Ни на чем не основанный вывод

В "Независимом военном обозрении" # 34, 2005 была опубликована статья Георгия Колыванова "Бесконечный спор о лучших асах". Мое внимание привлек один из заключительных абзацев этого материала. Цитирую: "После Корейской войны впервые наши пилоты встретились с равным по силе противником над Суэцким каналом в 1970 году. 30 июля двенадцать МиГ-21 схватились с дюжиной "Миражей" и 8 "Фантомами" ВВС Израиля. Итог печален - четыре МиГ-21 были сбиты. Погибли трое наших летчиков. Израильтяне потерь не имели. Вот так - первый блин - и комом. Главная причина - слабая тактическая подготовка и тяготение наших пилотов в воздушном бою к шаблонам".

В этом пассаже сразу несколько неточностей. Во-первых, после войны в Корее 1950-1953 годов советские пилоты "с равным по силе противником" дрались, причем весьма успешно. Было это в небе Северного Вьетнама, где в воздушных боях с американцами участвовали наши летчики. Правда, так сказать, "неофициально", поскольку их направили во Вьетнамскую народную армию в качестве инструкторов и советников.

Во-вторых, первый "блин комом" получился как раз у израильтян. 22 июня 1970 года прибывшие в Египет советские пилоты сбили "Скайхок" ВВС Израиля. В-третьих, "над Суэцким каналом", как утверждает Колыванов, наши летчики в воздушных боях не участвовали, поскольку для них зона боевых действий в воздушном пространстве Арабской Республики Египет (АРЕ) строго ограничивалась рубежом, пролегавшим в 10 км западнее канала.

Что касается вывода г-на Колыванова о "слабой тактической подготовке" и "шаблонах" в действиях наших летчиков, то мне непонятно, на каком основании он делает подобные оценки.

Здесь уместно напомнить читателям "НВО", что по просьбе правительства АРЕ в феврале 1970 года в Египет, находившийся в состоянии войны с Израилем, были переброшены из СССР (операция "Кавказ"): дивизия зенитно-ракетных войск ПВО, 135-й истребительный авиационный полк (иап) и 35-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья (оиаэ) усиленного состава. Сразу отмечу, что в соответствии с организацией египетских ВВС они числились и действовали соответственно как 106-я и 108-я истребительные авиационные бригады (иабр).

Наши войска ПВО и ИА с ходу, как говорится "с колес", вступили в боевые действия. Вместе с тем одной из их задач было прикрытие кораблей 5-й (Средиземноморской) эскадры ВМФ СССР. Оно было полностью отработано уже в марте 1970 года (мне, в то время исполнявшему обязанности начальника ПВО эскадры, пришлось непосредственно заниматься данными вопросами).

Надо сказать, что нашим летчикам пришлось действовать в Египте в весьма своеобразных условиях. С самого начала прибытия советских частей в АРЕ израильское радио, как сообщали наши разведчики, несколько раз передало, что русские авиаторы "не дураки", чтобы воевать "за этих арабов". Поэтому, мол, мы с ними тоже сражаться не будем(?!). Однако израильские летчики (часть из них офицеры ВВС США, американские евреи с двойным гражданством) просто остерегались боевых столкновений с нашими пилотами. При каждом налете израильской авиации, как только в воздухе появлялись советские истребители, израильские самолеты тут же прекращали выполнение боевой задачи и уходили за Суэцкий канал. Ввиду стесненности маневра наших МиГов (как уже упоминалось, они не могли пересекать рубеж в 10 км от канала) преследование исключалось.

Тогда было решено применить иную тактику. Скрытно, с применением мер тактической маскировки (израильская разведка знала в Египте все), группы истребителей перебрасывались в "засады" на аэродромы подскока (вблизи канала) и с началом налета вступали в бой. В результате 22 июня летчик 108-й иабр капитан Сальников сбил израильский "Скайхок". Как рассказывал офицер разведки штаба главкома советских войск в АРЕ, якобы израильское радио передало, что русские нарушили "нейтралитет". Хотя от боев с нашими летчиками израильтяне продолжали уклоняться, тем не менее их командование, видимо, тщательно спланировало воздушную операцию против советской авиагруппы. Именно 30 июля она и была проведена.

В тот день я встретился с полковником - нашим советником командира дивизии войск ПВО АРЕ (фамилию его, к сожалению, не помню) для уточнения взаимодействия и ряда вопросов организации противовоздушной обороны эскадры. Он был страшно расстроен. "Володя, - говорит он мне, - работать не будем. Сегодня черный день нашей авиации! Сбито четыре наших самолета. Пойдем к командиру эскадры. Надо доложить".

