Я знал людей, которые молились о гибели Чечни, и меня их молитвы не удивляли. Удивиться пришлось позже, услышав из уст петербургской девушки такие слова:
- Все началось с того, что мне в руки попала газета с портретом Шамиля Басаева. Это было в дни Беслана. Я посмотрела на портрет и? Какое-то такое чувство возникло? даже не знаю, как его назвать. Знаете, когда школьнице нравится какой-нибудь мальчик, первое желание у нее бывает - посмеяться над ним, подразнить, поднять на смех? Вот и мне захотелось сказать ему что-нибудь вроде: "Эй ты, герой!.." Потом я отложила в сторону газету и забыла об этом желании. А потом оно вернулась. И я уже сознательно стала искать портреты Шамиля и любоваться им, отыскивать публикации о нем. Все мысли были только о нем. Я и батюшке об этом говорила на исповеди. Он мне велел все портреты выбросить, но я вообще-то их и не хранила.
- Ольга, - обращаюсь я к 25-летней петербурженке (высшее образование, хорошая работа, внешние данные не дают повода для комплекса неполноценности, прихожанка одного из питерских православных храмов, живет с родителями, надеется поступить в аспирантуру), - Ольга, а может, эти симпатии объясняются очень просто: может быть, у вас в роду были чеченцы или другие какие кавказцы? Хотя, если судить по внешности, это глупое предположение.
- Нет, не было у меня в роду никаких чеченцев. Батюшка на исповеди мне сказал: "Это у вас культ силы!" Ну, тут мне возразить нечего? Правда, есть такой культ. Я с детства чувствовала в себе готовность к подчинению силе. Даже преклонение перед силой. Если попытаться анализировать, то, может быть, это такой протест против реального давления? Я говорила: "Такому-то человеку я согласна подчинить себя, но не вам!" И потом, я не чувствую себя защищенной, а женщина всегда тянется к сильному. Конечно, эта сила может оказаться направленной против нас же самих, но об этом ведь не думаешь?
- Вот именно, против самих же беззащитных. Вы не замечали, что самые громкие чеченские "подвиги" - Буденновск, Беслан, "Норд-Ост" и т.д. - это война против тех, кто заведомо не может дать отпор. Неужели это может привлекать?
- Видимо, может? Потом, мне жалко было этого Шамиля: конечно, он погубил столько людей, но ведь он же и сам себя погубил! Хотелось поговорить с ним, объяснить ему, в чем он не прав? Ведь он мог бы стать нормальным человеком? Вы знаете, я, и читая книги, всегда становлюсь на сторону отрицательных героев. В "Трех мушкетерах" мой любимый персонаж - Миледи. Я для себя придумывала, что когда-то это была прекрасная девушка, настоящий ангел, но потом тяжелые обстоятельства вынудили ее стать тем, кем она стала? И мне хотелось, чтобы Дюма придумал другой конец этой истории, чтобы Миледи исправилась и вернулась к Атосу? А Шамиль Басаев мне всегда казался Арагорном из "Властелина Колец". Арагорн - мой любимый герой, он для меня долгое время был каким-то идеалом. Критерий был поступков один: Арагорн бы так не поступил.
- Арагорн - это в книжке. А в реальной жизни вы были знакомы хоть с одним чеченцем?
- Нет, никогда. Но я общаюсь с ними по интернету.
- И каково впечатление?
- Честно говоря, безтолковые абсолютно. Учат меня жить, зарабатывать большие деньги: "Почему ты работаешь за копейки? Ты молодая, ты должна делать карьеру". Я одному подыграла: "Ты же мусульманин, у вас духовное должно стоять выше материального!" И знаете, что он мне ответил? - "Зачем мне понадобится душа, если я буду умирать от голода?!" Вот в таком ключе. Но тут, видимо, дело в том, что через интернет общаются не самые умные люди. Некоторые говорят, что они, мол, не против русских. Один сказал: "Было здесь много нечисти - русские помогли нам от нее избавиться". Другой заявил, что очень много прекрасных людей погибло и с той и с другой стороны. Но это все отдельные случаи, а в остальном? Я была удивлена. Наверное, я ошибалась, но мне казалось, что не очень цивилизованные люди должны быть более безкорыстными, что ли?
- И эти интернет-общения вас не разочаровали?
- Но поймите, сейчас у меня увлечение Басаевым практически прошло? Оно было, и я понимала, что это не вполне хорошо, и боялась этого своего состояния, но теперь его нет, а осталось только увлечение исламом?
- Исламом?
- Да. Раньше такого интереса у меня не было, раньше я его вообще не воспринимала, как что-то реальное. Православие - вот что было для меня единственной реальностью, а ислам - это как будто что-то искусственное. Но тут он мне сразу ближе стал, что ли? Видимо, в нем действительно есть что-то притягательное, какое-то очарование? Что-то в нем есть! Я бы сказала, что это ложная религия, но немного побаиваюсь этого слова, ведь очень многие люди его исповедуют - что же, они все ошибаются? Хотя в том же интернете один немолодой уже человек даже предостерег меня: "Берегись! Будешь так интересоваться, станешь мусульманкой!" Я удивилась: "Зачем вы меня предостерегаете? Вы же мусульманин, вы должны быть заинтересованы в моем обращении!" Он ответил: "Потому что надо сделать такой шаг осознанно, как подвиг!" Но я вообще-то никогда и не хотела переходить в ислам. Просто мыслей таких не было.
