itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Храм в "две советских кухни"

Школа выживания православного прихода в Новой Зеландии

Новости Москвы 
0
146
Время на чтение 5 минут
Супруги Евгений и Мария КУЛАНОВЫ живут в Крайсчерче (Новая Зеландия). Евгений переехал туда с родителями в 1995 году. С Марией они поженились в 2001, и она вместе с мужем уехала из Москвы в Крайсчерч. В их семье двое детей - девочки двух и трех лет. Евгений окончил Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле (США), собирается стать священником.


Новая Зеландия. Благополучная страна, социально защищенная, с прекрасными климатическими условиями. Живут себе люди, живут, а потом раз - и решают прийти в церковь. Причем не в обеспеченную католическую, а в "проблемную" православную. В храм размером "в две советских кухни". Почему?

Евгений и Мария, молодые прихожане храма в честь святителя Николая Чудотворца, попытались об этом рассказать. Об их жизни за границей, о проблемах русской эмиграции, о приходе в Православие. Оказалось, что, несмотря на внешнее благополучие, проблем у наших бывших соотечественников в Новой Зеландии хоть отбавляй.

Говорят, рая на земле не бывает. Судя по пейзажам Новой Зеландии, в этом можно серьезно усомниться. Вряд ли где-то человек чувствует себя комфортнее. Рядом океан - бесконечная синева, с белыми гребешками на далеких волнах. Промышленных предприятий здесь нет - выхлопные газы не отравляют атмосферу. Сельское хозяйство развито - питание здоровое и разнообразное. Телевидение ориентировано на местную жизнь, новости из большого мира передают ограничено и выборочно - с нервами у населения все в порядке. Эмигрантов принимают хорошо: вид на жительство дают сразу, пока нет работы, платят социальное пособие (на которое действительно можно жить!). Приехав сюда после российской неуверенности в завтрашнем дне, наши ученые, медики, музыканты, учителя точно попадали в рай... Но потом начиналась настоящая ломка.

Укрепив здоровье, обзаведясь жильем, люди вставали перед вопросом: а что делать дальше? Продвигаться в профессиональном плане - не выйдет. Не верят новозеландцы нашему образованию. Будь хоть кандидатом наук, по должности станешь ниже простого специалиста. А захочешь подработать - яблоки, например, пособирать, - скажут: извините, у Вас для этого слишком высокое образование, не можем Вас взять. И куда идти? Пускай быт вполне благоустроен, но быт - это еще не жизнь. Чем заняться, какое применение найти своим силам и способностям? Вот и выходит, что человек невольно вслушивается в самого себя, задает себе вопрос: для чего я живу? Вспоминается Россия... И хочется в храм. К Богу. К своей вере. (Вот уж действительно идеальное поле для миссионерства!)

Вообще с эмигрантами так часто бывает. Хочется глотка родного воздуха на чужбине. Заходят люди в храм, "надышатся" - и уходят. Вроде бы душу отвели...

В Крайсчерче все было по-другому. Приходят люди в храм - а там пусто, неустроенно, не обжито. Все надо делать самим, а значит, именно на тебе, на том, кому все это зачем-то надо, лежит ответственность. Каким будет храм? И будет ли? Здесь уже не развернешься, чтобы уйти просто так: "Вы, ребята, молодцы, ну, мне пора, как-нибудь снова зайду". Здесь это становится твоим личным делом.

- Здесь к Православию приходят в меньшей степени под влиянием моды, традиций, в большей степени - в результате длительных размышлений, внутренних разговоров с самим собой, - говорит Евгений.

Как ребенок привел родителей в храм

Был в Николаевском приходе такой интересный случай. Мальчику дали прочесть книгу "Бабушкины стекла" Блохина. И он спросил: "Мама, а почему мы в церковь не ходим?" Дело в том, что он учится в англиканской школе, и у них там раз в неделю полагалось ходить в храм. Вот он и спросил, почему с классом они ходят в церковь, а с семьей - нет. Родители не знали, что ответить, задумались, стали появляться в православном храме. Потом они всей семьей крестились. Так ребенок привел родителей к Богу.

Путь Евгения к православию не был коротким. Теперь он, выпускник православной Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле (США), хочет стать священником. А несколько лет назад, обучаясь в университете Крайсчерча, он менял один факультет за другим: юриспруденция, психология, социология... "Хотелось быть полезным людям", - объясняет Евгений свои метания. По его словам, именно благодаря красоте Новой Зеландии он понял, чего хочет от жизни: много времени поводил на природе, любовался красотой мира, размышлял и - всерьез задумался о Боге и смысле жизни.

Мария пришла к вере еще в России. Познакомилась с Евгением у друзей, в один из его приездов в Москву, узнала, что он православный, заинтересовалась. Стала ходить в храм, исповедоваться, причащаться, появился духовник... Потом они с Евгением поженились, жить предстояло в Новой Зеландии. Это значило расстаться и со своим храмом, и с духовным отцом. Мария плакала, батюшка утешал: поначалу будет трудно, потом все образуется. Так и вышло.

Мария: Очень хорошо помню свои первые впечатления от Николаевской церкви. Живя в Москве, я привыкла к огромным соборам, храмам с богатой историей... И вот я приехала сюда и увидела совершенно крошечный храм, в котором священник бывает раз в три-четыре месяца, а значит, и причастие будет с такой же частотой. Это было самым трудным: я привыкла причащаться хотя бы раз в три недели. Но постепенно с этим смиряешься, вера и молитва укрепляют.

В приходе главное - священник. Он - отец духовный, отец-настоятель, часто "отец родной". Он и крестит, и причащает, и проповедует, и приходские дела ведет. Без него - никуда.

В Крайсчерче ни настоятеля, ни постоянно служащего священника долгое время вообще не было. А люди все равно приходили в храм, часами молились, простаивая за чтением богослужебных книг (читали те части богослужений, где можно обойтись без священника - часы, молебны, вечерню), а потом еще занимались бытовыми храмовыми делами. Такая сознательность лично каждого прихожанина у нас сейчас, увы, большая редкость.

Австралийско-Новозеландская епархия стала присылать в приход священников для совершения служб, сначала редко, потом чаще, а потом и настоятель в храме появился, отец Антоний. Со временем в приходе начались занятия с детьми, книги стали появляться, кассеты, видеофильмы... Друзья из России присылали церковную прессу, журналы, в том числе и "Фому". Приходская жизнь наладилась.

Евгений и Мария говорят, что хотя священник служит в храме редко - это не распустило приход. Напротив - все подходят к службе исключительно ответственно, все очень дружны между собой, помогают, подбадривают друг друга. В храме бывают знакомые, друзья нынешних прихожан, многие воцерковляются. В основном это русские эмигранты 90-х годов* (СНОСКА: Потомки первых эмигрантов, покинувших Россию в 20-30-е годы ХХ века, в православный храм не ходят. Некоторые из них стали католиками, некоторые вообще не религиозны. Большинство из них не знают русского языка.). Есть и одна новозеландка (правда, она жила некоторое время в Москве, изучала русский язык в МГУ, и муж у нее русский). Бывают на службах и православные сербы, изредка заходят болгары - церковнославянский язык, на котором служат в Николаевском храме, им понятен так же, как и русским.

Евгений: Наверно, стержень нашей общины - это сама совесть, личная ответственность каждого. Это некий барометр. Когда очень не хочется идти на службу, то задаешь себе вопрос: зачем все это надо? Зачем я иду в храм? И сам себе на него каждый раз отвечаешь. И служба для тебя уже - не машинальное делание. Это постоянная работа над собой. Русский человек всегда ищет глубокого общения, и ни одна религия не даст ему того, что дает Православие.

Статья опубликована в 3(26)-м номере "Фомы" 2005 г.

http://fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=66&article=1040
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алла Митрофанова
Достоевский и Апокалипсис. Глубокий
разговор про «Идиота»
25.10.2023
Валентин Петров: Человек-космос
Удивительные истории про Гагарина, Сергия Радонежского и клавесин Рахманинова
12.04.2017
На руках у Фредерики
Несколько историй про хоспис и любовь
26.03.2015
Дары волхвов
Что подарили Младенцу-Христу?
08.01.2014
Все статьи Алла Митрофанова
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06