Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В жарком небе Сьерра-Леоне

Тарас  Рудык, Красная звезда

29.12.2005

Недавно несколько экипажей отдельного вертолетного полка, которым командует полковник Евгений Яворенко, вернулись из Сьерра-Леоне, где по линии ООН выполняли миротворческие задачи. Пребывание на африканском континенте стало для наших летчиков главным событием уходящего года. Сейчас в этом отдельном вертолетном полку идет подготовка к отправке авиационной группировки в составе миротворческих сил ООН в Судан.


Что это за страна?

Государство Сьерра-Леоне расположено в Западной Африке на побережье Атлантического океана. На севере и востоке оно соседствует с Гвинеей, на юго-востоке - с Либерией. На общей площади 71.740 кв. км проживают около 5 млн. человек. Недавно ООН обнародовала рейтинг-лист государств по уровню жизни населения. В списке из 174 стран Сьерра-Леоне на последнем месте.
Население государства представлено более 17 народностями и племенами, самые многочисленные из которых темне - 30, менде - 29 процентов, и еще на территории страны проживают около 20 этнических групп и около 50 тыс. креолов (потомков переселенцев из Америки) и более 1 тыс. англичан и представителей других народов. Религия: приверженцы местных верований - 52, мусульман - 40, христиан - 8 процентов.
Климат - экваториальный. Среднемесячные температуры от +24 (август) до +27 (апрель). Несмотря на то что страна является одной из самых дождливых в Африке, с ноября по май здесь засухи и песчаные бури. Первыми европейцами в этом регионе были португальцы в 1460 году, которые и дали название стране, что означает "львиные горы". Британская колония появилась во Фритауне в 1787 году. В 1808 году Сьерра-Леоне получила статус королевской колонии, а в 1896 году - статус протектората. В 1924 году страна провела первые выборы в местные органы самоуправления. Независимость Сьерра-Леоне получила 27 апреля 1961 года. 29 апреля 1992 года в стране произошел военный переворот.
В 1990-е годы в Сьерра-Леоне шла гражданская война, в ходе которой за восемь лет погибли более 200 тыс. человек и около 500 тыс. стали беженцами. 22 октября 1999 года Совет Безопасности ООН санкционировал развертывание в Сьерра-Леоне миротворческих сил численностью 6 тыс. человек, а уже в следующем году этот контингент насчитывал 11 тыс. "голубых касок". В их числе были военнослужащие из Кении, Нигерии, Пакистана, Великобритании.
В мае 2000 г. мировая общественность во главе с ООН с тревогой наблюдали за обострившейся обстановкой в Сьерра-Леоне. Повстанцы Объединенного Революционного Фронта занимались грабежами, захватывали в качестве заложников сотрудников ООН. Фактически в стране продолжалась гражданская война, хотя официально она закончилась по мирному договору, подписанному 7 июля 1999 года в столице Того городе Ломе.
Миротворческий контингент ООН был увеличен до 17 тыс. "голубых касок". Когда в 2002 году в составе миротворческих сил ООН в Сьерра-Леоне появился российский вертолетный отряд, активные боевые действия между правительственными войсками и повстанцами ОРФ прекратились. Однако обстановка по-прежнему оставалась неспокойной, особенно на границе с соседней Либерией. Именно эту границу в основном и предстояло патрулировать нашим летчикам, сопровождать колонны с продовольствием, медикаментами и одеждой для чернокожих аборигенов. А еще с представителями ООН из различных стран следить за тем, чтобы не велась незаконная добыча алмазов. Сьерра-леонские алмазы очень высокого качества, поэтому в большой цене, и те из европейцев, кто был в этой стране, говорят, что алмазов там, как половы в сарае, и лежат они неглубоко - блеснут, лишь стоит копнуть совковой лопатой. Вертолетчики показывали мне фотографии, сделанные с воздуха, на которых были видны незаконные алмазные прииски. В подрыв экономики государства этим преступным промыслом занимались и занимаются и повстанцы, и местное население, и вообще все кому не лень.

Профотбор как высший пилотаж

Не так просто российскому летчику из холодной Сибири попасть в жаркую Африку. А то, что желающих среди авиаторов было много, это и так понятно. Месячное денежное довольствие летчика в Сьерра-Леоне в несколько раз превышает его получку в России.
Мандатную комиссию кандидаты на поездку в Сьерра-Леоне проходили в части, только экзаменовали летчиков генералы и офицеры Главного штаба армейской авиации. После профотбора документы ушли в Москву, и уже потом из столицы поступила телеграмма, в которой указывалось, кто едет в г. Торжок на учебный сбор. В Торжке в течение 10 дней проходило тестирование на профпригодность - то есть опять учеба, экзамены.
- Опытные авиаторы из Главного штаба армейской авиации проверяли нашу технику пилотирования, - говорит один из авиаторов полка крайней ротации. - Мы сдавали знание документов, регламентирующих безопасность полетов. Каждый офицер в полном объеме отчитывался по профилирующим предметам. Мы знали, что в Сьерра-Леоне будем патрулировать местность вдоль границы с Либерией, вести воздушную разведку, сопровождать колонны, обеспечивать прикрытие миротворческих сил ООН.
Вылетели на Ил-76 с аэродрома дальней авиации Мигалово Тверской области. Добирались около 20 часов с посадкой в Ливии в Триполи. Наконец вторая посадка в Сьерра-Леоне, в Лунги - международном столичном аэропорту.

Черный хлеб и селедку взяли?

- Когда рампа Ил-76 открылась, запах Африки ворвался в самолет, - вспоминает начальник службы безопасности полетов майор Сергей Бацарашкин. - Там разнообразие цветущих растений, пряный запах, душно. Смесь цветов, океан, влажность. Вышли, шел сильный тропический ливень. Зонтиков не было, а плащ-палатки не спасли, промокли в несколько секунд. Мы были в большом удивлении - везде пальмы и чернокожие жители - обслуживающий персонал аэропорта. Нас встречали наши коллеги, те, кого мы приехали менять, все загорелые такие. Они, конечно, были рады замене. Первое, что они спросили, есть ли черный хлеб "Бородинский" и селедка. Когда мы уезжали, нам посоветовали взять эти нехитрые продукты те из сослуживцев, кто до нас работал в Сьерра-Леоне.
Как работали наши летчики в Сьерра-Леоне? Какой у них был распорядок дня? Как относилось к ним местное население? Какой был рацион питания у авиаторов и как они проводили свободное время? Ответы летчиков на эти и множество других вопросов, касающихся их пребывания на африканском континенте, вам будут интересны.

"Рэболы" боялись "железную птицу"

