Теологическое образование в светских вузах

0
912
Время на чтение 8 минут
Российский государственный социальный университет (РГСУ) - это первый и единственный университет России, ведущий подготовку специалистов для социальной сферы. На территории России действуют более семидесяти филиалов и представительств этого учебного заведения, а в странах Балтии и СНГ открыты восемь международных центров социального образования. В целом в университете учатся более 100 тысяч человек. За время своего существования РГСУ подготовил более 20 тысяч специалистов для социально-трудовой сферы России, учреждений социальной помощи населению, органов управления территориальными учреждениями. В этом году в структуре гуманитарного факультета РГСУ открыта кафедра теологии. Мы беседуем со священником Владиславом Мишиным, который возглавляет работу этой кафедры.

- Отец Владислав, с какой целью, на ваш взгляд, в государственных вузах России возрождается богословское образование и, в частности, открываются кафедры теологии?

- Пятнадцать лет назад Церкви дали возможность вести прямой и открытый диалог с обществом, прямо говорить людям о Христе за пределами ограды храма. Много доброго за это время сделано, но много возможностей упущено. Когда в конце 80-х открыли границы, к нам бесконтрольно ринулся огромный поток новых нетрадиционных религий, сект и культов. Сегодня рекламные страницы любого популярного издания пестрят объявлениями всевозможных магических салонов, астрологов и экстрасенсов. Государство и общество не могут оставаться в стороне от этих проблем. Именно поэтому в последнее время важное значение приобретает налаживание эффективной системы религиозного образования, подготовка широко образованных специалистов, которые профессионально ориентировались бы в вопросах современной духовной культуры.

Теологическое образование предполагает углубленное изучение истории, вероучения, религиозных культов на базе общегуманитарного образования. Введение богословской составляющей в курс светских учебных заведений дает возможность отчасти устранить односторонность российского гуманитарного образования. Мы не ставим перед собой задачи воцерковить каждого обучающегося у нас. Но если эти люди будут религиозно грамотными, то уже можно сказать, что мы трудились не зря.

Необходимо сказать и о том, что принадлежность к православной традиции объединяет значительную часть населения нашей страны. Православие является для России не просто традиционной, но и культурообразующей религией. Не зная основ православного вероучения, невозможно понять русскую философию, литературу, искусство, нельзя объяснить особенности отечественной истории и национального менталитета. Более того, христианство как духовная традиция является основой для изучения и понимания всей европейской культуры. Поэтому современное положение дел, когда значительная часть россиян, и даже российской интеллигенции, не имеет элементарных представлений о христианском вероучении, православной духовной традиции, является недопустимым. Ведь речь идет о базовых знаниях, которые необходимы каждому человеку, вне зависимости от вероисповедания, личных взглядов и убеждений.

С другой стороны, проблема подготовки в светских вузах квалифицированных, имеющих солидную гуманитарную базу специалистов в области теологии становится особенно актуальной в связи с широким обсуждением вопроса об изучении в общеобразовательных государственных школах предмета "Основы православной культуры". Периодически в обществе возникают дискуссии о необходимости введения этого предмета, звучит критика в адрес Церкви, даже термин соответствующий выдумали - "клерикализация образования". Но для любого объективного наблюдателя очевиден факт недостатка религиозных знаний даже у образованной части российского общества, тем более это относится к подрастающему поколению.

Кафедр, подобных нашей, в стране и столице немного. Одна из первых кафедр теологии была открыта в Московском государственном университете путей сообщения. Выпускающая кафедра теологии работает также при факультете немецкого языка Московского государственного лингвистического университета. Если говорить о России в целом, то очень высокой оценки заслуживает кафедра теологии в Тульском университете - ее возглавляет протоиерей Лев Махно. Курс лекций по основам православной культуры читается студентам разных специальностей в Тверском университете, а в Дальневосточном университете создана кафедра теологии и религиоведения.

- Какую главную задачу вы ставите перед собой при обучении студентов? Где ваши выпускники могут быть востребованы в дальнейшем?

- В Российском государственном социальном университете кафедра теологии действует первый год. Мы набрали 20 студентов, которых будем обучать пять лет и выпустим с квалификацией "теолог-преподаватель".

