itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Миссионерство наоборот

0
248
Время на чтение 5 минут
Статья о. Владимира Переслегина о духовной и эстетической природе рок-музыки (Богословие черного кожзаменителя. Антиаскетические опыты игумена Сергия Рыбко) вызвала ряд откликов в печати и в Интернете. Достаточно перечислить статьи Юрий Агещева "О церкви, роке и миссионерстве", Галины Александровой "Не судите прежде суда Божия", о. Александра Мартыненко "Еще раз о "кожзаменителе". Как косвенный ответ можно рассматривать и сочинение о. А. Кураева "Крест демографический и миссионерский" ( "Литературная газета" 30.11.2005). Христианский взгляд на модную антихристианскую культуру вызвал резкое неприятие со стороны защитников рок-музыки и апологетов обновления Церкви.

Можно было ожидать, что этот отпор будет носить принципиальный характер. А между тем мы видим, что оппоненты о. Владимира не готовы именно к разговору по существу. Указанные отклики - это скорее окрики, чем серьезный ответ на поставленные вопросы. И это само по себе очень серьезно.

Мы имеем немалую группу священнослужителей и мирян, которые проводят, как они говорят, миссионерскую работу в среде хиппи, панков и рокеров. То есть они что-то пишут и говорят, и, как кажется, должны бы четко понимать, чем и зачем они занимаются. Я лично думал, что о. Сергий (Рыбко) и его защитники знакомы, по крайней мере, с рок-музыкой, ее идеологией, ее духовной сущностью. Прекрасный пример осознания природы рок-музыки мы находим в интервью с Валентином Королевым, Андреем Петелиным и священником Александром Колесниковым в газете "Дух христианина" (N 8, 15 июля 2005 г.)

Приходится с сожалением признать, что защитники рок-музыки не способны объясниться относительно предмета своей миссионерской проповеди, не в состоянии дать прямой ответ собратьям по вере. Похоже, они сами себе не очень отдают в этом отчет, что ставит вопрос о том, что же они проповедуют и что утверждают в столь агрессивно-кислотной среде как рокеры, панки и хиппи.

В ответ на резкую и прямую статью о. Владимира могли появиться столь же резкие и прямые ответы. На самом деле мы услышали нечто совсем иное: "не судите", "рок-музыка - явление сложное", "что плохого в том, что священник выступает с проповедью на рок-концерте", "в Церкви люди разные: одним по душе новое, другим - старое".

Вопрос ставится так, будто мы обсуждаем не содержание миссионерской проповеди о. Сергия, а покрой его рясы, цвет волос, музыкальные предпочтения, наконец.

Нам говорят, что "рок-музыка есть явление сложное" и что "в Церкви люди разные". Спорить с этим так же трудно, как с тем, что "выше лба уши не растут". Ведь вообще все явления на свете - сложные, и все-таки оцениваются однозначно: и добро и зло, грех и добродетель, предательство и ложь, которые принимают тысячи обличий. Поэтому священник и оценивает во всеуслышание духовную сущность того или иного явления, духовное значение того или иного общественного и культурного деятеля. Да и вообще всякий убежденный христианин превращает сумятицу окружающего мира в однозначность, чтобы следовать прямым путем Христовых заповедей.

Заявляя о сложности и неподсудности рок-музыки, наши оппоненты уходят от ответа. Но тогда зачем было и браться писать свои реплики?

Мы готовы согласиться с тем, что утверждение: "Рок-музыка - это сатанизм", прямолинейно. Но ведь сам сатанизм - куда более "сложное" явление, нежели рок-музыка, но при этом абсолютно однозначное в своем богоборчестве.

О. Владимир заявляет: "Рок демоничен по духу", и ставит знак равенства между идеологией рока и сатанизмом. Разве эти суждения поверхностны и голословны? Не составляет труда выяснить даже то, с какой именно разновидностью сатанизма мы здесь встречаемся. Это языческий культ мертвых. Именно он испокон века сопровождался мрачно-тоскливыми завываниями и низкими звуками. И этим рок-культура отличается от некоторых других стилей поп-музыки, которые ближе к экстатическим культам с самокалечением и одурманиванием себя наркотиками. Отсюда происходит тяготение рок-музыки, допустим, к традиционным мотивам скандинавской мифологии, язычества вообще. Вот, о чем надо было бы говорить, если бы имел место серьезный разговор.

Короче говоря, рассмотренные реплики на статью о. Владимира носят демагогический характер, хотя трудно понять, почему авторы считают христиан столь уж беззащитными перед неприкрытой демагогией.

