Появление в Сети "виртуального" архимандрита Иоанна (Крестьянкина) - факт отрадный, хоть и запоздалый. К нему в Псково-Печерский монастырь со всей страны приезжали за наставлением еще в удушливо-застойные семидесятые. 95-летний монах с такими русскими, такими простыми именем и фамилией, достигнув той степени мудрости, которая на церковном языке зовется прозорливостью, оказал духовную "скорую помощь" десяткам тысяч людей. Среди них, между прочим, был и Владимир Путин: комментаторы поговаривали, что факт посещения президентом старца можно расценивать едва ли не как "помазание на царство".
Теперь, когда отец Иоанн ушел в затвор, к словам его еще внимательнее прислушиваются: ведь в них - ответы на самые "неудобные" вопросы. "То, что сейчас в церковь проникли лукавство, фальшь и лицемерие, не диво, - разъясняет он в одной из проповедей. - Что мир народил, тем и Бог наградил. Из безбожного плена мы возвращаемся больные и искалеченные. Выздоровеем ли - неизвестно. Как бы не умереть..." За этими словами - необыкновенная духовная трезвость и мужество, не в последнюю очередь продиктованные опытом бывшего узника ГУЛАГа.
Проповеди отца Иоанна полезно послушать в Сети, право слово, не одним православным. И это событие в очередной раз выносит на повестку дня вопросы: "А какими сегодня в России призваны стать электронные СМИ? В чем их, выражаясь высокопарно, миссия? Должны ли они способствовать просвещению массового сознания и воспитанию чувств - или выполнять роль еще одного инструмента полиции нравов?"
Буквально в тот самый день, когда батюшка Иоанн вышел из своего затвора в Сеть, в Москве собрались за "круглым столом" функционеры РПЦ, депутаты Думы и представители телеканалов ТВЦ, "Спас", "Звезда" и "Союз". Речь со свежими силами велась о хорошо забытом старом - создании общественного российского православного телевидения. Казалось бы: развивайте, что уже есть. Ладно, "Звезда" и "Спас" - аудитория у них небольшая, по большей части "тарелочная", рядовым верующим недоступная, но "Союз", вещающий в Екатеринбургской епархии с января этого года, охватывает едва ли не всю область, а заодно задевает и соседние регионы. Препон на местах не чинят, находятся благочестивые спонсоры - ну и хоругвь вам в руки!.. Ан нет: инициатор совещания протоиерей Димитрий Смирнов настаивал на том, что не только в ограниченном, но и в общедоступном эфире должен быть "альтернативный телеканал без мерзости". Мнение главы отдела Патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами - считай, приказ. По итогам "круглого стола" была создана инициативная группа, которая уже приступила к "определению поэтапных шагов на пути создания общественного православного телевидения...".
Оставим в стороне такие мелочи, как вынужденное участие в поддержке предполагаемого канала всех налогоплательщиков России вне зависимости от их религиозных убеждений и правомерность возможных претензий других конфессий на равноправное присутствие в эфире. Куда более серьезная проблема - идеологическая составляющая и форма подачи программ на общероссийском православном канале. Ясно, что свободной дискуссии, социальной остроте и широте взгляда на социокультурные проблемы (скажем, разговору о конфликтах церкви с "актуальными художниками") на канале места не найдется: всякое разномыслие подрывает монополию, а как раз о ней печется о. Димитрий. Значит - что? Значит - программа "Время" нон-стоп, и даже не в нынешнем, а в советском ее варианте. А кто не с нами - тот против нас...
Этим принципом, похоже, руководствовался экс-рулевой "Муз-обоза", а ныне капитан ТВ-канала "Спас" Иван Демидов, закрывая самую, быть может, живую на канале молодежную программу "ИТД". При встрече г-на Демидова с ведущими этого ток-шоу Юлианой Годик, Аленой Душкой и протоиереем Максимом Козловым имел место "откровенный разговор о судьбах проекта, участники встречи обменялись мнениями о целях и задачах православного телевидения, его возможной аудитории, приемлемых и недопустимых путях миссионерской деятельности в электронных СМИ. Стороны диалога вынуждены были констатировать, что их подходы в значительной мере отличаются, и притом как раз по принципиальным вопросам". О. Максим счел нужным особо коснуться участия в качестве ведущего телеканала Александра Дугина, чьи взгляды охарактеризовал как "неприемлемые с точки зрения православной экклесиологии и сомнительные с точки зрения общественно-политической".
Логика событий и контекст информационного пространства, по счастью, таковы, что, осваивая электронные СМИ, РПЦ обречена на разброс мнений. В Интернете сегодня сотни православных порталов и сайтов, среди которых и ультраконсервативные, и сверхлиберальные. И такая же картина может сложиться на ТВ - поскольку такова в реальности, а не в виртуале церковь...
А в конечном счете - проблема сводится к тому, о чем сказал в одном из писем отец Иоанн (Крестьянкин): "Вот, смотри - компьютер, который сделали пугалом. Ведь это просто железяка, и без человека он ничто. И кто и как будет отвечать за компьютер перед Богом? Вот ведь в чем дело-то..."
ВЕРУЮЩИМ РАЗРЕШИЛИ МОЛИТЬСЯ НА ИКОНЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) славится эксцентричными заявлениями и акциями. В частности, он призвал своих прихожан бойкотировать ток-шоу "Дом-2", осудил Аллу Пугачеву, снявшуюся в клипе в образе Девы Марии, и запретил женщинам пользоваться косметикой. Но на днях владыка сделал неожиданный шаг - благословил верующую молодежь молиться на иконы из Интернета. Как сообщает информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, верующие "сетевые жители" могут распечатать с сайтов иконы, вставить в рамочки, принести в церковь и попросить батюшку, чтобы освятил. Таким образом, терпя убытки по части продажи икон, епархия возместит их, совершая водосвятные молебны.http://www.newizv.ru/news/2005-11-15/35265/