Вот, например, что пишет в "Аргументах и фактах" Виталий Цепляев: "Проблемными", по мнению экспертов, можно считать не менее десяти субъектов Федерации. Причём это вовсе не Чечня, Татарстан или Башкортостан. А, например, Якутия - там некий "Народный фронт "Якутия-АЛРОСА" опубликовал недавно обращение к Президенту РФ, содержащее угрозы выхода республики из подчинения федеральному центру. Поговаривают, что "фронтовики" пользуются поддержкой руководства Якутии, пытающегося отстоять "суверенные" права на обладание алмазным богатством территории. К слову, 42% опрошенных жителей Якутии заявили, что считают республику "недостаточно независимой от федеральной власти.
В Мордовии, Коми и Марий Эл оживились общественные организации, добивающиеся расширения прав коренных народностей. В Омской области власти пытались создать собственную милицию, не подчинённую МВД РФ. В Псковской и Калининградской областях в 2005 г. раздавались призывы к отделению этих регионов от России. Наконец, даже в родном для президента городе возникло некое загадочное "Движение за автономию Петербурга". ("АиФ". 1 февраля 2006 года.)
Особенно тревожна информация по Якутии (Республика Саха). Кому-то кажется, что данная республика представляет собой этакую глухую дыру, правда, нашпигованную алмазами. И, дескать, чего уж там бояться якутского сепаратизма - после того, что произошло в Чечне. Между тем, Якутия является регионом, чрезвычайно важным ч с точки зрения геополитики. На это указывают специалисты: "Якутия обладает таким стратегическим местонахождением, которое дает все предпосылки для превращения в самостоятельный регион, независимый от Москвы. Это обеспечивается и протяженной береговой линией, и меридианальной структурой территорий республики, и ее технической оторванностью от остальных сибирских регионов. При определенном стечении обстоятельств именно Якутия может стать основной базой атлантистской стратегии, отправляясь от которой талассократия переструктурирует тихоокеанский берег Евразии и попытается превратить его в классический rimland, подконтрольный "морскому могуществу". Повышенное внимание атлантистов к тихоокеанскому ареалу и в высшей степени показательное выделение Макиндером Lenaland ("земля реки Лены" - А. Е.) в особую категорию, а затем включение этой территории в зону rinmland а в картах атлантистов Спикмена и Кирка все это свидетельствует о том, что при первом удобном случае весь этот слабо связанный с центром регион антиконтинентальные силы попытаются вывести из-под евразийского контроля". (Александр Дугин. "Основы геополитики".)
При этом Дугин обращает внимание на наличие в Якутии хоть и искусственной, но все-таки зафиксированной традиции политического сепаратизма.
Действительно, тут есть над чем подумать. Еще в советский период в регионе наблюдались достаточно тревожные сепаратистские тенденции. И порой они выливались в совершенно брутальные действия. Так, по словам исследователя Валерия Яременко, "имеются данные о восстаниях якутов и ненцев, против которых в декабре 1942 г. применялась военная авиация. Дерзкие и весьма удачные налеты восставших вынудили власти создать специальный орган "оперативного руководства" по их ликвидации". ("Полит.Ру", 29 марта 2005 года).
При большом желании можно будет проапеллировать к исторической гордости якутов, которых считают одним из монголо-татарских улусов, отпавших от Империи. Найдется даже и "религиозная" база для национал-сепаратистского "возрождения". Еще в 90-х годах прошлого века некоторые представители местной интеллигенции (Л. Афанасьев, И. Уххана и др.) разработали доктрину якутского неоязычества. (В 1993 году возникла языческая община "Кут-Сюр".) Она именуется "учением Айыы" и представляет собой "модернизированную якутскую версию общетюркской религии - тенгрианства". Причем язычники считают якутов "избранным народом", сохранившим истинную, изначальную веру. "... Мечты о высокой мисси якутов, которые должны вернуть тюркам всего мира истинную веру их предков - тенгрианство, не ограничиваются только тюркским миром. Иногда в их речах звучат надежды на то, что и русских, и Европу, и Америку когда-нибудь удастся вернуть на путь истинный..." ("История религии в России". М., 2001. С. 65-67).
