itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Граждане с духовностью

0
222
Время на чтение 5 минут
Церковь - это явление многозначное. Есть институт РПЦ, институт религиозный, который в нашей стране отделен от государства. То есть наша Конституция не базируется на Новом Завете, либо на Святоотеческом Предании. С другой стороны православные люди, граждане России - это тоже Церковь. Но здесь мы говорим не о социальном, либо политическом статусе этих граждан, а об их духовности. А понятия "духовность" вы в законодательстве РФ не встретите.

Вот отсюда и давайте развивать мысль, о том, каким образом может Церковь влиять на политику в стране. Через православных граждан. И здесь уже следует немного отойти от политики Государства и посмотреть более пристально на внутреннюю политику Церкви.

Один мой знакомый священник, как-то посокрушался, что "сейчас трезвомыслящие православные становятся священниками, миряне в большинстве своем страдают инфантилизмом, трезвомыслящих православных мирян очень мало". И действительно, куда ни посмотришь, то ИНН у нас - "печать зверя", то Распутина пора канонизировать.

Но я, услышав слова, моего знакомого батюшки, тихо порадовался. Ведь, если сейчас появится умное, здравомыслящее духовенство, то и мирян православных, а не "православнутых" будет больше.

Одна из самых страшных проблем Церкви сегодня, это нехватка умного, образованного, не склонного к "младостарчеству" клира. А каков пастырь, такова и паства. Так вот, возвращаясь к разговору о "гражданах с духовностью", сейчас политически активная часть православных мирян, в большинстве своем выдают такие идеи, которые "здравыми" не назовешь. И это в лучшем случае. В худшем мы видим аморфную массу, которая "уходит от мира" покруче многих монахов. Что же касается адекватных реальности православных политиков, то их единицы. Именно поэтому о какой-то активной внешней политической жизни Церкви сейчас говорить рано. ЕЈ, этой "активной жизни" просто нет. И это проблема Церкви. Однако это только "одна сторона медали", иной проблемой является политика государства в отношении Церкви.

В головах большинства жителей России при слове Церковь возникает вполне определенный ассоциативный ряд "старо, глупо, противоречит науке, логике, здравому смыслу". Такое видение Церкви в сфере нецерковных людей навязано СМИ, современной системой образования и воспитания, теми стереотипами, которые с советского времени чуть изменив внешний вид, оставили свою внутреннюю суть. А вот это уже проблема Государства. Почему? Потому, что сегодня наше гражданское общество стремительно превращается во все ту же аморфную массу. Та культура, которая сегодня оседает в умах нашей молодежи, не имеет "стержня". Внутренней связующей нити, которая бы помогла людям сформировать целостное мировоззрение так, чтобы это мировоззрение предполагало и духовные ценности. А от такого общества, можно ждать чего угодно. И именно Государство в силе и в праве начать реформы культуры и образования страны с привлечением Церкви. Ведь именно православие и было до советского периода тем самым "стержнем", той нитью, которая связывала явления нашей культуры.

Нынешняя же культура - это грубый потребительский материализм, который возведен в ранг абсолюта. Естественно, что если на это "масс-культурное" большинство Церковь будет влиять "сверху", то есть, как политический институт, ни к какому православию в России это не приведет. Скорее, к еще большему разрыву людей и Церкви.

И здесь, простите за дерзость, я выдвину третью позицию - Церковь должна работать в большей степени не с Государством, а с людьми. Речь идет о миссии и катехизации, а так же последующем духовном окормлении нашего общества. Чтобы в Думе были православные депутаты, Патриарху не обязательно становится президентом. Сейчас вопрос о политической активности Церкви намеренно раздут. Дело в еще одном общественном стереотипе, в том, что Церковь, которая станет у власти - превратиться в этакого монстра. Не превратиться потому, что не станет РПЦ государственной структурой. Слишком много проблем внутри Церкви, слишком мало число "фактически" православных людей. И скорее, иерархам РПЦ стоит обратиться к социальной, культурной и образовательной сферам жизни страны. Эта "общественная работа", действительно происходит. Однако, опять же не верен тот стереотип, что Церковь сейчас это некий "таран", способный в считанные мгновения смести все на своем пути. Церковь до сих пор очень слаба. А доказательством тому служит все то же малое количество "фактически православных" и при этом здоровых на голову людей. Потому же и работа в общественной и культурной сфере ведется пока не так успешно, как хотелось бы. Хотя есть и очень удачные примеры.

Есть у меня один знакомый протоиерей, которого как-то пригласили с проповедью члены РНЕ. Батюшка пошел, его пригласили снова, потом еще раз. Через месяц региональное отделение партии в том городе прекратило свое существование, зато паствы у отца протоиерея прибавилось.

На мой взгляд, такая "политическая активность" Церкви является наиболее правильной. Простой пример с преподаванием основ христианской культуры в школах. Дебаты идут до сих пор, а предмет во многих школах уже преподается. Почему? Просто в этих школах есть православные учителя, завучи, директора.

Возвращаясь к политике, особо хочется отметить вопрос о "Наших". Партия, которую уже успели обозвать "путин-югент", или проще "нашистами". Не берусь судить об этом политическом образовании, слишком мало у меня пока информации. Но вот, что мне непонятно, так это возмущение тем, что в некоторых регионах "Наши" приглашают на свои собрания священников, для бесед.

Почему сразу же наше сознание выдает очередной стереотип "Церковь лезет во власть"? Может быть от этих бесед "Наши" перестанут казаться "нашистами"? И я не говорю сейчас о создании очередной православной партии, скорее, о возникновении партии православных.

Почему-то сейчас мы больше уделяем внимание самому факту, явлению, но не его качеству. Что касается государственной политики, мы это можем наблюдать все в той же сфере образования. Сколько было реформ и споров о них? Сначала "индивидуальный" подход к каждому ученику, затем ЕГЭ, как общая тестовая система. Но качество образования, как было на низком уровне, так и осталось на таком. Почему? Потому, что лучше бы реформы коснулись образовательных программ, содержания наших учебников, а в первую очередь зарплат учителей и их социального статуса.

Что же касается визитов священников к политикам и наоборот, то не вижу здесь какого-то "криминала". Духовное окормление членов политических партий? А почему нет? Они не люди? Может быть, политическая партия от такого окормления поменяет нечто в своих качествах, таких как, политическая программа? Название останется, но изменится суть. Суть же работы Церкви в спасении душ человеческих, в том, чтобы лечить духовно нездоровых. Это всегда было единственной целью, на пути достижения которой есть множество задач. Одна из них, это религиозное просвещение людей. А вот политически-здоровая обстановка в нашей стране, будет ничем иным, как следствием выполнения этой задачи.

Поэтому, рассматривая вопрос о политике и Церкви, стоит сместить смысловой акцент с того, ЧТО делает Церковь и ЧТО делает государство, на то, КАК они это делают. Тогда, в общем-то, можно будет переходить и какой-то конструктивной полемике по этому вопросу.

Отвечая для себя на вопрос "должна ли Церковь идти в политику?" могу сказать только, что достаточно Церкви войти в сердце человека. Как можно большего количества людей. Кто-то из них окажется слесарем, кто-то врачом, кто-то депутатом. Но у всех них будет одна внутренняя конституция, состоящая из двух пунктов "возлюби Господа своего в сердце своем" и "возлюби ближнего своего, как самого себя". Может быть, именно так мы и получим общество, состоящее из граждан с духовностью?

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=12257
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Чаусов
Все статьи Александр Чаусов
Последние комментарии