itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Самая маленькая Православная Церковь"

0
370
Время на чтение 9 минут
Корреспондент Пресс-службы Московской Патриархии встретился с митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием, чтобы поговорить об итогах прошедшего в начале декабря 2005 г. Собора Эстонской Православной Церкви и о современном состоянии Православия в Эстонии. Разговор начался с рассуждения владыки митрополита о статусе Эстонской Церкви.

- Согласно Уставу Русской Православной Церкви, который был принят на последнем Соборе, мы являемся самоуправляемой Церковью. Мы руководствуемся собственным уставом. В частности, решения о назначении Предстоятеля Эстонской Церкви, которые утверждаются Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, принимаются все же нами самостоятельно. Нельзя не учитывать также то обстоятельство, что в настоящее время Эстония - самостоятельная республика, которая входит в состав Европейского Союза. Так что епархией нас назвать нельзя. Это Церковь, хотя и самая маленькая. К тому же она расколотая на две части по принципу юрисдикции - Московской и Константинопольской.

- Владыка, а каковы сейчас отношения с Константинопольской Патриархией? На Соборе Вы говорили о том, что за этот год были достигнуты определенные успехи.

- Дело в том, что наша Церковь до 2002 года существовала практически на нелегальном положении. Когда образовалась самостоятельная Эстонская республика, встал вопрос о том, в каком положении может существовать Православная Церковь в Эстонии. Это совпало с избранием Святейшего Патриарха Алексия, который был епархиальным архиереем Эстонской Церкви, значит, необходимо было и избрание нового архиерея в Эстонии. И тогда местные политики захотели восстановить то положение Церкви, которое было до войны, то есть практически автокефальное. Но Святейший Патриарх на это пойти не мог. Велись переговоры, и в результате часть приходов откололась, отошла к Константинопольскому Патриархату. Правительство дало им все права самостоятельной Церкви, главным образом - имущественные. А мы, верные Московской Патриархии, остались практически ни с чем: действовали без регистрации, богослужения совершали в тех храмах, где верующие и священники были верными Матери-Церкви, а юридических прав не имели. Но правительство не могло повесить замки, потому что был бы мировой скандал. И только в 2002 году мы наконец получили регистрацию. Было установлено, что на территории Эстонии имеются две юрисдикции с равными имущественными правами. Но фактически мы не владеем почти никаким имуществом. Собственником осталась юрисдикция, подчиненная Константинопольскому Патриархату.

- Но в 2002 году были заключены так называемые протоколы о намерениях...

- Да. Была достигнута трехсторонняя договоренность между государством, Константинопольской Патриархией и нами. Так что храмы, которыми мы пользуемся, будут переданы государству, а государство, в свою очередь, даст их нам в аренду. И сейчас этот процесс передачи храмов и некоторого имущества происходит, но очень медленно.

- По какой причине?

- Тут Константинополь, конечно, не хочет выпустить из своих рук то имущество, которым он обладает. А надо сказать, что до войны Церковь владела очень значительным имуществом: у многих приходов были и земли, и леса, и дома, и это все можно было бы использовать. Но мы получим только сами здания церквей, в некоторых случаях какой-то дом при храме. А пока и те здания, которыми мы пользуемся, даже наш кафедральный Александро-Невский собор и Пюхтицкий монастырь, нам не принадлежат.

- Насколько дорогостоящей будет аренда?

- Плата будет символической.

- Много ли храмов вам уже передали?

- Мало: четыре или пять из семнадцати. Как объясняет Министерство внутренних дел, причины чисто формальные: все регистрируется, обмеряется. Обещают в ближайшем году передать все. Но некоторые храмы мы все-таки получили. Это те храмы, которые по каким-то причинам не принадлежали до войны самостоятельной Церкви, а оказались собственностью самоуправлений, городов и т.д. А города передали эти храмы приходам в собственность. Кроме того, у нас есть церкви, которые были созданы за время нашего нелегального существования. Приходы регистрировались как некоммерческие общества и строили церковь. А когда мы получили юридические права, здания и имущество перешли в собственность приходов.

- А как у вас обстоит дело с преподаванием религиоведческих дисциплин в светских учебных заведениях? На Соборе в докладе на эту тему говорилось о том, что преподавание должно основываться на "культуросообразном принципе". В чем состоит этот принцип?

- В Эстонии два наиболее влиятельных вероисповедания - лютеранство и православие. И у нас разные представления о том, как должно происходить преподавание религиоведческих предметов. Если мы, православные, будем рассказывать детям в школах о нашем догматическом учении - о Церкви, о Таинствах, о почитании Божией Матери, святых икон, - это будет для протестантов неприемлемо. Так что перед нами стоит очень болезненный и трудный вопрос. Он сейчас обсуждается в Министерстве образования и в Совете церквей, куда входят и лютеране. (Это не экуменическое объединение, а организация, которая может выступать посредником между Церквами и государством. Ясно, что разные христианские деноминации могут заботить схожие проблемы - скажем, имущественный вопрос, вопрос образования, вопрос государственной помощи приходам. Молитвенного общения никакого нет.) И вот на последнем собрании очень сжато была сформулирована мысль о том, что религиоведческое образование должно быть основано на христианстве, на том, что, с христианской точки зрения, морально или не морально.