Что же тогда произошло? Излагаю события по собственным воспоминаниям и книге "Тогда в Египте...". Утром со стороны Синая в районе к северу от Суэца появилось звено "Фантомов" и атаковало артиллерийскую батарею. КП 106-й иабр поднял в воздух с аэродрома Бени-Суэйф дежурное звено капитана Юрченко и с аэродрома Комаушим звено капитана Каменева. После этого "Фантомы" (как оказалось демонстрационная группа, игравшая роль приманки) ушли за канал на Синай. Оба звена были поставлены в зоны дежурства на средней высоте для прикрытия своих аэродромов. Через 10 минут в направлении полета на Каир на средней высоте была обнаружена группа воздушных целей, которая оценивалась, по данным РЛС, как звено (группа шла в сомкнутом строю). Оба наших звена стали наводиться на противника на встречных курсах. Когда до неприятеля оставалось около 60 км, группа израильских самолетов разомкнула строй - в нем оказалось 16 "Миражей". Наши летчики не уклонились от боя - закрутилась карусель.

Первым атаковало "Миражи" звено Юрченко, затем - Каменева. В это время с малой высоты на большой скорости оба наших звена атаковала группа "Фантомов" (8 машин). Юрченко удалось выйти в атаку с задней полусферы на "Мираж". Но в это время пара "Фантомов" выпустила ракеты по его самолетам. Ведомый Юрченко капитан Макара предупредил ведущего: "Коля, ракеты!" Тот, выполняя пуск ракеты по "Миражу", ответил: "Сейчас". Макара успел совершить противоракетный маневр, а вот Юрченко "увернуться" не удалось - от прямого попадания ракеты МиГ-21 взорвался. Командир звена погиб. Также были поражены осколками ракет самолеты летчиков Сыркина и Яковлева. Оба они катапультировались. Но Яковлев разбился насмерть при приземлении на парашюте, поскольку местность в районе была скалистой, а ветер достигал 25 м/сек. Сыркин остался жив и невредим. МиГ капитана Журавлева был сбит пушечной очередью "Миража". Пилот катапультировался, но из-за предельно малой высоты парашютная система не успела сработать...

"Мираж", по которому выпустил ракету Юрченко, видимо, был уничтожен, поскольку израильские поисково-спасательные вертолеты очень долго кого-то разыскивали за каналом.

Таким образом, наши летчики не уклонились от боя с троекратно превосходящим по силам противником (24 против 8), как это делали постоянно израильские пилоты, и продемонстрировали истинно бойцовский характер. Недаром американский журнал "Лайф" отметил тогда: "Русские остаются русскими".

А теперь я хочу спросить Георгия Колыванова: где же тут "слабая тактическая подготовка" и "шаблон" в действиях наших летчиков? Как можно, не зная обстановки, бросать такие упреки в адрес погибших летчиков?

Всех участников того боя наградили советскими орденами, а капитанов Юрченко, Яковлева, Журавлева - посмертно - еще и египетскими. Капитан Сыркин приезжал к нам на флагманский корабль эскадры с информацией офицерам штаба о некоторых деталях боя (привожу по памяти). "Когда мы сблизились по наведению с групповой целью, - рассказывал он, - она вдруг рассыпалась, и перед нами почти в строю фронта как бы облавой оказалось больше десятка - не успел сосчитать - самолетов. Опознал их визуально как "Миражи". Передаю ведомому: "Атакуем третью слева пару". Начал маневрирование. Вдруг слышу от ведомого: "Осторожно! Внизу "Фантомы"! Ракеты!". Начал противоракетный маневр - вдруг удар, и я кувыркаюсь. В хвосте, видимо, ракета. Катапультировался. Правда, на земле, вернее, там скалистое плато, пришлось чуть ли не отстреливаться от египетских солдат, пока они поняли, что я "руси хабир", то есть русский специалист, а не израильский сбитый пилот, за которого, неважно живого или мертвого, им бы хорошо заплатили".

К сожалению, наши летчики отомстить израильтянам не успели - 8 августа началось перемирие, которое длилось до Октябрьской войны 1973 года.

http://nvo.ng.ru/notes/2005-10-07/8_vyvod.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Заборский:
Флот: русский средиземноморский
Возвращение в Атлантику
11.02.2008
Советская Средиземноморская эскадра
Четверть века она несла боевую службу в одном из самых взрывоопасных регионов планеты
14.10.2006
Требуется централизованная структура
Кто же определит, какое оружие нужно военным?
25.08.2006
Без авианосцев флот считается ущербным
Эти корабли необходимы великой морской державе
28.07.2006
Дважды разжалованный
Никакие испытания не сломили контр-адмирала Николая Никольского
29.04.2006
Все статьи автора