В свое время учение Айыы было введено Министерством образования Якутии "в планы преподавания средних, средних специальных и высших учебных заведений. Колледж культуры, готовящий специалистов для Домов культуры, фактически превратился в центр подготовки специалистов по проведению языческих обрядов, молений и праздников". ("История религий в России". С. 67)
Неоязычество активно пропагандировалось в местной прессе. Так, Александр Андросов, анализируя содержание якутской прессы, обращает внимание на материалы "Якутской газеты". По его мнению, они часто носят критический характер в отношении православия. Кроме того, "издание... "Якутская газета" с января 2004г. регулярно публикует в каждом номере материалы П. Корякина-Тангбюе о традиционных верованиях народа саха и учении Айыы. П. Корякин-Тангбюе утверждает, что "реанимация языческих верований якутов и придание им статуса национальной религии - дело недалекого будущего". Также автор отмечает, что " учение Айыы - способ этнодифференцирующего признака и пропаганды радикально национальной концепции... процесс идет полным ходом", а "руководитель общества "Айыы итэгэлэ" И. Шамаев определил основное направление деятельности общества как стремление к консолидации якутского народа на духовной основе" ("Якутская газета", 30.01.2004). П. Корякин заявляет о важности религии Айыы для этнополитической мобилизации, экономического и культурного суверенитета, этнической самоидентификации ("Якутская газета", 20.02.2004)". (www.rikasakha.ru., 14 мая 2004 года)
Подрывные силы, вне всякого сомнения, могут попытаться использовать неоязычество в своих интересах. Тем более, что по утверждению ряда экспертов, среди этнических якутов "сепаратистские" настроения довольно сильны. Согласно данным социологических поросов, проведенных по заказу Кремль.Орг, до 50 % якутов считают, что у республики слишком мало независимости, тогда как для всей республики этот показатель составляет 42 %. (26 января 2006 года). Это, конечно, еще не сепаратизм, но как мы помним распад СССР тоже начинался с "мелочей".
Для многих очевидна "экономическая подоплека" якутского "сепаратизма". Слишком уж явственно "пахнет" алмазами. Любопытно, что руководство народного фронта грозит прекратить добычу алмазов в том случае, если часть местного имущественного комплекса будет переведена в ведение Центра. Вот и В. Цепляев подмечает: "Питательная среда сепаратизма - распределение налогов между Центром и регионами, - сказал "АиФ" источник, близкий к Правительству РФ. - Когда-то они делились в пропорции 50:50, сегодня - 65:35 в пользу Москвы. У местных элит пропал стимул собирать больше доходов. Но дальше экономического саботажа и подзуживания разного рода "общественников" сепаратизм пока не пойдет". ("Аиф")
Слово "пока" тут несколько успокаивает, но не сильно. Очевидно, что дальнейшее усиление централизации вызовет и усиление противодействия некоторых региональных элит. А если это еще и совпадет с политическим и экономическим кризисом, то дело будет совсем уж "кислым". Поэтому всевозможными угрозами надо озаботиться уже сейчас. И одним лишь усилением административной мощи Центра проблемы не решить. Бюрократия ограничена в свободе маневра. Она неплохо может управлять в период стабильности, но когда приходит время революций, то чиновник оказывается беспомощным. Да и на мощь силовиков излишне уповать не стоит. Далеко не всякая революция носит силовой характер, поэтому не всегда ее можно "подавлять" именно силовым методом. Самый надежный заслон, который можно поставить сепаратизму окраин - русское национальное движение. Вот и сегодня Русская община г. Якутска сигнализирует о неблагополучном положении дел в республике президенту России.
Русский народ - государствообразующий, поэтому без его усиления государство не спасти. Об этом бы стоило задуматься некоторым "сильным мира сего" - вместо того, чтобы кричать о дутой угрозе "русского фашизма".
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=18372&sq=19&crypt=