Соль земли в большом городе

Возможно ли быть христианином, живя в столичном Петербурге?

На этот вопрос попытались ответить участники дискуссии "Вера в мегаполисе", организованной фондом содействия развитию культурно-просветительской деятельности "Фома-центр". Вел встречу православный журналист Денис Маханько.

АНОНИМНАЯ ВЕРА

Санкт-Петербург, с одной стороны, находится в выигрышном положении: большое количество храмов располагает к тому, что любой православный может найти духовного отца, пастыря, которому можно вверить свою душу и следовать его наставлениям. С этой мыслью обратился к участникам дискуссии священник Иоанно-Предтеченского храма (что на Каменном острове) Константин Слепинин.

"Мы живем в условиях, когда человеку свойственно желать анонимности, не выставлять свою веру напоказ, - считает о. Константин, - для этого человек выбирает храм, где о его вере не будут, к примеру, знать соседи". Это другая, по мнению пастыря, и также немаловажная сторона психологии верующего, живущего в мегаполисе.

Здесь позволю небольшое отступление. Некий мой знакомый, адвокат по профессии и православный писатель по призванию, рассказал следующую историю. Получив место в одной из адвокатских контор города на Неве, он выбрал храм, к которому расположилась душа. Какова же была его радость, когда юрист и литератор узнал в одном из соседей по лестничной площадке прихожанина того храма, где они вместе причащались из одной Чаши Христовой. Но радость вскоре сменилась недоумением, граничащим с ужасом: сосед, в ответ на приглашение прийти на рождественский ужин и вместе прославить Богомладенца, просто шарахнулся в сторону, словно от пьянчужки, вымогавшего на "опохмел"...

Выходит, мегаполис волей-неволей подталкивает к "уходу в себя", а вера становится исключительно интимной стороной души? Но как же быть со свидетельством о Христе и Церковью, которая вовсе не ограничивается рамками конкретного прихода, а призывает к освящению и просвещению всякой вещи, "всякого человека, грядущего в мир"?

РФ ПОКА НЕ СВЯТАЯ РУСЬ

"Православная Русь и Российская Федерация - не синонимы - продолжает отец Константин. - Конечно, подавляющее большинство у нас - крещеные, но реально православных людей не более пяти процентов. Это показывают социологические опросы. Мы живем в стране, которая не гонит православие, не враждует с православием и тем не менее православной не является. Отсюда и развращенность нравов, которая в большом городе неизмеримо выше, чем в деревне.

Можем ли мы предоставить "православную альтернативу", к примеру, завсегдатаям ночных клубов, которых в Петербурге великое множество? Но это изначально обречено на неудачу, так как православный образ жизни предполагает ограничение увеселительных мероприятий, и наоборот - работу над собой, спасением своей души. Но опасность не столь катастрофична, чтобы Господь не помог ее преодолеть верующему".

Своим опытом поделилась Анна Лобова, руководитель православного молодежного туристического клуба "Свежий ветер", учительница начальных классов:

"Мое мнение противоположное: православный образ жизни сохранить в городе куда проще, чем в деревне. Мы со своими ребятами посещаем отдаленные монастыри, встречаемся с местными жителями и видим, что уровень воцерковленности там значительно ниже, чем в Петербурге".

ВЫПОЛНИМА ЛИ МИССИЯ?

"Способна ли Церковь на плодотворную миссионерскую работу?"

О. Константин Слепинин: "Богослужения в храме совершаются, любой человек может прийти в храм и пообщаться со священником, существует множество православных сайтов - поэтому интересующийся всегда дорогу в храм найдет. Но способна ли сейчас Церковь прийти в ту среду, где православием не интересуются, - на этот вопрос можно ответить только с сожалением: пока в Церкви крайне мало плодотворно работающих миссионеров".

Денис Маханько: "Как писал святой Иустин Философ, что в теле душа, то в мире христианин. "Вы - соль земли", - говорит Спаситель в Евангелии... Способны ли сейчас верующие люди оказать какое-то влияние на современный мир?"

О. Константин Слепинин: "Если мы хотим оказывать влияние на мир, в котором живем, мы должны объективно оценивать этот мир и свое место в нем. Здесь не должно быть иллюзий и мечтательности. Опять-таки многие православные в нашей стране живут с мыслью, что они находятся на территории православного государства, в котором православные ценности являются для всех общеобязательными. И поэтому их иногда "заносит" на предъявление каких-либо требований обществу и государству. Но мы не должны заблуждаться: общество, в котором мы живем, законодательно не обязано жить по православным нормам.

Поэтому влиять на мир, который нас окружает, христианин способен в первую очередь личным примером. По мере своих сил, исполняя заповеди Божии и делясь христианскими убеждениями с людьми, которым и небезынтересны, христиане могут оказывать очень существенное влияние на окружающий мир. Мы не должны ставить заранее невыполнимых целей. Задача должна быть сопоставима с нашими духовными силами и ролью в обществе, которую каждый из нас играет. Если нам хотя бы кому-то удастся засвидетельствовать о Христе - то мы воистину станем "солью земли".

Как здесь не вспомнить золотые слова, произнесенные когда-то преподобным Серафимом Саровским: "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя". Это сказано не только для подвижников, а прежде всего для нас, жителей городов, больших и малых. Как бы ни было трудно находить понимание у "внешних", от личного свидетельства о Христе нам не уйти. Иначе нет и спасения.

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=225988456
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Максим Антипов:
Иконоборчество в эпоху рынка
Как и ради чего рекламисты попирают лик Иисуса Христа
20.07.2006
Церковь выносит сор из избы
Православные священники собрались в Александро-Невской лавре, чтобы найти методы очистить храмы от суеверий и предрассудков
25.05.2006
Православные побратались в городе святого Франциска
Наконец-то положено начало преодолению раскола Русской церкви
16.05.2006
Настоящую веру "коды" не разрушат
Писатель Дэн Браун использует практику "вульгарного журнализма"
05.04.2006
Дедовщина как антирелигия
Священников заменили вчерашние замполиты, священные таинства - дикие солдатские обряды
16.02.2006
Все статьи автора