И все же есть нечто поучительное в указанных ответах. Попытаемся его извлечь.

Г. Александрова приводит слова К. Кинчева: "Христос вообще общался с падшими людьми". Это и так, и не так. Христос пришел призвать не праведников (мнимых), но грешников к покаянию. Одновременно мы прекрасно знаем из Писания, что Господь общался с грешниками не для того, чтобы они оставались блудниками и грешниками. Мы слышим, как Спаситель говорит: "Иди, и впредь не греши", "Прощаются ей грехи ее многие за то, что она возлюбила много".

В проповеди о. Кураева и о. Сергия (Рыбко) мы слышим совсем иное. По свидетельству самой же Г. Александровой, "приходилось читать десятки писем, в которых молодые люди благодарят батюшку за его брошюру " Современная культура - сатанизм или Богоискательство?" и ответы на сайте "Армии Алиса". Многие пишут, что у них камень свалился с души, так как они увидели, что не вся их жизнь является грехом и " сатанизмом ", и что для того, чтобы ходить в храм и исполнять заповеди Божии, не нужно сокрушать пластинки любимых групп".

Вот одно письмо из статьи Г. Александровой: "Всё это время считал свои увлечения компьютерами и музыкой грехами, меня даже из-за компьютера отстранили на 20 дней. Но после того, как я прочитал Ваши статьи, мне стало намного легче. Большое Вам спасибо за то, что Вы делаете".

Иными словами, о. Сергий никак не может сказать: "иди, и впредь не греши", "прощаются тебе грехи многие", просто потому, что не считает исполнение и слушание рок-музыки грехом. Точно в том же ключе развивается и проповедь о. Андрея Кураева. Он учит: "Вот так и наши прихожаночки хорошей считают ту проповедь, в которой они не услышали ничего нового... Новизна радует молодого человека и пугает пожилого". То есть о. Андрей совершенно не собирается бороться с греховным стремлением к новизне, он одобряет незрелое любопытство молодежи и, между прочим, издевается над православными за их мудрый консерватизм.

И это не случайное недоразумение. Вот, Г. Александрова пишет: "О. Сергий был награжден Святейшим Патриархом премией "Обретенное поколение" именно за эту деятельность (дословно: "за проповедь Евангелия среди хиппи, панков и рокеров")".

Понимает ли наш автор, что она пишет и что утверждает? Разумеется, Церковь со времен Апостольских одобряет и поощряет миссионерство в среде язычников и иноверцев, среди буддистов-ламаистов и сектантов разного рода. Целью такой миссии всегда является то, чтобы язычники, ламаисты и сектанты перестали быть язычниками, ламаистами и сектантами. В уверенности, что имеет дело с таким миссионером, священноначалие, надо думать, и награждало о. Сергия. Разве это не очевидно?

Если не очевидно, то почитайте св. прав. Иоанна Кронштадтского, который видел в модной культуре - ни много, ни мало - орудие разрушения Церкви и христианского порядка в мире. Он предлагает понимать "под именем апокалипсической Иезавели... модную культуру вообще". 1) По его толкованию, Фиатирская Церковь осуждается за равнодушие к обличению модной культуры. 2)

1) Протоиерей о. Иоанн Ильичев Сергиев (Кронштадтский). Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М.: "Солвент", "ЛокидПресс", 2005. С. 103

2) Там же. С. 92

И мы, пожалуй, впервые за всю историю Церкви сталкиваемся с таким "миссионерством", которое приходит к рокерам, и одобряет их самое главное заблуждение, которое препятствует им стать подлинными христианами.

Сказать молодежи, стремящейся к новизне: то, к чему вы стремитесь, это хорошо; сказать рокерам: рок-музыка - не греховна, все это уже не православное миссионерство, а модернистское "миссионерство наоборот".

И не нужно думать, что это всего лишь неудачная проповедь: "Ну, останутся рокеры рокерами, а православные - православными". Если о. Сергий и о. Андрей Кураев не занимаются миссионерством в молодежной среде, значит, это заблуждающаяся молодежь выступает в качестве миссионеров по отношению к этим духовным лицам. А через их посредство рокеры, панки и хиппи ведут свою нехристианскую проповедь уже в Самой Церкви.

Так происходит оттого, что духовные явления таинственны, но имеют свою внутреннюю непроницаемую твердость. Либо ты побеждаешь ложь, либо ложь - тебя. Среднего не дано.

Духовная неудача отбрасывает неудачника туда, где он совсем не думал оказаться.

http://www.moral.ru/rock_missioner.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Вершилло
Все статьи Роман Вершилло
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09