Итак, в 6 утра подъем, физзарядка, умывание, завтрак. Командир российской авиационной группировки полковник Алексей Ланде получал задачи через наших офицеров, представителей штаба Международной миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Основная задача - патрулирование границы с Либерией. Обычно экипажи Ми-24 вылетали с аэропорта Лунги до аэродрома подскока Кенема, что в восточной части Сьерра-Леоне. Летали с подвесными топливными баками, чтобы увеличить радиус действия. В Кенема дозаправлялись, обедали или завтракали и брали на борт наблюдателей из миссии ООН из разных стран - канадцев, пакистанцев, австралийцев. У них была самая современная аппаратура многократного увеличения: бинокли, видеокамеры, фотоаппараты. Была своя информация-сводка по возникающим очагам напряженности. По суше на большие расстояния наблюдатели ООН передвигались, как правило, на бронированных джипах-внедорожниках.
На аэродроме имелся солидный боезапас - управляемые и неуправляемые ракеты для вертолетов. В любой момент в случае необходимости экипажи могли взять боекомплект и применить.
- "Рэболы" (повстанцы) боялись с нами конфликтовать, - говорит бывший в Сьерра-Леоне на должности летчика-оператора майор Андрей Андреев. - Потому что, когда там велись активные боевые действия, в армии Сьерра-Леоне служил один наемник из ЮАР, который летал на Ми-24. Говорили, он стрелял во все, что движется. Аборигены рассказывали, что, если у него даже после выполнения задачи оставались патроны, он их расстреливал в океан, но обязательно рядом с какой-то деревней, для устрашения. Шальной наемник летал один, без борттехника. С тех пор при виде любого вертолета местные и "рэболы" начинали прятаться.
- Хотя вертолетов аборигены боялись, но к русским они относились очень дружелюбно, - рассказывает офицер. - Если ты оказывался за границей нашего городка или был в городе, тебя тут же окружала стайка чернокожих детей, они просили есть. Нам было очень приятно давать этим детям печенье, йогурты, шоколад, конфеты, другие продукты. Постоянно просили еду и взрослые, даже прилично одетые. Подходит чернокожий товарищ весьма респектабельного вида, в белом костюме с галстуком, в руке мобильный телефон и просит: "Русский, дай покушать".
По рассказам авиаторов, в местных магазинах можно было купить буквально все, начиная от продуктов питания и заканчивая дорогой аудио-, видео- и бытовой техникой. Однако подавляющее большинство местного населения живет очень бедно, хотя у деревень можно увидеть рисовые поля, стада скота. Для сьерра-леонцев зарплата в 20 долларов в месяц - большие деньги. Но семья отдаст последнее, лишь бы ребенок пошел в школу в чистой опрятной одежде. Если у тебя дома в Сьерра-Леоне стоит электрогенератор, стекла на окнах, то ты самый богатый и уважаемый человек. А так - керосиновые лампы. Утром мать выходит на улицу, разжигает костер, вешает над ним котелок и что-то варит.
- А какой рацион питания был у самих летчиков? - интересуюсь у Андрея Андреева.
- Мы снабжались продуктами по линии ООН, и все они были из Европы - из Дании, Италии, Голландии, - объяснил офицер. - Мясо, картошка, различные крупы, шоколад, овощи, соки. Из России поставок не было. Но готовили нам наши повара - прапорщики, поэтому мы ели и борщи, и пельмени, и отбивные, словом, все, что можно увидеть в любом кафе в России. Манго, папайя, бананы, авокадо, ананасы покупали у местного населения.
- Мы летали через залив в Фритаун, предварительно получив на это разрешение, - продолжает свой рассказ майор Бацарашкин. - Знакомились с местными достопримечательностями. В столице Национальный музей и Ботанический сад, англиканский собор Святого Георгия, построенный в 1828 году, университетский колледж Фура-Бей, основанный в 1827 году. Центр Фритауна в основном застроен двух- и трехэтажными домами. Мы знакомились и с местной кухней. Были среди нас, русских, и любители полакомиться змеями, черепахами, скатами и прочей специфической для нас, но привычной для африканского желудка пищей.
В свободное время - рыбалка. Ловили на обычные удочки и спиннинги, а в качестве наживки использовали креветки. Интересно рыбачат аборигены. В большую лодку садятся десять-пятнадцать мужчин и полдня затягивают длинную, метров четыреста, сеть. Потом ее полдня вытаскивают, а в это время вся деревня, человек 50 - 70, безучастно стоит на берегу и смотрит, как несколько человек работают. Они разгребают улов и фасуют. Первым среди жителей деревни подходит к рыбакам старейшина, видимо их вождь или шаман. Он выбирает себе лучшие экземпляры рыб и уходит. Подходят остальные жители, и начинается дележ улова. Некоторые виды рыб аборигены перетирают в порошок, добавляют какие-то цитрусовые и готовят своеобразные блюда либо просто жарят рыбу.

Пьер - афроснегурочка

С большим уважением авиаторы рассказывали о своем командире - полковнике Алексее Ланде. Алексей Анатольевич - профессионал в военном деле, творческая личность, художник, самобытный певец с удивительным голосом, образец эрудиции, интеллигентности русского офицера.
- Благодаря командиру жизнь у нас была разнообразная и интересная, - вспоминает один из офицеров. - Техника работала безупречно, и все задачи мы выполняли своевременно и с высоким качеством. В наш адрес не прозвучало ни одного нарекания, и как результат, все российские военнослужащие в Сьерра-Леоне были награждены медалями ООН "На службе миру". Мы летали каждый день, одни экипажи сегодня, другие - завтра. Нагрузка очень большая, к тому же пилотирование в основном в сложных метеоусловиях. Алексей Анатольевич это понимал, поэтому лично организовывал среди личного состава различные творческие конкурсы, соревнования, вечера отдыха, приглашал интересных людей из числа зарубежных миротворцев, чтобы они выступили перед нами, рассказали о своей службе, работе в различных "горячих точках" планеты. Словом, жизнь у нас кипела, била ключом.
Интересно сибирские авиаторы встречали в Африке Новый год.
- Был у нас уборщик Пьер, мы его Пашей называли, - вспоминает майор Бацарашкин. - Этот чернокожий парень очень смышленый, за несколько ротаций наших он хорошо овладел русским языком, говорил, что мечтает поехать в Россию, чтобы выучиться летать на вертолете и "катать" на нем своих соплеменников. Когда по нашему календарю пришло время встречать Новый год, мы предложили Пашке быть Снегурочкой. Он не возражал, не противился, так как сам любил встречать свой африканский Новый год, когда местные жители наряжаются в цветастые одежды и ходят по улицам с песнями, танцами под музыку и барабанный бой.
Пашка ответственно подошел к роли Снегурочки, он взял у своей жены ее любимый наряд - длинное блестящее платье желтого цвета и белый парик. Дед Мороз был наш. Новый год прошел весело, а когда праздники закончились, мы предложили Пашке пойти с нами в баню, в нашу, настоящую русскую, которую мы там построили. Пьер сопротивлялся, но мы его силком затащили в парилку, а когда поддали пару, жалко было на парня смотреть. С его стороны началась паника, истерика. И когда мы потом парились, Паша близко к бане не подходил.

Как дела у Майкла Дугласа?

- Фотомонтаж? - поинтересовался я у майора Бацарашкина, кивнув на фотографию, где офицер вместе со своим сослуживцем стоит в обнимку с голливудским киноактером Майклом Дугласом.
- Нет, не монтаж, - возразил офицер. - Майкл Дуглас прилетал в Сьерра-Леоне с частным визитом. Он был под усиленной охраной, но когда узнал, что им очень интересуются русские летчики, согласился с нами встретиться.
- И о чем вы с ним разговаривали? - спросил я у Сергея Николаевича.
- Мой друг, с которым я в свое время служил на Сахалине, знал английский в совершенстве. Мы спросили у Майкла, как у него дела? Он ответил: "О'кей!" Дуглас был очень удивлен, что его хорошо знают русские летчики и что вообще в России он необыкновенно популярен. Поговорили мы с Майклом о том о сем, рассказали друг другу пару анекдотов и сфотографировались на память. Он хороший парень, коммуникабельный.
Признаюсь, после бесед с авиаторами об их восьмимесячной командировке в Сьрра-Леоне у меня было такое впечатление, словно я сам побывал на африканском континенте. Это впечатление усилили десятки фотографий, сделанных там летчиками. Рассмешил ответ одного офицера на вопрос: есть ли среди сьерра-леонцев красивые женщины? "Есть красивые, а есть и с фиолетовой кожей". Кстати, один бортинженер из нашей гражданской авиации влюбился в креолку. Это чувство было настолько сильным, что он женился на смуглой красавице и забрал ее в Россию.
Даже в столичном городе Фритауне нашим военнослужащим не рекомендовали ходить поодиночке. Как сказал один майор: "Ограбят средь бела дня, без носков останешься". А еще местные жители иногда проникали на территорию российской авиационной группировки, чтобы что-нибудь стащить там. В Сьерра-Леоне ночи очень темные, негры раздевались догола и проскальзывали под колючкой. А утром капитан или майор обнаруживал пропажу забытых вечером на бельевой веревке вещей или оставленных у входа вельветовых тапочек.
- После наших рассказов у вас может сложиться впечатление, что мы в Сьерра-Леоне лишь купались в Атлантическом океане, загорали на белом хрустящем песке с красивыми креолками и лакомились экзотическими блюдами, а работали мало, - говорит майор Бацарашкин. - Ежедневно по нескольку часов в воздухе в сложных климатических условиях - это очень тяжело. Не исключалась возможность быть сбитыми повстанцами. Особую опасность представлял кайлахунский выступ возле городишка Кайлахун. За восемь месяцев пребывания в Сьерра-Леоне я налетал 500 часов. Это много. Две ротации в Сьерра-Леоне у командира эскадрильи подполковника Юрия Виноградова, две - у начальника воздушной, огневой и тактической подготовки полка майора Владимира Драчкова, у многих других моих однополчан.
- Благодаря этой спецкомандировке я познакомился на учебном сборе в Торжке с такими людьми, как полковник Александр Чичкин, заслуженный летчик России, летчик-снайпер, - вспоминает майор Андреев. - Много полезных уроков получил и от первоклассного летчика командира звена подполковника Сергея Золотова. Я не видел, чтобы кто-то летал лучше, чем эти люди. Ну а в Сьерра-Леоне - полеты, полеты в любую погоду, в любое время...

http://www.redstar.ru/2005/12/29_12/3_01.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме