И явились близ Орлова чудотворные иконы...

Прочитал в "Вятских губернских ведомостях" за 21 ноября заметку Владимира Крупина "Вятская Пасха" о Николо-Великорецком крестном ходе и стало больно и обидно за свой родной Орлов - один из старейших городов не только Вятки, но и России.

За свои семьдесят с лишним лет правления вандалы XX века разрушили весь исторический центр старинного Орлова, осквернили или разрушили до основания все 6 городских храмов, утрачен ряд ценнейших икон, в том числе и чудотворные. Я не знаю на пространстве России другой земли, где бы в течение веков было явление трех чудотворных икон: иконы Николая Чудотворца на реке Великой, иконы Нерукотворенного Спаса на болоте в 6 верстах по Московскому тракту от Орлова в сторону Хлынова-Вятки и иконы Иоанна Предтечи в 6 верстах от Орлова на север возле деревни Лугиничи.

О Николо-Великорецком крестном ходе сегодня широко известно и не только в России, а вот крестные ходы для поклонения к местам явления чудотворных икон Спаса Нерукотворенного и Иоанна Крестителя Господня вроде как забыты. О них мне и хочется напомнить православным христианам нашего Отечества.

На месте явления миру обеих икон в разные века были построены часовни, к каждой из них верующие ежегодно совершали крестный ход. Сами же иконы были перенесены в храмы города Орлова. Икона Иоанна Крестителя - в церковь Святой Троицы, икона Спасителя - в церковь Архангела Михаила Спасо-Орловского монастыря. Мне довелось видеть чудом уцелевшее во все смутные времена XX века "Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове Вятской губернии". "Описание", как значится на заглавном листе, составлено на основании монастырских актов в 1848 году. Автор "Описания" объявил себя только инициалами I.С.

Позволю себе привести несколько фрагментов из "Описания" и тем попытаться привлечь внимание православного мира к судьбе чудотворной иконы Спасителя и месту ее явления.

"При державе Государей, царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, при патриархе Московском Адриане, Преосвященный Иона, Архиепископ Вятский и Великопермский, имевший великую ревность украшать свою Епархию церковным благолепием и благоустроением монастырей, узнал, что близ города Орлова в лесу среди болота, под сосновым деревом находится с давнего времени устроенная часовня, в которой имеется бесценное сокровище, нерукотворенный образ Спасителя, прославившийся своим явлением на той сосне, под которой стоит эта часовня. Архипастырь удостоверился, что православные христиане с великою верою притекают в каждое лето к сему явленному образу, и многие недужные получают в молитвах пред сею иконою скорое исцеление от различных болезней. Итак, ревнуя о славе Божией, святитель начал помышлять о том, чтобы устроить где-либо обитель в честь сего чудотворного образа... Вскоре после сего Преосвященный Иона, путешествуя для обозрения Епархии, остановился в городе Орлове, сам осмотрел избранное для монастыря место и, обошедши оное и окропив св. водою, преподал благословение к созиданию святой обители".

Как далее сказано в "Описании", деревянная церковь Архангела Михаила, находящаяся в городе, "с помощью усердных жителей города Орлова была перевезена зимой в устраиваемый монастырь и в продолжение лета приведена к совершенному окончанию, а к освящению оной в день 14 сентября 1695 года перенесен с крестным ходом чудотворный образ из Спасо-болотной часовни. По завещанию Преосвященного Ионы доныне совершается туда из монастыря каждогодно торжественный крестный ход с чудотворным образом Спасителя дважды в год, а именно в 5-ю неделю по Пасхе и в 16-й день августа".

"Новоустрояемая Спасо-Орловская обитель не имела в самом начале своем никаких определенных средств ни к своему устройству, ни к содержанию, кроме добровольных пожертвований благотворителей. К числу первых благотворителей обители по всей справедливости принадлежит Преосвященный Иона...

Он дарствовал от себя на строение святого храма и на украшение чудотворного образа Спасова значительное количество денег".

"Преосвященный Тихон Митрополит Казанский пожертвовал образ Пресвятыя Богородицы Казанския в серебряном окладе, с сребро-позлащенною цатою и жемчужным убрусом, прислал колокол весом в пять с половиною пудов и железные часы на колокольню. Сбор доброхотных подаяний на создание монастыря совершался не только среди жителей Орлова и уезда, но "и в Хлынове-Вятке, куда образ приносили 1 сентября, и в Слободском, куда образ приносили на праздник св.Великомученицы Екатерины 24 ноября для всенародного моления. Был разрешен особый сбор подаяний на создание обители по Вятской и Пермской странам и даже в вотчинах именитого человека Григория Дмитриевича Строганова".

"Собранные от всех пожертвований немалые деньги позволили обустроить монастырь, и он стал составлять красоту города. "В центре монастыря взамен старой церкви, пришедшей в ветхость, был выстроен величественный Соборный Храм во имя нерукотворенного образа Спасителя вышиною 22 сажени, длиною и шириною 9 1/2 сажень... увенчанный позлащенным крестом".

Отыскать какие-либо документы, повествующие об обретении чудотворной иконы Иоанна Крестителя, пока не удалось, но живущие ныне участники крестного хода из Орлова к часовне, устроенной на месте явления иконы миру, вспоминают, что происходил он в день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля и был всенародным праздником.

Отыскать упоминаемые чудотворные иконы поможет только чудо, о восстановлении храмов в Орлове можно только желать, ибо тех состоятельных жителей города и прежде всего купцов, которые жертвовали на устроение храмов, расстреляли в годы революционной смуты, но восстановить часовни на местах явления икон задача посильная и необходимая - как покаяние перед нашими предками за содеянное зло.

Владимир Попов. г. Орлов

http://www.vgv.kirov.ru/numers/2003/19/6.htm
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Попов:
О восстановлении Патриаршества
17-19 ноября в Русской Православной Церкви состоятся торжества по случаю 90-летия восстановления Патриаршества в России
17.11.2007
Протестанты земли русской
Русский баптизм возник как воплощение векового народного богоискательства
19.09.2007
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019