Устранено одно из существенных препятствий для сближения Ватикана и Москвы: русским униатам (православным, признающим главенство Папы Римского) Ватикан отказал в поддержке. Именно их в течение минувших 15 лет Московский патриархат считал главным оружием Ватикана в обращении православных в "латинство".
Униатские Церкви созданы Ватиканом на территориях всех православных Церквей. В России такая структура тоже существовала с 1917-го по 1930-й и была возрождена в 1990 году.
Русские униаты ничем не отличаются от православных, кроме того, что на службе в качестве главы Церкви они поминают Папу Римского.
На прошлой неделе официальный сайт Московского патриархата предал гласности фрагменты письма представителя святого престола в РФ архиепископа Антония Меннини. В нем сказано, что создание экзархата Российской католической Церкви византийского обряда не имеет "юридического обоснования" со стороны Ватикана, а к активистам, действующим в России от имени экзархата, будут применены "некоторые меры канонического порядка".
Письмо Меннини закрепило июньские договоренности, достигнутые во время визита в Москву главного папского переговорщика кардинала Вальтера Каспера. Кардинал Каспер уже тогда заверил Московский патриархат, что "святой престол решительно против создания параллельных иерархических греко-католических структур в России". При этом кардинал указал, что "в России есть греко-католики, но руководить их пастырским окормлением должны епископы латинского обряда".
Если "русских униатов", ставших темой нешуточной церковной переписки, в России едва ли наберется две сотни, самих католиков - не больше 300 тысяч, то греко-католиков, отданных кардиналом в "латинское окормление", по разным оценкам, от 500 тысяч до 1,5 миллиона. Это граждане России, в основном проживающие в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке и работающие в нефтегазовой промышленности. Этнически это западные украинцы, потомки ссыльных царского и советского времени. "Крепкие, сплоченные, непьющие, многосемейные и многодетные, прекрасные работники, западенцы-униаты стойки в своей вере и никому ее не навязывают. При этом до сих пор молиться они могут только по домам, а священники приезжают к ним по большим праздникам и тайно", - говорит ГАЗЕТЕ Сергей Филатов, руководитель проекта "Энциклопедия религиозной жизни России".
Окормление этой громадной разрозненной паствы осуществляет католический епископ Иосиф Верт. В администрации его деканата, расположенного в Новосибирске, ГАЗЕТЕ рассказали о том, что пока удалось зарегистрировать лишь три украинских греко-католических прихода по всей Западной Сибири, где паства насчитывает 400 тысяч человек (всего в РФ зарегистрировано 5 униатских приходов). В Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Кагалыме, Копейске власти под любым предлогом отказывают им в регистрации. Очень трудно, по словам сотрудников деканата, пригласить в Сибирь священников из Украины - пока удалось привезти только двух.
"Права Украинской греко-католической Церкви должны быть защищены всем форматом российского законодательства, - заверил ГАЗЕТУ Максим Шевченко, директор Центра стратегических исследований религии и политики современного мира. - Если русские униаты - это чистый результат прозелитизма со стороны Рима, то украинские греко-католики - представители законной Церкви, объединяющей миллионы верующих на Западной Украине".
http://www.gzt.ru/rubricator_text.gzt?rubric=news&id=64054900000059011