- Не слишком ли это "универсально"?

- Надо так преподать, чтобы никому не навредить. Суть той структуры религиоведческого образования, которая сейчас дорабатывается (это, кстати, предложение православного делегата), такова: все религии что-то создавали, и мы должны донести до людей хотя бы это. Потому что современный человек вообще ничего не знает о вере.

- Но пока все остается на уровне дискуссий?

- Пока да. Ну а церковное образование у нас тоже есть, и для детей и для взрослых. Есть православная гимназия в Нарве.

- А свою семинарию вы не планируете создать?

- Дело в том, что у нас и сил нет таких, и нет в этом необходимости. Потому что рядом - Московская и Петербургская семинарии, Псковское училище. И в Свято-Тихоновском университете учатся наши студенты.

К сожалению, наша Церковь сама по себе очень маленькая и очень бедная. Мы еще не привыкли мыслить так, как мыслят, например, на Западе. Сейчас владыка Василий из Англии (епископ Сергиевский Василий, управляющий Сурожской епархией, который в декабре посетил Эстонию - М.З.) говорит, что у них большинство священников работают где-то помимо служения в церкви. Я сейчас тоже провожу такой эксперимент. Слава Богу, он проходит очень удачно. Во многих храмах у нас - сверхштатные дьяконы. Это благочестивые люди, которые работают кто кем: кто таксистом, кто на производстве... А в свободное время, в праздники, они служат в церкви. И проходят заочное богословское обучение. Кроме того, два священника, которые работают в тюрьмах, состоят на окладе Министерства юстиции и труд их всецело оплачивается. Один из них - настоятель очень маленького прихода, который не может его содержать. У нас вообще из 30 приходов полностью себя содержать могут только 10.

- Почему?

- Большинство наших приходов - сельские. А из деревень сейчас уезжают. Поэтому приходы там, конечно, маленькие. И приход, который на Георгиев день выгонял к церкви для освящения до 50 коров, на сегодняшний день имеет одну корову. Заработка нет в деревне. Сейчас даже из маленьких городов русское население уезжает (а в моей юрисдикции, в основном, русское, русскоязычное население). Многие едут в более крупные города, многие и в Россию уехали. Едут в Таллин. Да и там уже возникли проблемы: предприятия, шахты закрываются. Кроме того, русскоязычное население обеспечено работой хуже, чем эстонское.

- С чем это связано?

- Трудно сказать. Все-таки эстонцы у себя дома. Здесь и политическая, и культурная жизнь изменилась, государство стало самостоятельным, живет своими интересами и требованиями. А теперь все будет меняться еще более заметно. В связи с тем, что Эстония входит в Евросоюз.

- А как эстонцы относятся к Православию? Много ли среди Ваших прихожан эстонцев?

- Православных эстонцев больше всего в Константинопольской Патриархии. Но общее соотношение такое: членов Церкви, которых я окормляю, в Эстонии 180 тысяч. А тех, кого окормляет митрополит Стефан (глава юрисдикционного образования Константинопольского Патриархата в Эстонии - М.З.), - 20 тысяч. Лютеран - 200 тысяч. Двести и сто восемьдесят - почти поровну. Но эстонцы очень слабо ходят в церковь, в лучшем случае - по воскресным дням. А у нас все-таки, я бы даже сказал, активность увеличивается. У себя в соборе я постоянно вижу и молодых людей, и детей, которые приходят в воскресную школу, - и через этих детей некоторые родители тоже приходят в церковь. Вот вам пример истинного соотношения верующих разных юрисдикций: мой кафедральный собор в воскресенье посещают, в среднем, около пятисот человек. А в церкви, которая считается кафедральным храмом Константинопольского Патриархата, в воскресенье больше двадцати человек не бывает. Причем у них тоже какой-то раскол, потому что та церковь, в которой служит митрополит Стефан, не должна быть кафедральной. Главным храмом эстонского Православия всегда был другой. Но почему-то митрополит Стефан не там. При этом они считают себя официальной Церковью Эстонии, а нас - всего лишь епархией, которая постепенно должна исчезнуть.

- Вместе с исчезновением русского населения в Эстонии?

- Так или иначе. Но дело в том, что если мы исчезнем, то и Православие исчезнет: в эстонских приходах оно настолько слабо, что говорить вообще не о чем.

- А вы пытаетесь как-то проповедовать русское Православие?

