Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Случайны ли "карикатурные" погромы?

Марианна  Беленькая, РИА Новости

07.02.2006

Вряд ли многие успели заметить, что нынешняя волна бурных демонстраций по поводу карикатур на пророка Мухаммеда, перерастающих в погромы, началась на палестинской территории. По крайней мере, именно там события получили громкий резонанс. Случилось это буквально через неделю после победы на палестинских выборах радикальной группировки ХАМАС.

И здесь не может не возникнуть вопрос - почему возмущение не только в Палестине, но вообще в мусульманских странах приняло столь массовый характер именно сейчас, хотя первая публикация карикатур была в датской газете "Юлландс-постен" еще в конце сентября 2005 года? Тогда возмущались и требовали извинений в основном официальные структуры - послы мусульманских стран, Организация Исламская конференция и т.д. Это возмущение западные журналисты восприняли как нападки на свободу слова. И еще в прошлом году международные журналистские организации призывали журналистов во всем мире поддержать датских коллег. Однако призыв был услышан лишь спустя 3,5 месяца. В начале января норвежский журнал перепечатал датские карикатуры. И уже после начала массовых акций протеста в исламском мире его примеру последовали другие европейские СМИ.

Ответа на вопрос "почему именно сейчас" пока нет. Точнее, ответов слишком много. Получается, что в одних мусульманских странах демонстрации призваны отвлечь граждан от экономических и социальных проблем, где-то цель - сплотить общество перед лицом внешней угрозы и укрепить режим, где-то наоборот - дестабилизировать обстановку и подставить своих политических противников, находящихся у власти. В каждой стране своя специфика и своя причина того, почему мирная демонстрация превращается в погром.

Но нельзя не заметить, что самые бурные акции протеста проходят в наиболее конфликтных точках исламского мира - на палестинской территории, в Ливане, Сирии. Как нельзя не увидеть и то, что акции эти имеют прямое отношение к политике не столько европейских журналистов, сколько европейских или американских политиков в отношении Большого Ближнего Востока. То есть - мусульманского мира.

Вернемся к победе ХАМАС в Палестине. Итог этих выборов показал, что демократическая модель, которую по инициативе США Запад пытается распространить на регион Большого Ближнего Востока, не работает. Точнее, работает, но не так, как ожидали ее пропагандисты. В Вашингтоне думали, что демократия станет оружием против радикализации ислама. Получилось наоборот - радикальные исламские силы с помощью выборов усиливаются. Запад напуган. И на этом фоне вполне естественно звучат слова министра обороны США Дональда Рамсфелда. В ходе 42-й Международной конференции по вопросам безопасности в Мюнхене он призвал союзников к солидарности и увеличению военных расходов для ликвидации угрозы создания "глобальной экстремистской исламской империи". И вот она, исламская угроза перед глазами - то в одной, то в другой мусульманской стране горят европейские дипмиссии, в Европе проходят митинги протеста мусульман. На палестинской территории к власти накануне Мюнхена приходит ХАМАС, все сильнее усугубляется ситуация вокруг "ядерного досье" Ирана, гремят взрывы в Ираке. Это притом, что еще живы воспоминания о погромах, устроенных недавно выходцами из мусульманских стран во Франции.

Существует за нынешними событиями некая "невидимая рука" или они все-таки произошли случайно и стихийно - вопрос пока открытый. Зато хорошо видно, что "карикатурные погромы" поставили уже не для политиков, а для миллионов людей как в мусульманском, так и в христианском мирах вопрос об их взаимоотношениях. Вопрос, прямо скажем, своевременный.

"Карикатурный скандал" наглядно продемонстрировал пропасть непонимания между Западом и исламским миром. Они увидели, что по-разному смотрят на жизнь, и их точки зрения несовместимы.

Западный зритель испуган, но не удивлен. Происходящее укладывается в его представления о мусульманах, постепенно сформированное после терактов в США 11 сентября 2001 года. А что еще ждать от мусульман? Смотрите - мы всего лишь опубликовали карикатуры, а они грозятся нас убить. Западные журналисты сетуют, что в исламском мире не понимают, что такое свобода слова.
В ответ многие их коллеги в мусульманском мире заявляют: свобода слова? - согласны, пусть она будет, но почему нам нельзя критиковать евреев, ставить под сомнение Холокост, а вам можно затрагивать наши религиозные чувства? Вы говорите о демократии, но вы отказываетесь вести диалог с ХАМАС, которое победило в ходе демократических выборов. Почему одним странам можно иметь ядерное оружие, а другим нет? Для представителя западной цивилизации ответ на эти вопросы очевиден, в исламском мире все выглядит иначе: почему одни заранее правы, а другие нет?

При этом все эти вопросы ставят представители арабской интеллигенции, искренне возмущенные не только публикациями карикатур, но и погромами европейских дипмиссий. Так, к примеру, очень многие ливанцы говорят о том, что демонстрации протеста были необходимы, но то, во что они вылились, вредит имиджу ислама и может дестабилизировать обстановку в самом Ливане, который и без того находится на грани гражданской войны. Неслучайно в ходе демонстрации в Бейруте религиозные деятели пытались остановить толпу. Но датское консульство все равно сгорело.

Если дипмиссии горят - это кому-то нужно. Вопрос кому и зачем? К сожалению заинтересованных слишком много - и на Западе, и в исламском мире.

http://www.rian.ru/analytics/20060206/43365860.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме