itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Корпоративная культура шагает по стране

Новости Москвы 
0
250
Время на чтение 5 минут
Пятнадцать лет назад многие вздохнули с облегчением: ярмо сброшено, принуждение и абсурд советского строя остаются в прошлом, впереди безоблачное небо свободы и джинсы, "мальборо", "кадиллаки". Одним из главных аргументов в пользу создания новой иерархии ценностей стала возможность получать доступ к различным предметам культуры, приобщиться к миру западной художественной свободы. Воспринимавшиеся как проклятие комсомольские гимны и партийные речи выглядели забытыми навсегда.

Но оказалось, что избавиться от идеологии не так-то просто, а "свято место" пусто не бывает. Наступили новые времена, и Россия (а точнее, главным образом, ее столица) стремительно превращается в одну из "развивающихся" капиталистических стран. Московские "офисы" наполнились "менеджерами", а вместе с ними возникла так называемая корпоративная культура. Вряд ли кто-то из недавних борцов за свободу мог предполагать, что скоро им придется с остервенением распевать гимны своих корпораций и участвовать в ритуальных вечеринках во славу любимой компании.

В общем виде корпоративную культуру можно определить как набор ценностей, убеждений, норм и социальных практик, которые считаются общепринятыми среди работников данной организации. На заре современного капитализма развитие корпоративных культур было кустарным и спорадическим. Многие корпорации строились на патриархальных принципах, предполагавших в качестве своей основной ценности уважение к старшим коллегам и сохранение "семейных" традиций. Промышленное производство, стандарты корпоративных культур, которые можно бесконечно тиражировать, появились позднее. Связано это было, прежде всего, с тем, что различия между конкурирующими фирмами постепенно сводились на нет, а значит трудно было ожидать особой преданности компании со стороны работников: последний просто шел работать туда, где больше платят. Мучающие управляющих корпораций вопросы о "нематериальной мотивации подчиненных" нашли свои ответы в создании привлекательного образа корпорации, внушении работнику мысли о том, что его работа обладает некоторым сакральным статусом, а не просто служит инструментом извлечения прибыли. Определенную роль сыграла конкуренция с японцами, социальная структура экономических отношений которых значительно отличалась от западной (и, прежде всего, американской). Основной ценностью японских служащих была верность делу фирмы, а не стремление к конкуренции с другими агентами внутри данной компании. Послевоенные успехи японской экономики привели к разработке новых моделей организации труда на Западе, которые в действительности достаточно далеки от классических стандартов либерализма в духе Адама Смита. На место индивидуальной свободы и выгоды приходит специфическая форма солидарности во имя Корпорации.

Отношения между корпоративной и национальной культурами двойственные. С одной стороны, корпоративная модель в каком-то смысле копирует "большую" культуру, воплощая в себе ее отдельные элементы. С другой, вместе с прогрессирующей интернационализацией капитала, корпоративные культуры все чаще становятся авангардом культурного нигилизма. Если вы работаете в отделении американской корпорации в Москве, то вам, скорее всего, придется смириться с американской точкой зрения на организацию трудового процесса, а вместе с тем и на то, какие ценности вам следует разделять.

Различают сильную и слабую корпоративные культуры. Первая позволяет организовать производство так, что работник мотивирован уже в силу своего психологического состояния, так как он разделяет ценности фирмы и, более того, видит смысл своей деятельности в достижении корпоративных целей. Вторая требует дисциплинарного и бюрократического контроля над подчиненными для поддержания эффективности его работы. Очевидно, что последняя культура более затратна, а потому все корпорации стремятся к навязыванию своим работником обширной системы ценностей.

