itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Данилов мастер

0
176
В православных церквях наряду со старыми иконами появляется много новых. Кто их пишет?

ДО РЕВОЛЮЦИИ в России работали тысячи иконописных мастерских. Потом остались лишь две - в Троице-Сергиевой лавре и Новодевичьем монастыре (нынешнее "Софрино"). В 1983 г. ослабло гонение на церковь, открылся Данилов монастырь. Для воссоздания его былого великолепия пригласили мастеров со всей страны, в том числе иконописцев. В мастерской, открывшейся в монастыре, трудились архимандрит Зинон (Теодор), священник Вячеслав Савиных, мастера из Троице-Сергиевой лавры. Сейчас в мастерской 15 художников. Они пишут иконы не только для Данилова монастыря: вместе с реставраторами, ювелирами ухаживают за храмами на трех подворьях, поддерживают домовые церкви в Московском доме ребенка и детском приемнике-распределителе.

Как пишутся сегодня иконы? По словам одного из самых опытных иконописцев мастерской Юрия Рябова, годится только доска из древесины, не содержащей смол, иначе они могут со временем выступить. Греческие иконописцы используют кипарисовые доски, наши - чаще липовые. С лицевой стороны мездровым клеем (из костей осетровых рыб) наклеивается льняная ткань - паволока. Выдерживается неделю - для придания дополнительной крепости и исключения трещин. Потом готовят левкас - смесь мездрового (или желатинового) клея и мела с добавлением олифы. Слой накладывают на паволоку и после высыхания полируют. Дальше наносится рисунок. После этого золотят фон иконы, нимбы святых. И только теперь иконописец приступает к живописи. Краски натуральные, изготовленные по старинным рецептам: яичный желток и дающий определенный цвет природный пигмент. Красный, например, дает киноварь, привозимая из Крыма, Афганистана. Минералы разбивают молотками, растирают с водой до состояния мельчайшего порошка и смешивают с яичным желтком. Готовую икону покрывают слоем олифы - она пропитывает краски, левкас и заходит даже в древесину. Это дополнительно склеивает все слои, делает краски насыщеннее, заставляет золото светиться.

Главное дело, которому иконописцы учатся всю жизнь, - написание ликов. Рябов говорит, что православные иконы изображают дух святого, а не лицо. Икона - это молчаливая литургия, которая может воздействовать на человека иногда сильнее самой службы. Настоящий святой лик лишен страстности, строгости, он не укоряет, не осуждает, приносит душе покой и умиротворение. Вершиной русской иконописи Юрий считает ХV век, эпоху Андрея Рублева. Эти иконы просты, написаны будто ребенком, а лики - неземные. К сожалению, позже из икон стала выхолащиваться духовность, добавляться, следуя западной моде, "красивость". Иконы превратились в предметы роскоши, их перегрузили ненужными деталями. Сейчас мастера возвращаются к традициям древней иконописи. Юрий придерживается русской традиции, рублевского стиля.

Несколько лет назад с Юрием произошел удивительный случай. Писал он небольшую икону аналойного размера, и во время работы руки все время были в масле, хотя масло нигде не используется, только в конце наносится олифа. Пока работал, удивлялся, но не задумывался - увлечен был. Потом только пришла мысль о том, что икона мироточила еще в момент ее создания. Никогда ни до, ни после ничего подобного с ним не происходило...

http://www.aif.ru/online/moskva/626/32_02
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Кочетова
Все статьи Ирина Кочетова
Последние комментарии