Между школой и вузом

0
167
Время на чтение 5 минут
В последнее десятилетие из уст специалистов, профессионально занимающихся образованием, и из уст обыкновенных граждан всё чаще слышатся сетования на чрезвычайно высокую разницу в требованиях, которые предъявляются выпускникам школы и абитуриентам вузов. Нередко высказывается очень резкий тезис, что современная российская школа просто не в состоянии обеспечить выпускников знаниями, необходимыми для дальнейшего продолжения образования. Сама возможность его появления убедительно свидетельствует о серьезности проблемы. Не обсуждая сейчас качество школьного и вузовского образования по отдельности, поговорим о проблемах, связанных со взаимоотношениями средней и высшей школы.

Первое, что бросается в глаза, - это отсутствие во многих случаях конструктивного доверительного обмена информацией между представителями различных ступеней образования. Школьные учителя, приводя своих подопечных в вуз, нередко ведут себя почти как лазутчики в стане противника. В свою очередь вузовские преподаватели зачастую с необоснованным гипертрофированным пренебрежением относятся к деятельности своих коллег, работающих в средней школе. Соответствующая практика нередко поддерживается администрацией учебных заведений. В погоне за ложно понятыми частными интересами стороны отказываются видеть друг в друге союзников, а не противников. В результате страдают в первую очередь абитуриенты, лишенные достаточно объективной информации. Сложившаяся ситуация взаимного отчуждения, безусловно, самым пагубным образом влияет на российскую образовательную систему в целом.

Однако не следует забывать о многочисленных инициативах, направленных на преодоление негативных тенденций. Они продолжают оказывать значительное влияние на образовательный процесс. Так, например, по сей день продолжается традиция создания в школах специализированных профильных классов, подшефных определённому вузу. Выпускники таких классов получают определённые льготы при поступлении в соответствующее учебное заведение. К сожалению, описанная практика обременена многочисленными недостатками. Как правило, вузы, не желая ослаблять кадровый состав, ведущий занятия со студентами, выделяют для работы со школами наименее квалифицированных представителей профессорско-преподавательского корпуса, которые отнюдь не способствуют усилению мотивации школьников, желающих поступать в соответствующий вуз. Чрезмерный консерватизм такой системы взаимоотношений ведёт также к тому, что вузы в школах представляют почти сплошь специалисты весьма солидного возраста, которым в силу естественных причин довольно трудно быстро найти общий язык с современными подростками.

Указанные недостатки традиционной системы привели к формированию новых способов продуктивного взаимообмена информацией между школой и вузом. В ряде случаев активно создающиеся ныне во многих субъектах федерации попечительские советы школ, состоящие из родителей и выпускников, получили право приглашать для чтения отдельных курсов сверх школьной программы выбранных ими вузовских преподавателей. Принципиально важным здесь является то, что право выбора получают сами учащиеся или представители их интересов. Тем самым открывается возможность привлечения в школы представителей вузовской студенческой, аспирантской и преподавательской научной молодежи, не несущей ещё на себе груза догматически понятого опыта. Эксперименты такого рода пока затронули лишь небольшую часть школ, обладающих статусом экспериментальных площадок. Проблема заключается в том, как наладить взаимодействие лучших вузов страны со школами, расположенными в малых городах и сельской местности. Разумеется, такое взаимодействие возможно только при непосредственном участии администрации школ, способной выразить конкретные инновационные предложения.

Представляется исключительно целесообразным при посредстве методистов региональных и районных департаментов образования организовать регулярную рассылку по школам электронных материалов, демонстрирующих различные аспекты деятельности вузов. По мере организации сайтов школ, желательно организовывать на них форумы для обмена мнениями между выпускниками, школьниками и преподавателями. Возможно также создание силами выпускников школ электронных баз данных специализированных вузов различного профиля, в которые за последнее время поступило наибольшее число выпускников той или иной школы. Было бы также полезно сделать более обширным участие педагогических коллективов школ в составлении ежегодных рейтингов вузов. Наблюдая на протяжении многих лет за тем, как изменяются предпочтения выпускников, школы могут служить вполне объективным барометром всех изменений, происходящих в сфере образования. Составление широко доступного общественности рейтинга высших учебных заведений России может стать одним из основных вопросов для совместного обсуждения школами и вузами.

Еще одним средством расширения плодотворного сотрудничества вуза и школы является совместное проведение предметных олимпиад. Можно только приветствовать инициативу отдельных вузов, прежде всего, конечно, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, направленную на организацию непосредственного сотрудничества с администрацией школ, руководством департаментов образования, сотрудниками институтов повышения квалификации работников народного образования в деле организации такого рода мероприятий. Желательно организовать на постоянной основе присутствие на олимпиадах всех уровней, от школьного до всероссийского, представителей профильных вузов по той или иной специальности. На олимпиадах высших уровней особенно важно широкое участие головных вузов, отвечающих за методическое обеспечение государственных стандартов по той или иной дисциплине. Представителям школ, учителям-предметникам во многих случаях, к сожалению, присущ узко местнический подход, стремление всеми возможными способами "протащить" своего ученика на призовое место. Однако в долгосрочной перспективе это ведёт лишь к заметному неуклонному снижению общего уровня требований и подготовленности участников соревнований. Отстранение от процесса составления вопросов и проверки работ сотрудников вузов подчас приводит к тому, что в текстах олимпиадных заданий встречаются грубые фактические ошибки, провоцирующие учащихся на заведомо неправильные ответы. Это, конечно, не означает, что вузы должны стать для школ своего рода Большим братом: открытость для инноваций должна быть в равной мере присуща обеим сторонам процесса.

Со стороны вузов процессу углубления контактов со средней школой может, по нашему мнению, помочь возрождение некоторых элементов существовавшей в советское время системы распределения молодых специалистов. Так, например, можно сделать условием дальнейшей академической карьеры молодых учёных их постоянное участие в мероприятиях, которые проводит в вуз в подведомственных школах. Для студентов-старшекурсников можно сделать обязательным прохождение педагогической практики в качестве учителей-предметников по дисциплинам выбранного профиля. В свою очередь, для школьных учителей вузы могли бы организовать регулярные курсы переподготовки с выдачей соответствующих сертификатов. Это позволило бы хотя бы отчасти решить особенно остро встающую в современную эпоху проблему отставания школьного преподавания от переднего края науки. Прекрасной площадкой для обмена опытом могут служить также совместные методические семинары, в рамках которых проводятся также интерактивные презентации используемых в учебном процессе информационных технологий. Такие семинары в настоящее время уже достаточно регулярно организуются в ряде крупных городов России. Желательно было бы и создание в ведущих отечественных периодических изданиях, посвященных средней школе, специальной "вузовской" страницы, отражающей основные события в жизни высшей школы. Словом, путей и способов налаживания конструктивного взаимодействия вуза и школы много. Дело за малым: развивать уже существующие и постоянно придумывать новые.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=16322
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Сафронов
Все статьи Петр Сафронов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11