Поскольку целью организации корпоративной культуры является полная мобилизация работников фирмы для наиболее эффективного выполнения той или иной цели (непременно высокой и светлой, разумеется), то корпоративная культура неизбежно становится тотальной. Она охватывает практически все области человеческой активности, начиная от этикета и заканчивая музыкальными композициями, исполняемыми в некоторых фирмах в начале рабочего дня. Корпорации стремятся контролировать не только рабочее время своих работников, но и их отдых. Правильно отдыхать в кругу сослуживцев - часть хорошо сконструированной сильной модели.

Корпоративная культура является разновидностью массовой культуры и существует в более широком контексте образов и символов, создаваемых глобальными агентами коммерческого искусства. При создании корпоративной культуры в ход идут знакомые потенциальному ее потребителю образы и символы, функционирующие в общественном сознании как объекты бесконечного тиражирования и повторения.

Возьмем для примера отрывок текста песни к десятилетию общероссийской сети "Консультант-Плюс":

Не боги, не герои - обычные таланты -
Нас много по России, и скажем без прикрас:
Хотя мы и не ангелы, а просто консультанты,
Святой корпоративный дух объединяет нас!

В этой песне, которая поется сотрудниками компании на много голосов, можно проследить тенденцию, общую для всех сильных корпоративных культур. Это тенденция к сакрализации статуса Корпорации в качестве инстанции, имеющей священную цель и наделенную множествами добродетелей. Можно констатировать, что в данном случае человек современного мира возвращается к моделям поведения, характерным далеких предков, - к тотемизму и магии. Причастность к Корпорации расценивается как символ избранности данного индивида и наделяется соответствующей тотемической атрибутикой. Работа обставляется различными ритуалами, напоминающими те, что практикуют у нас в стране сибирские шаманы.

В сети гастрономов "Пятерочка" все работники имеют особый паспорт, в котором, в частности сказано:

Большую часть времени в своей жизни мы проводим на работе, либо с мыслями о работе, поэтому все наши способности подчинены целям Компании. Это не принудительная, а осознанная концентрация... Мы избраны ради реализации этой великой Цели.

Ряд корпораций осознанно делает ставку на корпоративную культуру как главный источник минимизации расходов. Типичным примером здесь является Макдональдс, чья шумная реклама в странах третьего мира (куда теперь, после крушения "второго мира", со всей очевидностью направляется и Россия) сочетается с крайне тяжелыми условиями труда для рядового персонала, низкой зарплатой. Фактически, сети быстрого питания, такие как Макдональдс, паразитирую на ассиметричном устройстве общества, в котором молодые люди являются одним из наименее обеспеченных слоев. Вместо того, чтобы получать образование, дети третьего мира часами жарят картофель-фри, получая за это деньги на карманные расходы. В системе корпоративных ценностей Макдональдс это называется "учиться успеху".

Вместе со спросом на корпоративную культуру возникли и специальные организации, занимающиеся разработкой предметов культа и его внедрения. Теперь владельцы компаний могут не обременять себя изобретением систем правил и целей, которые обязательны для их работников. Достаточно просто обратится к профессионалам, которые предложат широкий выбор подобных стандартизированных систем. Рынок подобных услуг переживает сейчас в России бурный рост. Достаточно открыть любое бизнес-издание, чтобы обнаружить значительное число разнообразных "тренингов" и семинаров соответствующей тематики.

Капиталистический мир, в котором каждый рискует со временем превратится в "гражданина корпорации", оказывается гораздо более изобретательным и цепким в формировании дисциплинарных практик, чем простодушное и архаическое советское общество. Экономическое принуждение ("есть захочешь - мимо супермаркета не пройдешь") значительно эффективнее прямого идеологического контроля со стороны "партии и правительства". На поверхности этой новой системы конструируются химеры корпоративных культур, которые со временем могут заменить современному человеку религию, родину, семейные ценности. Фактически, на наших глазах оформляется новая символическая система культа прибыли и успеха, центральными добродетелью которой выступают необходимость личной жертвы ради "корпоративного дела".

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=14246
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кирилл Мартынов
Все статьи Кирилл Мартынов
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии