При таком уровне расходов на оборону и безопасность российская экономика может эффективно работать. По расчетам ряда авторитетных экономистов, этому способствуют нынешняя и прогнозируемая на обозримую перспективу конъюнктура на мировом нефтяном рынке и накопления Стабилизационного фонда, сказал депутат.
Сразу отметим, что большинство правительственных экспертов при анализе военной составляющей бюджета-2006 ссылаются на абсолютные цифры и говорят о солидном - почти на четверть - росте оборонных расходов по сравнению с 2005 годом. Однако если проанализировать долю расходов на национальную оборону в проекте федерального бюджета будущего года, то картина получается иная. В процентном отношении к общим цифрам бюджета страны доля военных расходов снижается.
Николай Безбородов привел динамику изменения расходов по разделу "Национальная оборона" за период 1994-2001 годов. В частности, в 1994 году доля финансирования раздела "Национальная оборона" составляла 19,9 процента от расходов федерального бюджета, в 1995 году - 18 процентов, в 1996-м - 16 процентов, в 1997-м - 17,1 процента, в 1998-м - 16,4 процента, в 1999-м - 16,3 процента, в 2000-м - 16,5 процента, в 2001-м - 18 процентов. В следующем году, планируется, этот раздел составит 15,6 процента от расходов федерального бюджета, об этом говорится в заключении Комитета Госдумы по обороне на проект федерального закона о бюджете-2006.
Кстати, в процентном отношении от ВВП расходы по разделам "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в проекте бюджета-2006 пока составляют 4,95 процента, что меньше расходов текущего года (4,97 процента от ВВП). Сокращается и доля военных расходов от объема ВВП: с 2,84 процента в текущем году до 2,74 процента в будущем году.
При выделении на оборону и безопасность 5,5 процента от ВВП в целом доля военных расходов государства могла бы составить 3,1 процента от ВВП (в 2006 году планируется на уровне 2,74 процента), считают в Комитете Госдумы по обороне. В прямых цифрах это составляет около 755,8 млрд. рублей против запланированных на следующий год 677,3 млрд. рублей. При этом доля расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность могла бы возрасти с 2,2 процента от ВВП до 2,4 процента. В целом по двум разделам на 2006 год это соответствовало бы 1 трлн. 341 млрд. рублей (в проекте бюджета-2006 - 1 трлн. 207,5 млрд. рублей). То есть увеличение составило бы 133,5 млрд. рублей.
Отметим, что у депутатов есть еще время внести в проект бюджета 2006 года изменения. К третьему чтению основного финансового документа страны парламентарии приступят на следующей неделе.
Кстати, Интерфакс-АВН со ссылкой на штаб управления авиации ВВС РФ на днях распространил информацию о среднегодовом налете летчиков Военно-воздушных сил за 2005 год.
Как выяснилось, наибольший налет у летчиков транспортной и военно-транспортной авиации - около 60 часов, пилоты армейской авиации (вертолетный парк) налетали в 2005 году в среднем по 55 часов. В остальных родах авиации ВВС среднегодовой налет летчиков составил около 25 часов. Повезло молодым летчикам. Их подготовке было уделено большое внимание - налет в зависимости от рода авиации составил от 40 до 60 часов. Однако существенного увеличения налета летчиков в 2005 году все-таки не произошло из-за сокращения лимита топлива, вызванного в том числе его подорожанием.
Нехватка налета, конечно, компенсируется интенсивной подготовкой летного состава на тренажерах. Но... В среднем налет летчиков ВВС за 2005 год составил более 33 часов, сообщает агентство. Причем ситуация в этой области не меняется уже годами. Например, в 2003-м, когда обсуждался бюджет 2004 года, эксперты Счетной палаты обращали внимание парламентариев, что выделяемые лимиты топлива обеспечат в 2004 году налет летного состава не более 32 - 35 часов при нормативном показателе 80 часов. Прошло два года, но ощутимого прогресса так и нет. А ведь это всего лишь одна из многих проблем Вооруженных Сил, решение которой зависит от основного финансового документа страны на будущий год.
http://www.redstar.ru/2005/11/10_11/1_03.html