В рамках специальности "Теология" существуют разные специализации. Специализация РГСУ - преподавание "Основ православной культуры". То есть наши студенты - это в будущем те самые преподаватели "Основ православной культуры", которые нам так необходимы. Они могут быть востребованы в школах и других учебных заведения. Но, по моему глубокому убеждению, все же нельзя ограничиваться такими рамками и зацикливаться на узкой задаче подготовки преподавателей для общеобразовательных учебных заведений. В нашем Отечестве катастрофически не хватает образованных с религиозной точки зрения людей и в государственных учреждениях, и бизнес-структурах. Проблема дефицита знаний в области религии по-прежнему существует для большинства населения, и после пятнадцати лет свободы Церкви уже нельзя все подряд списывать на наше безбожное прошлое.

Мне довелось в этом году обучаться на краткосрочных курсах в Российской академии государственной службы. В группу из 50 человек входили государственные служащие, руководители пресс-служб министерств и ведомств, работники аппарата Совета Федерации. Несложно было заметить, что когда речь заходит о вопросах веры, религии, люди с таким высоким социальным положением зачастую не знают элементарных вещей. А ведь очень важно, когда от лица государства с Церковью общается человек, которому религиозные вопросы если уж и не близки по духу, то хотя бы знакомы. Конечно, это не означает, что мы должны иметь в министерствах и ведомствах неких "уполномоченных" по связям с религиозными организациями, но, без сомнения, у наших соотечественника должны быть хотя бы элементарные познания в области православия и других традиционных религий России.

Люди сейчас проявляют неподдельный и живой интерес к православию, многие имеют опыт общения с церковными людьми, причем не всегда этот опыт положительный. Поэтому почти каждый раз во время таких бесед приходится вспоминать о вечной теме - достоинство христианства и недостатки отдельных христиан.

Кстати, сейчас среди наших студентов людей верующих, церковных в традиционном смысле этого слова нет. Но это не повод для уныния. Когда на встрече с ректором Свято-Тихоновского богословского института протоиереем Владимиром Воробьевым я рассказал ему о готовящемся открытии кафедры, он мудро заметил, что открытие кафедр теологии в светских вузах - прежде всего дело миссионерское. Если же мы при наборе студентов начнем опираться только на фактор церковности, то, на мой взгляд, будем просто противоречить себе. В официальных документах Министерства образования прямо оговаривается, что образовательная программа по подготовке специалиста теологии носит светский характер. Оценивать наших студентов мы будем за конкретные знания и навыки по тем дисциплинам, которые мы читаем

Университет берет на себя основную нагрузку в плане организации учебного процесса: на 20 бюджетных местах наши ребята учатся бесплатно, нам помогли с оформлением аудитории для занятий, выделили помещение для кафедры, сейчас закупаются учебные пособия. Мы не собираемся держать своих студентов только в стенах вуза, а планируем устраивать выездные занятия в Троице-Сергиевой лавре, визиты на дружественные кафедры теологии в другие московские вузы, приглашать интересных лекторов. Наш университет - социальный, а на сегодняшний день Русская Православная Церковь несет огромный груз социальной деятельности в стране. И здесь нашим студентам многому можно будет поучиться и многое можно будет показать.

- Как восприняли в университете появление священнослужителей в роли преподавателей?

- Духовенство многими до сих пор воспринимается как сословие достаточно закрытое. И уже одно то, что священник появился в учебном заведении как человек, который живет жизнью университета - постоянно находится здесь, принимает участие в заседаниях ученого совета гуманитарного факультета, ходит в местную столовую, - вызывает неподдельный интерес. Среди преподавателей кафедры теологии - три священника Северо-Восточного благочиния, два выпускника МДА, один преподаватель классической гимназии. Со стороны сотрудников и студентов университета мы видим очень дружелюбное и уважительное отношение. Но мы находимся сейчас на начальном этапе, когда нам нужно постепенно заслужить доверие окружающих нас людей. Преподаватели понимают, что мы коллеги, что мы делаем общее дело - занимаемся образованием студентов. Однако на то, чтобы наладить внутрифакультетские, внутривузовские связи, чтобы нас воспринимали как полноправных коллег, уйдет, наверное, не один год. Поле для деятельности открывается обширное. Ведь только внутри нашего гуманитарного факультета существует масса интересных специальностей. Есть политологи, культурологи, специалисты по связям с общественностью, журналисты, историки. И нам есть что сказать студентам, обучающимся по каждой из этих специальностей.

