Рыцарь "Единой и неделимой"

0
214
Время на чтение 7 минут
Ахиллесовой пятой Белой идеи был не яркий, жертвенный русский патриотизм, ей присущий. И не рыцарская преданность союзническим обязательствам. И, тем более, не стремление объединить под общим внепартийным знаменем возможно больше национальных сил, что было возможно только без преждевременных споров по вопросу о будущей форме правления...

(К перезахоронению праха А.И. Деникина)

"Среднего роста, плотный, несколько расположенный к полноте,... генерал Деникин производил впечатление вдумчивого, твЈрдого, кряжистого, чисто русского человека. Он имел репутацию честного солдата, храброго, способного и обладавшего большой военной эрудицией начальника. Его имя стало особенно популярным со времени нашей смуты, когда... он независимо, смело и твЈрдо подымал голос свой на защиту чести и достоинства родной армии и русского офицерства" [i].

Так писал о нЈм генерал П.Н. Врангель, соратник и, одновременно, соперник, приложивший немало усилий к тому, чтобы заменить Деникина на посту Главнокомандующего ВооружЈнных сил на юге России, резко отзывавшийся о политике Деникина как во время их борьбы за власть, так и после, в эмиграции.

"Впечатление, которое я получил от первого свидания с генералом Деникиным..., было впечатление неотразимого обаяния... Ничего величественного. Ничего демонического... Прямо пленительна застенчивая суровость его неловких, как будто связанных, манер, и прямой, упрямый взгляд, разрешающийся добродушной улыбкой и заразительным смешком. Говорят, что по первому впечатлению можно судить о призвании человека. В генерале Деникине я увидел не Наполеона, не героя, не вождя, но просто честного, стойкого и доблестного человека, одного из тех "добрых" русских людей, которые, если верить Ключевскому, вывели Россию из Смутного времени" [ii].

Это впечатление К.Н. Соколова, будущего "министра пропаганды" в Особом совещании - правительстве Деникина.

Вместе с адмиралом А.В. Колчаком генерал Деникин стал главным олицетворением, знаковой персонификацией Белого дела. Другие локальные вожди Белого движения масштабом всЈ-таки уступают этим двум фигурам, имевшим подлинно общенациональное значение не только как символы, но и как реальные политические альтернативы, в качестве лидеров страны, вождям большевизма. Альтернативы, обладавшие шансами воплотиться в историческую действительность.

Часто повторяют, что история не терпит сослагательного наклонения. Но в отношении тех моментов истории, которые кажутся ключевыми, узловыми, рассмотрение альтернативных сценариев неосуществившегося прошлого (и, соответственно, настоящего) напрашивается само собой. И в этом нет ничего "антиисторического". Как писал В.О. Ключевский, "явления человеческого общежития регулируются законом достаточного основания, допускающим ход дел и так, и этак, и по-третьему, то есть случайно" [iii].

Революция 1917 года и Гражданская война принадлежат к числу таких узловых моментов русской истории. В них на первый план выступают личности. Кажется, что всЈ произошедшее в подобные периоды времени полностью детерминировано верными или неверными шагами немногих человеческих единиц, кого судьба возвела в лидеры политических режимов. Возможно, что это иллюзия. Возможно, нет. Старый спор о роли личности в истории никогда не получит однозначного решения. Но, так или иначе, потомки всегда спрашивают не с безликих масс, а с отдельных личностей, которые стояли на гребне политической волны и, как представляется по прошествии многих десятилетий, имели возможность оседлать еЈ и направить в нужное русло.

В антибольшевистском лагере Деникина критиковали за многое, считая его чуть ли не главным виновником поражения Белого дела. Ему ставили в вину стратегические просчЈты: северокавказское операционное направление в тот момент, когда обстановка требовала соединения усилий с донским атаманом Красновым, отсутствие согласованных операций с Колчаком, поход на Москву. При этом невольно или нарочно забывали, что совместным действиям с Красновым мешала явная приверженность последнего идее политической самостоятельности Дона (что бы он впоследствии ни утверждал), тогда как для Деникина единство России было превыше всего. Да и политика Германии, покровительствовавшей Краснову, делала объединение с Доном в тот момент невозможным. Забывали, что сам Колчак долго игнорировал операционное направление на Царицын, придерживаясь плана соединения с белогвардейскими силами на севере России. Забывали, что самый яростный критик (задним числом) плана похода на Москву - генерал Врангель - в тот момент, когда решался вопрос о выборе стратегии, сам предложил ту же идею.

Деникина обвиняли и в политических просчЈтах. Об этом мы скажем чуть ниже. А пока зададимся вопросом: смог бы кто-нибудь лучше Деникина справиться с тем тяжким грузом, который на него взвалился? Никто из других вождей Белого движения не добился большего, чем Деникин. И почти все проводили ту же самую политику, отличавшуюся только в частностях. Но ни Колчак, ни Врангель, ни Юденич не преуспели в ней. А ведь это были лучшие люди Белого движения, антибольшевистская Россия молилась на них. Несколько другую политику проводил Краснов. Была ли она лучше? Результаты, по-видимому, говорят сами за себя. Того же Краснова Деникину пришлось спасать от полного разгрома.

Но представим, что Деникин смог быть немного удачливее или расчЈтливее, и что Добровольческая армия в конце 1919 года взяла бы Москву. Снискал бы тогда Деникин больше признательности от современников? Стало бы взятие Москвы победой Белого дела? Состояние тыла белых армий в ходе гражданской войны говорит само за себя. Скорого умиротворения страны не получилось бы. Где-нибудь в Сибири возникли бы "освобождЈнные советские районы", промышленные районы сотрясались бы от забастовок, многие национальные окраины пришлось бы присоединять силой или признавать их независимость. В обстановке политического и экономического хаоса, который неизбежно продолжался бы в России ещЈ много лет после свержения власти большевиков в центре страны, вряд ли оказалось бы возможным успешное восстановление хозяйства. Сомнительно, чтобы к началу 40-х годов Россия превратилась бы в мощную индустриальную державу. Правомерно сомневаться в том, что белогвардейцы несли с собой только мир и процветание. И во всех бедах, опять-таки, винили бы, в первую очередь, вождя белых армий.

Белая идея, в тех исторических условиях, при всех еЈ достоинствах (а может быть, отчасти, именно из-за них), была неосуществимой утопией. И крест Деникина состоял в том, что он нЈс на себе не только тяжесть этой безнадЈжной борьбы, но и высшую ответственность за еЈ удачу или неудачу. И только восхищение может вызвать тот факт, что Деникин никогда не изменил высшим принципам и целям этой борьбы.

В своей политике, как вождь Белого дела, генерал Деникин последовательно проводил три руководящие идеи:

1. Единая и неделимая Россия.

2. Верность союзу с Антантой.

3. Непредрешение будущего политического строя России.

Это были сущностные принципы Белого движения. Без них оно бы не существовало. Поэтому как-то нелогично считать, что корень неудачи Белого дела заключался именно в них.

Стремление к восстановлению державного единства России не один раз сталкивало белые армии с сепаратистами - украинскими, грузинскими, чеченскими... Сталкивало не только за столом переговоров, но и на полях сражений. Некоторые историки видят в непреклонном упорстве, с которым Деникин отстаивал принцип "единой и неделимой России", один лишь фактор умножения врагов Белого дела. Но это мнение, опирающееся на политически ангажированное суждение П.Н. Милюкова в его труде "Россия на переломе", слабо аргументировано. В период похода на Москву осенью 1919 года из 25 дивизий деникинских армий для поддержания порядка в тылу находилось около трети этих сил. Однако непосредственно борьбой с сепаратистами - петлюровцами, чеченскими бандами и грузинской "армией" - было занято всего 4 % сил [iv]. Цифра слишком незначительная, чтобы придавать ей серьЈзное значение.

Надо думать, что более терпимое отношение белогвардейского руководства к сепаратизму национальных окраин лишь подорвало бы моральное единство Белого движения, консолидировавшегося вокруг главного лозунга: "единая и неделимая Россия". Да и допустимо ли предполагать, что народы, стремившиеся к отделению от России, пошли бы вместе с войском Деникина отвоЈвывать Москву в благодарность за дарованную им независимость?! Нелепо. Поэтому нет никаких оснований утверждать, что Деникин в данном вопросе действовал неправильно или нерасчЈтливо.

