Прежде чем начать рассуждать на заданную тему, следует отдать себе отчЈт в том, что к ней нельзя подходить с позиций категорических суждений - кто виноват, и что делать? Все поколения представляют собой единый живой организм, именуемый не иначе, как РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, а потому глупо и неосновательно винить во всех грехах молодЈжь. Как всЈ живое, она произошла от семени и несЈт его наследственность. ЕщЈ более глупо винить поколение старших - это всЈ равно, что плевать в колодец, из которого ежеминутно приходится пить. Ежесекундно наш организм обращается к шифрам генетического кода за восстановлением отмирающих клеток крови и плоти, мы мыслим символами и архетипами своих предков, складывая их в новые структуры мысли и культуры. Все хитросплетения нейронов нашего головного мозга несут отпечаток отцов, и если у отцов были какие-то завихрения этих самых нейронов, то их концы ведут к нам. С этой точки зрения ни сын отца, ни отец сына винить не может, так как сеть нейронов едина. Одним словом, проблемы взаимоотношений между поколениями - беда общая, и виноватых в ней нет. Тем не менее, разобраться в ней необходимо, иначе нам просто не выжить. Автор этого материала, сознавая нравственную ответственность затронутой темы, склонен думать, что массовое неуважение младшего поколения к старшему, характерное для нашего времени, стало результатом богоборческой политики советской эпохи, которая разрушила те формирующие основы личности, которые делают старость действительно мудрой и необходимой обществу молодых.
Но начнЈм по порядку. В старости, которую мы готовы почитать и которую хотели бы сами заслужить к своим преклонным годам, мы, прежде всего, ценим мудрость, трезвость, смирение, терпение, т.е. всЈ то, чего так не достаЈт молодости. Старость ведь тем хороша, что она, приближая человека к Богу, отрывает его от повседневной суеты мира, позволяет давать некую внешнюю оценку происходящих событий, не подверженную сиюминутным страстям. Кроме того, она является своего рода связующим звеном истории с текущим историческим моментом, так как может вспомнить и рассказать - что было. Она является живым воплощением прожитой человеческой жизни с еЈ трудностями, ошибками и трагедиями, а потому может предостеречь поколение молодых.
Во всЈм перечисленном есть оправдание старости и еЈ социальное служение или, говоря иначе, - последний долг человека перед Богом, детьми и отечеством, не исполнить которого - значит не дожить и не исполнить до конца своего земного служения. Без мудрости, без понимания истинного предназначения седых голов, старость превращается в агонию увядающих биологических процессов, растянутую на годы, жуткую своей необратимостью и безысходностью. Такое состояние не достойно человека и в какой-то степени приближает его к животному, оставляя ему в удел только болезни, немощь, отчаяние. Отсюда в свою очередь вытекает стремление жить без болезней и умереть ещЈ в цвете лет, навязчивые мысли об эвтаназии или просто о самоубийстве, старческое сумасшествие и ненависть ко всему, что ещЈ живЈт полноценной жизнью, то есть к молодежи. Вполне естественно, что такая старость перестаЈт быть уважаемой и необходимой обществу молодых, более того она становится явлением асоциальным.
Как не крути, в каком философском контексте не оценивай поднятый вопрос, а старость только тогда становится носительницей благодатных плодов, когда она оценивает опыт прожитых лет с высоты смирения, оставленных страстей и близкого дыхания вечности. Увы, все эти качества являются категориями религиозными, даже если они тщательно замаскированы светскими гуманитарными ценностями, а у нас по части веры произошЈл исторический провал, вызванный эпохой безбожия, к которому добавилась ещЈ и низкая образованность поколения людей, родившихся в 30-40-х годах.
Сегодня не редко можно встретить странную картину, полную анахронизма и какой-то духовной неадекватности, когда внуки учат своих бабушек креститься и объясняют простейшие азы веры, к примеру, что у Святой Троицы нет фамилий и что в Православии нет боженек, а есть Бог единый и истинный. ЕщЈ молодым приходится объяснять, что внуки и правнуки - это не наказание, а отрада старости, а аборт - смертный грех и рекомендовать его своим внукам в высшей степени преступно. Однако наставления о том, что старость должна быть духовно мудрой и в этой мудрости назидательной, как правило, проходят даром. Во-первых, потому что яйца курицу не учат, во-вторых, потому что мудрость необходимо стяжать на протяжении всей жизни, а не на еЈ закате.
Психологи утверждают - для нормального воспитания ребЈнка ему недостаточно иметь только маму и папу, но очень важно, чтобы на кухне суетилась ещЈ и бабушка, а дедушка, кряхтя и прихрамывая, водил внуков по грибным местам, рассказывал сказки, учил уму-разуму. То есть ребЈнку желательно иметь тесный контакт с тремя поколениями: родителями, прародителями и сверстниками - братьями, сЈстрами, друзьями. В этом случае у него сформируется объЈмное восприятие социальной среды и нравственных ценностей. К сожалению, далеко не каждая российская семья может похвастаться такой полнотой, в этом смысле неполных семей у нас гораздо больше, чем принято считать. Виновата в этом отчасти низкая продолжительность жизни - многие старики, особенно мужчины, просто не дотягивают до счастья - почувствовать себя дедом; отчасти - стеснЈнные жилищные условия - в маленькой двухкомнатной квартирке совместное проживание трЈх поколений может превратиться в эмоциональный ад. Но чаще всего виной служит неспособность самого старшего поколения, в силу причин, описанных выше, передать своим внукам запас накопленной мудрости и сердечной доброты. В результате процесс воспитания молодЈжи лишается важного элемента. Вполне вероятно, что именно отсюда растут щупальцы духовной деградации общества, преступности, наркомании, демографического кризиса - молодым трудно решиться рожать, если нет моральной поддержки родных.
У старости есть и ещЈ одно очень важное социальное значение - она является якорем жизни, последней еЈ координатой, к которой, родившись, человек идЈт всю жизнь и по качеству которой судится весь пройденный им путь. Если молодой человек не видит в старости идеала, которому хотел бы соответствовать, достигнув возраста, то соответственно он и не имеет возможности выстроить свой жизненный путь. В обществе начинается деморализация, разложение культуры, традиций, забвение истории, как следствие - ослабление национальной идентичности, ослабление государства. ВсЈ это мы сегодня имеем.
Осудим ли мы старость, утратившую свою мудрость и предназначение? Нет, потому что судить своих дедов и прадедов, по меньшей мере, аморально, мы не лучше их. Кроме того заповеди "чти отца своего и мать свою" ещЈ никто не отменял и не отменит до скончания веков. Мы должны отдать себе отчЈт в том, что утрата старостью своего предназначения и мудрости является прямым результатом апостасии - богоотступничества, охватившего весь так называемый "цивилизованный" мир, разговоры об эвтаназии в Европе и США - тому подтверждение. Несколько особняком в этом плане стоят исламские страны, в частности, народы Кавказа, где почитание старших сохранилось до наших дней. Так что же нам делать? Вероятно, выход только один - стараться жить в Боге, стяжать мудрость, терпение и смирение, чтобы, когда придЈт срок, не остаться бесплодным деревом, бесполезным и больным, но послужить своим близким на последок тем, чем должна служить старость.
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=10724