itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Церковь и масс-культура

0
232
Время на чтение 5 минут
Сегодня в России многие люди считают себя православными, хотя на самом деле они таковыми не являются. Они могут ходить в церковь, быть крещеными, крестить детей, венчаться, даже причащаться. Но у них нет главного, чтобы считать себя православными, - православной системы мотивации.

Как-то один мой знакомый, умный журналист высказал мысль, над которой я думаю до сих пор, "проблема России в том, что при всех нынешних реформах не происходит главной - реформы человеческого мировоззрения, мотивационной системы".

За примером ходить далеко не надо, Церковь сейчас трудно соединима с современной масс-культурой. А с молодежной тем более. Не поймите неправильно, я сейчас говорю не про русский рок, который только потому не является роком в западном понимании этого явления, что он русский. Не про Арефьеву, Шевчука и Кинчева. Это уже не молодежная культура. Почему?

Всякая молодежная культура в основе своей несет протест. Некую "контркультурную" составляющую. Именно по тому поводу, по какому протестует молодежь, можно обнаружить, что у нас "не совсем гладко" в стране. По крайней мере, так было раньше.

Кинчев и Шевчук - это уже другое поколение. Вернее, поколение другого протеста. Поколение революции, контрсоциализма, а теперь и Православия.

Однако Православие - это религия, которая несет в себе удивительную черту. Оно намного чаще борется "за кого-то", чем "против чего-то". Обычно есть те, кто борется с Православием. И, кстати, не всегда это плохой показатель. "Культура" - это слово, которое происходит от слова "культ", то есть в центре всякой культуры лежит религия. Есть в культуре явления "прокультовые", а есть "контркультовые". Так было в царской России, когда были народники и антиклерикалы, так было в советское время, когда были "партийные" и интеллигенция. Однако времена "жестких противостояний прошли". Гонений на Церковь никто не устраивает, православных не объявляют "врагами народа", партийной идеологии тоже нет, по крайней мере, в явно агрессивном виде. Против чего же протестует нынешняя молодежь? Кого теперь в среде молодежи считают "не таким, как все"? Что такое сегодняшняя "контркультура"?
А здесь мы приходим к одному очень грустному тезису, еЈ у нас нет. Зато у нас есть культура общественная и массовая, и между ними лежит пропасть. И в этом трагедия. Нашу страну населяют две категории людей, первая из которых составляет общество, а вторая толпу. Вторая категория сейчас являет количественное большинство.

Недавно говорил по поводу интеллигенции и культуры с одним иеромонахом. Долго с ним говорил, а в итоге все закончилось его вопросом "ты многих людей знаешь лично, которых бы с полной уверенностью назвал интеллигентами?" и моим ответом "да, целых трех!". Поэтому о носителях общественной культуры, об интеллигенции, мы сейчас говорить не будем. Во-первых, их мало, во-вторых, с системой мотивации у них все в порядке. И в этой среде уже определился "культурный стержень", это Православие.

Поговорим мы о масс-культуре, или о "формате" и носителях этого "формата".

Первая черта этого "формата" - безыдейность. Какой бы то ни было, глубокой и развитой идеи нет. А раз нет идеи, то нет и идеологии, нет четкой системы мотивации, нет и идейной агрессии, то есть той агрессии, которая выражается в защите своей идеологии.

Что же есть? Есть материализм, при том по модели рекламы "Пепси-колы" - бери от жизни все. Чем больше человек потребляет, чем напористее и наглее он в своих стремлениях к достижению цели, тем комфортнее он себя чувствует в условиях "формата". Открытая агрессия при этом уже не так поощряется, однако и она имеет место быть. При этом у наиболее "поэтически настроенных" представителей формата случаются приступы неудовлетворенности жизнью (обычно в переходном возрасте), тогда они режут себе вены, чтобы потом всем об этом с гордостью рассказать.

Конечно, сейчас я намеренно сгущаю краски. Нужно отдать должное молодежи, она начинает понемногу умнеть. Но пока это настолько микроскопические подвижки, что они кажутся "исключениями, подтверждающими общее правило".

Откуда же взялась масс-культуа? В девяностых "советская идея" рухнула. И не осталось никакой. А она, идея, срочно была нужна. И взяли западную идею потребления материальных благ. Наше телевидение до сих пор полнится "не нашим", но американским.

Я ни в коей мере не осуждаю американскую культуру. Проблема только в том, что она чужда нашему менталитету, а потому и ложиться в умы наших людей так "криво". При этом, в условиях такой культурной экспансии мы не видим ни одного явления, которое в полной перекрывало бы этот поток "формата". Наша собственная культура до сих пор пребывает в плачевном состоянии. Наша система образования - это система "нового нигилизма". И этот нигилизм успешен. В результате такой промывки мозгов у человека образуется духовная и интеллектуальная пустота. И естественная потребность нормального человека - эту пустоту заполнить. Почему так много молодежи в сектах? Потому, что секты предлагают Бога "здесь и сейчас". Секты дают простую, примитивную идею, но люди, не знавшие и такой, идут за этой идеей.

В последнее время и со стороны Государства намечается настораживающая тенденция к "политизированию молодежи", однако политическая идеология духовного и культурного вакуума не заполонит. Это показала все та же советская система.

Может ли Церковь работать с масс-культурой? Не думаю. Просто не с чем работать. Взгляды на религию в молодежной среде, как правило, примитивны и строятся на неверных стереотипах. В общем-то, ни протеста, ни принятия Православия в молодежной среде нет. Просто Православие слишком сложно и неоднозначно, чтобы вписать его в какой-либо "формат".

Конечно, можно вспомнить наших сатанистов, однако где там сложная идеология? Где серьезная полемика с Богом и Церковью? Это скорее эпатаж и эмоции.

В рамках "формата" может быть много крика, но вот идейности в этом крике нет. А раз нет идеи, то и работать Церкви не с чем.

Как работает Церковь с молодежью? Через все ту же рок-музыку, у нас в стране, слава Богу, есть православные рокеры.

Только и новое поколение рокеров, по словам Андрея Макаревича стремительно "попсовеет". А попса - это уже самый, что ни на есть "формат". Так что же делать с этим "форматом"? А ничего, просто показать ясно и доступно, что есть ценности и есть идеи, для которых тесны любые "форматы". Привить молодежи чувство вкуса, чувство самоуважения. Не думаю, что уважающий себя человек, будет смотреть реалити-шоу. У него не будет к тому мотивов. Необходимо "окультуривать" молодежь с самого раннего возраста, а это задача не только Церкви, но и государства. И снова мы приходим к идее сотрудничества государства и Церкви в сфере образования, а так же в сфере разработки культурных молодежных программ. Сейчас же, Государство направляет усилия не на "окультуривание", а на "политизацию" молодежи. Однако может ли человек не знакомый с общественной культурой, а знающий только "формат" стать хорошим политиком? Сомневаюсь.

Что же касается Церкви, то работа с молодежью идет. В конце концов, у нас при каждой епархии есть молодежный отдел, или молодежные общины. Это, однако, работа не с масс-культурой, а с еЈ носителями, с молодежью. И сейчас это работа по воспитанию в молодых людях той самой "православной системы мотивации".

К сожалению, православной молодежи мало. И Церковь, как структура, отделенная от государства, может не столь много.

Между тем масс-культура завоевывает все новых и новых адептов, просто не знающих, что есть что-то иное, более сложное и красивое. Молодежное сознание "форматируется", в итоге остается только нигилизм и идеал материального потребления. И здесь важно помнить, что молодость - это тот "недостаток", который быстро проходит. Молодежь вырастет, именно эти люди станут хозяевами нашей страны. Куда они еЈ поведут? И будет ли у них достаточная мотивация, чтобы вообще куда-то кого-то вести?

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=12568
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Чаусов
Все статьи Александр Чаусов
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40