В 1918 году, когда австро-германские армии оккупировали значительную часть бывшей Российской империи, многим в антибольшевистском лагере казалось, что сокрушение большевизма возможно только в сотрудничестве с немцами. Ставку на союз с Германией сделал, например, донской атаман Краснов. Но последующие события показали, что Деникин и другие сторонники сохранения ориентации на Антанту оказались более дальновидными. И западные державы, несмотря на все извивы своей политики, всЈ-таки почти два года худо-бедно, но вооружали, одевали и кормили белые армии. И, опять же, несмотря на все колебания Антанты, моральное значение сохранения союза с ней было велико для боровшейся Белой армии и сочувствовавшей ей части населения. Приходится признать, что и здесь Деникин оказался более прав, чем его оппоненты.

Ахиллесовой пятой Белой идеи был не яркий, жертвенный русский патриотизм, ей присущий. И не рыцарская преданность союзническим обязательствам. И, тем более, не стремление объединить под общим внепартийным знаменем возможно больше национальных сил, что было возможно только без преждевременных споров по вопросу о будущей форме правления. Нет, Белое движение было ослаблено и подорвано только той объективной буржуазностью, которую оно в себе несло. Именно и только поэтому Белое дело исторически проиграло делу большевиков.

Как писал в эмиграции Н.Н. Алексеев, "полной неспособностью найти нравственное оправдание капитализму отличается всЈ наше белое движение... Никто из белых нравственно капитализма защитить не мог, а между тем боролся за капитализм" [v].

Но давно пришло время отделить то объективно патриотичное, что содержалось в идее Белой борьбы, от навеянного классовым своекорыстием. Сейчас некоторые хотели бы именем Деникина освятить недавнее разграбление национального достояния, доказывая, что капитализм и частная собственность - это, якобы, и есть главное, за что боролось Белое движение, а всЈ остальное было пустыми лозунгами. Нет! Увидев нынешнюю Россию - обрезанную земельно, оскудевшую хозяйственно, приниженную в международных делах, с торжествующими олигархами - Деникин отказался бы признать в такой удручающей картине "победу Белого дела". Не за такую "единую и неделимую Россию" воевали он и герои Добровольческой армии! Будем верить, что общественный интерес к фигуре Деникина, вызванный нынешним мероприятием, позволить многим это осознать.

А пока - мир праху рыцаря великой, единой и неделимой России!



[i] П.Н. Врангель. Воспоминания. Ч. 1. М.: Терра, 1992. С. 114-115.

[ii] Белое дело: Кубань и Добровольческая армия. М.: Голос, 1992. С. 39-40.

[iii] В.О. Ключевский. Сочинения. Т. IX. С. 325.

[iv] В.Ж. Цветков. Белые армии юга России, 1917-20. М.: Посев, 2000. С. 61-81.

[v] Н.Н. Алексеев. Русский народ и государство. М.: Аграф, 2000. С. 308.

http://www.pravaya.ru/look/5025
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослав Александрович Бутаков
Венский конгресс: сто лет мира
С 1812 по 1914 год неприятель не переходил западную границу России
05.09.2014
Нужны ли России русские?
У Федеральной миграционной службы РФ своя «государственная» политика
25.05.2012
Превратится ли КПРФ в ХДС?
Думские коммунисты выступили в защиту христианских ценностей
19.04.2012
В России появится партия «славянофилов»?
Альтернативой западничеству может стать только самобытная русская политическая доктрина
24.03.2012
Все статьи Ярослав Александрович Бутаков
Последние комментарии
Главная историческая задача Сталина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.09.2025 12:00
Россия на распутье
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.09.2025 11:58
Неонацизм уничтожает Украинскую Православную Церковь
Новый комментарий от учитель
12.09.2025 11:15
«Освежить голову вежеталем… и умереть»
Новый комментарий от Ленчик
12.09.2025 11:13
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Русский Иван
12.09.2025 10:45
О чем помнить верующему?
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.09.2025 09:57