- Эстонцы вообще Православием интересуются. Мыслящие эстонцы. Я недавно в Пюхтице познакомился с преподавательницей русского языка для эстонцев. И она говорит, что сейчас число эстонцев, желающих учить русский язык, увеличивается. Очень много эстонцев посещают Пюхтицкий монастырь. Но в состоянии ли монастырь использовать эту возможность для проповеди Православия? Это очень сложно, потому что монахини в основном русские - эстонок всего двое или четверо - и жизнь там довольно замкнутая: все свои, живут русским духом, понять его эстонцам сложно. Надо больше говорить о Православии по-эстонски. Может быть, во время экскурсий. Но тем не менее через монастырь некоторые эстонцы приходят в Церковь. Есть и другие возможности говорить эстонцам о нашей вере. У нас в Александро-Невском Соборе один раз в неделю служба совершается на эстонском языке. Затем происходит небольшая беседа. Мы издали несколько книжек о Православии на эстонском: "Начала православного учения", молитвослов, большим спросом пользовалась книга о великой княгине Елизавете Феодоровне. Сейчас еще должен выйти из печати диспут Мельникова о пчелке. Хоть и медленно, но они раскупаются. Да ведь и эстонцев не так много.

- Владыка, Вы сказали, что эстонцы охотнее идут в Константинопольскую Церковь. С чем это связано, как Вы считаете?

- Здесь очень сильно политическое противодействие. Например, то, что Патриарх Русской Православной Церкви родом из Эстонии, мы оценили как очень благоприятное для себя обстоятельство, а эстонцы-националисты считают, что это - рука России в их стране. Настолько противоположными могут быть позиции. Поэтому русское Православие им нежелательно. Константинополь для них больше подходит: он далеко... А мы - это Россия. Почему-то до сих пор у них в сознании сидит глупая мысль, что завтра придут русские и оккупируют их государство. Уже ушли те времена. Но какой-то страх остался. Потому что исторически эстонский народ всегда был под чьим-то давлением.

- Может быть, в городах, которые удалены от границы с Россией, проповедь Православия имеет больше шансов на успех?

- Тут есть свои трудности. В удаленных от России приходах еще более необходима проповедь Православия на эстонском языке. К сожалению, некоторые наши батюшки немножко ленятся им заниматься. Я в свое время организовал курсы эстонского языка, однако немногие захотели учиться. Прихожане русские, русским языком обходятся... А мне постоянно приходится выступать на эстонском языке: то интервью, то какие-то мероприятия. Меня обычно приглашают и на государственные торжества. Если надо, я всегда выступаю на эстонском языке.

- А каким образом русские паломники могут приехать в Эстонию?

- Специальной организации, которая занималась бы паломничеством в Эстонию, у нас нет. На последнем Соборе я и об этом говорил. Кто-то должен взяться за это. Но, говоря откровенно, куда к нам ехать?

- В Пюхтицу, например...

- Да, в Пюхтицу... Рядом, в Раквере, еще находятся мощи священномученика Сергия Раквереского... Ну а чем еще мы можем привлечь? Кстати, сейчас Пюхтицким монастырем заинтересовался Запад и очень многие паломники приезжают оттуда. Так что мне приходилось даже встречать такое: подходит ко мне девочка под благословение, я у нее что-то спрашиваю, а она мне по-немецки отвечает.

- Раз мы заговорили о монастыре, то еще один вопрос специально о нем. Среди прочего на Соборе Вы сказали о том, что нельзя забывать, что Пюхтицкий монастырь - это главная святыня Эстонии и все праздники обители должны считаться праздниками всей Эстонской Церкви. Почему Вы особо отметили именно эту тему?

- Действительно, Пюхтицкий монастырь не может быть вне Эстонской Церкви. Но иногда - слава Богу, редко - можно услышать такое: "Ты помолчи, тебе тут не Эстония". Нет, это Эстония. Это православная Эстония. Надо вспомнить, почему монастырь был основан. Потому что здесь явилась Божия Матерь. И Ее явление - это благословение Пречистой Девы эстонскому народу. К сожалению, эстонцы не приняли это так, как надо было: пастухи нашли икону и отдали русским. "Ну да, это почитается у русских - отдадим им". Как бы отказались... А Божия Матерь явилась именно им. И это подтвердилось, когда завоеватель Эстонии странным образом дал ей название "Марьямаа" - земля Божией Матери. Хотя эстонцы-лютеране Богородицу не почитают.

Так что Пюхтицкий монастырь - это жемчужина духовной жизни всего эстонского Православия, другого православного монастыря здесь нет. Это ощущается внутренне всеми нашими верующими. И люди стремятся сюда, люди чувствуют эту святыню, эту напоенность всего воздуха духом святости, я сам всегда это чувствую. Поэтому монастырь не может быть оторван от всей Церкви, это духовный центр Православия в Эстонии.

Беседу вела Мария

http://www.patriarchia.ru/db/text/82056.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс)
Все статьи Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс)
Последние комментарии