показать шедевры из собрания Центрального военно-морского музея.
http://www.redstar.ru/2006/02/18_02/3_04.html