- Вы читали Коран?
- Нет. Честно говоря, у меня просто не хватает терпения, чтобы засесть за такую книгу. Но если говорить без глупостей, то к представителям ислама я отношусь хорошо, а их религия для меня никакой роли не играет.
- А вы знаете, что чеченцы заметно отличаются от прочих мусульманских народов? Мне это хорошо известно по армейским годам: у нас служило много кавказцев и среднеазиатов - чеченцы на их фоне выделялись разительно, не столько внешностью, сколько манерой держать себя, выражением лица, духом. Я служил задолго до чеченской войны и никакого предубеждения к ним иметь не мог, но, поверьте, уже тогда все видели какое-то темное облако вокруг них, какую-то нехорошую печать на их лицах?
- Да, мне так и сказал один мой интернет-собеседник: "Нам ни в какой толпе не затеряться, нас везде узнают!" Но, может быть, это-то в них и нравится? И сама их жестокость притягивает к ним многих - и меня в том числе.
- То есть вы поддались темному обаянию?
- Да, вот именно? Но я ведь не уникум какой-то, я часто и слышала, и читала, что женщины ими увлекаются - и вообще кавказцами и Шамилем Басаевым в частности. Что-то, значит, в них есть. Возможно, это наваждение такое - не знаю?
- А история Евгения Родионова вам известна?
- Да, конечно. Я помню, как меня шокировала фраза его матери: "Над пленными издевались не только боевики. Деньги из солдатских матерей тянули не только боевики. Я другой такой нации не знаю. Не имеют они права жить рядом с нормальными людьми". Потом я подумала, что уж кто-кто, а она-то имела право так сказать. А вообще я стараюсь найти какую-то разумную середину. Но они же есть, чеченцы, от них же никуда не деться! Я стараюсь себе объяснить, что в принципе они такие же люди, как и все. Ну да, может быть, среди них больше, чем у других наций отрицательного, но в принципе, они такие же люди.
- Но ведь даже то, что среди репрессированных Сталиным народов оказались именно чеченцы, этот факт должен же о чем-то говорить? Не молдаване, не эстонцы, - хотя в Прибалтике было мощное сопротивление советской власти, - а именно чеченцы?
- Ну так что же, давайте возьмем гранатометы и всех их перестреляем, - так что ли? Неужели они все до одного - плохие? Я этого не могу представить: я вообще с плохими людьми в жизни сталкивалась очень мало. Честно говоря, мне в жизни повезло. Я вот все жалуюсь, я ругаю свою жизнь, а мне так повезло: я по-настоящему плохих людей в жизни не встречала. Ни разу! Я слышала о них, я о них читала - и только?
- А по-настоящему хороших? Таких, о которых хочется сказать: вот это человек!
- По-настоящему хороших? Как Арагорн? Даже не знаю. Ведь у каждого человека есть свои недостатки.
- Ну, не то чтобы ангела, но человека, к которому бы вы испытывали настоящее уважение.
- Даже не знаю? Нет? Наверное, нет?
Собственно говоря, на этом можно и точку поставить в нашем интервью. Все главное уже сказано. Хочется подвести итог.
Я знаю, что есть люди, которых позиция Ольги нимало не удивит: тех, для кого чеченская война - проявление "русского империализма" и "стремление к порабощению малых народов". Этих людей много, но хочется сразу вынести их за скобки: я обращаюсь не к ним. Я обращаюсь к тем, кого слова Ольги неприятно поразили. Я знаю, что осудить Ольгу легко. После Беслана влюбиться в Басаева - это, пожалуй, что-то запредельное.
А что, если - нет? А что, если это - в порядке вещей? Мне рассказывал один ветеран, участвовавший в штурме Кенигсберга: едва отгремели залпы, едва русские вошли в город, как навстречу им вышли немецкие женщины. Завязались знакомства, пошли флирты, ну - и так далее. Меня этот рассказ поразил: как ни относись к солдатам вермахта, но ведь для этих женщин они были мужьями, отцами, братьями, они с оружием в руках защищали их родной город, и - что же?.. Потом я вычитал в какой-то исторической книге: когда вождь гуннов Атилла приближался к Риму, все знатные римские матроны были заочно влюблены в него и только ждали момента, когда Рим падет, чтобы лично засвидетельствовать вражескому предводителю свои чувства.
Итак, дорогие друзья, - те, кто уже осудил Ольгу за непатриотизм, за равнодушие к чужим страданиям, за книжное представление о жизни, - задумайтесь над этими двумя примерами. Задумайтесь и взгляните на себя. Ольга - всего лишь двадцатипятилетняя горожанка, выросшая под крылом у папы с мамой, с нее нельзя требовать многого. Многое нужно требовать с нас. Темное обаяние берет силу, когда нет светлого. Любовь к отрицательному персонажу появляется тогда, когда положительный прописан слабо. Ольга никогда не встречала по-настоящему хорошего человека - почему мы не стали этими людьми? Мы не стали ими - и мы проигрываем, чему же удивляться, чему возмущаться? Победитель забирает все, проигравший все теряет.
Возможно, кто-то из православных батюшек захочет через нашу газету дать свой совет Ольге?..
http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n166/ta017.htm