В наших ближайших планах - сделать периодически обновляемый стенд журнала "Нескучный сад" с приложением материалов сайта Синодального отдела по социальному служению.

- Отец Владислав, расскажите немного о себе.

- Я выпускник Уральской архитектурно-художественной академии. По образованию архитектор-реставратор. С 2000 года служу в клире города Москвы. В 2004 был рукоположен в священники. Окончил Московскую духовную семинарию на заочном секторе обучения. На должность заведующего кафедрой теологии РГСУ меня рекомендовал благочинный Северо-Восточного округа столицы протоиерей Сергий Киселев, на плечи которого легла вся тяжесть организации работы кафедры и налаживание учебного процесса. Мне кажется, что я нахожу общий язык и с преподавателями вуза, и со студентами.

Основной работой для меня является послушание приходского священника в храме прп. Сергия Радонежского в Бибиреве. Как и многие клирики Северо-Восточного благочиния, я периодически посещаю следственный изолятор N 1 "Матросская тишина". Но я считаю, что мы просто обязаны вкладывать свои знания, свои силы в молодежь. Если сейчас упустить молодое поколение, то через какое-то время мы можем столкнуться с массой циничных чиновников, бездушных предпринимателей, которые к православию будут относиться как к красивой, но бесполезной вещи.

- Отец Владислав, Святейший Патриарх Алексий освятил храм-часовню в честь Феодоровской иконы Божией Матери на территории главного корпуса РГСУ. Какое значение для университета, на ваш взгляд, имеет это событие?

- В этом учебном году в РГСУ произошло несколько знаковых событий, связанных с Русской Православной Церковью. В сентябре в Храме Христа Спасителя университету, в лице нашего ректора Василия Ивановича Жукова, была вручена премия "Обретенное поколение". В рамках форума, посвященного 625-летию Куликовской битвы, в РГСУ проходила одна из пяти конференций. 1 ноября в университете состоялась торжественная церемония вручения диплома действительного академика Российской академии социальных наук, а также золотого почетного знака РГСУ имени Петра Великого "За благородные труды" председателю ОВЦС митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу. А Патриарх освятил новый храм-часовню. Эта цепочка событий интересна тем, что она наглядно иллюстрирует движение университета навстречу традиционным ценностям православия. У нашего ректора давние и очень теплые отношения с архиепископом Костромским и Галичским Александром, который возглавляет Синодальный отдел по делам молодежи.

Руководство вуза настроено на то, чтобы в храме регулярно проходили богослужения. Специфика нового храма в том, что он находится на территории учебного заведения. Одно то, что Литургия будет совершаться в стенах вуза, это великое чудо. Конечно, никакой насильственной катехизации студентов здесь не будет. Приходить на службы будут те, кому это близко и дорого. Люди должны увидеть, что мы открыты для контакта, что с нами можно сотрудничать.

В заключение хочется сказать, что, совмещая образовательную, воспитательную деятельность на кафедре теологии и молитвенное служение в этом храме, мы стремимся посеять в молодом поколении семена нравственности, жертвенной любви, патриотизма, подготовить специалистов, которые в будущем могли бы грамотно и целеустремленно осуществлять созидание духовных основ российского общества. Именно этой высокой цели и призвано служить возрождение богословского образования в светских высших учебных заведениях нашей страны.

Беседовала Светлана Рябкова

http://tserkov.info/numbers/formation/?ID=1678
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Владислав Мишин
Человек есть то, что он помнит
Есть ли духовная польза от генеалогии - обсуждаем со священником Владиславом Мишиным
06.02.2018
Не прошло и полгода...
Размышления заведующего кафедрой Теологии по поводу письма Президенту 10 академиков
26.07.2007
Найти Христа
Заметки участника Первого православного студенческого форума "Вера и дело"
10.05.2007
Все статьи Священник Владислав Мишин
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45