Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Я пришЈл в этот мир

Татьяна  Шишова, Литературная газета

31.05.2005


И он показался мне гадок …

Один из новых предметов, прочно вошедший в школьную программу и ставший обязательным, называется довольно неуклюже - "Основы безопасности жизнедеятельности".

- Что это за инновация? - спросили мы знакомого преподавателя, когда сей предмет только появился.

- Да какая инновация! - махнул он рукой. - Та же гражданская оборона, в сокращении - гроб.

Но когда мы полистали учебники по ОБЖ, стало понятно, что новшество отличается от советского "гроба" кардинально. Во-первых, "гражданская оборона" преподавалась старшеклассникам, а не вчерашним детсадовцам. Во-вторых, на "гражданской обороне" обучали, как себя вести в конкретной и, что очень важно, маловероятной ситуации: "если завтра война, если завтра в поход".

В учебниках по ОБЖ опасность не локализована. Она везде и повсюду. Вся жизнь - сплошная опасность. Учебник для первоклашек А.В. Гостюшина уже на 5-й странице предупреждает: "Опасность сгущается, как тучи на горизонте". Второклашкам, среди прочего, тот же автор сообщает: "Если не помыть руки после общения с животными, можно заразиться паразитическими червями. Они бывают разные - глисты, эхинококки. Но все они вредны для человека, потому что живут у него внутри и, в общем-то, можно сказать, потихоньку его едят".

Да... неслабый образ... Черви, которые потихоньку едят семилетнего ребЈнка... Погладит кошку - и вот уже во власти червей. А если учесть, что в этом возрасте почти все дети много думают о смерти и что особенный ужас вызывает у них мысль о червях, гложущих покойника, "безопасность жизнедеятельности" впечатлительного ребЈнка оказывается под большим вопросом. Во всяком случае, психическая безопасность.

Не вселяют оптимизма и Е. Литвинов, А. Смирнов и М. Фролов. Перечислим всего несколько параграфов из их учебника для десятилетних учеников 5-го класса: "Город как источник опасности", "Ситуации аварийного характера в жилище" (подзаголовки: пожары, угарный газ, утечка газа, затопление, разрушение...), "Химические ожоги", "Отравление ядохимикатами", "Отравление медикаментами", "Чрезвычайные ситуации на транспорте...", "Опасные ситуации в метро", "Чрезвычайные ситуации на железной дороге"...

Короче, деваться некуда. Обложили опасностями со всех сторон, как волков.

Тексты вполне соответствуют названиям. На какой странице ни откроешь, расслабиться не дают: "23 мая 1994 г. в посЈлке Привокзальный Свердловской области сгорело 148 домов... Здания могут разрушаться при землетрясениях, из-за постоянных вибраций, взрывов газа, ураганов, наводнений или дефектов конструкции и недобросовестности строителей (представьте себе ребЈнка, который сидит на десятом этаже шестнадцатиэтажного дома и, готовясь к уроку, читает этот пассаж. - Авт.)... При отравлении снотворными средствами сон очень быстро переходит в бессознательное состояние с параличом дыхательного центра..."

В общем, всюду смерть.

Впрочем, если дитя, несмотря на свой малый возраст, супермен, надежда выжить у него есть. Вот полезные сведения: "Если автобус упал в реку, соблюдай хладнокровие и не стремись сразу покинуть салон, так как встречный поток воды не даст тебе этого сделать... Если нет другого выбора, прыгай за борт (корабля) - желательно с высоты не более 5 метров... Если ты провалишься в полынью и окажешься в ледовой крошке (месиво из разломанного льда), не паникуй..." (учебник Литвинова и КО для 6-го класса).

Сочно написано. Особенно про то, что не стоит паниковать, когда окажешься в ледовой крошке...

Даже названия многих глав звучат как похоронный марш: "Кодекс выживания городского пешехода" (учебник для 2-го класса), "Мой дом не моя крепость?!" А наши коллеги-психиатры недоумевают, откуда у 7-8-летних детей депрессии...

Но удивительно как раз другое: что не все дети ещЈ разучились улыбаться, смеяться, играть в прятки. Им же теперь с пелЈнок внушают, что "жизнь - это место, где жить нельзя".

- Но ребЈнка же надо как-то предупреждать об опасности! - воскликнет оппонент и будет прав.

Надо, конечно, но не на специальных уроках, не в таких лошадиных дозах и без такой навязчивой фиксации.

Скажем, гуляют мама с сыном по лесу, слушают пение птиц, радуются жизни и вдруг... ярко-оранжевый мухомор!

- Посмотри, какой красивый грибок! Я сейчас его сорву! - восклицает мальчик.

- Нет, сынок, - останавливает его мать. - Это ядовитый гриб. Он красивый, но есть его нельзя.

А потом они находят среди листьев земляники несколько лисичек, и мальчик узнаЈт, что лисичка как раз гриб съедобный, очень вкусный, и в нЈм никогда не заводятся черви. Вот правильная модель предупреждения об опасности. Модель, соответствующая традиционной для русской культуры картине мира. Мира, в целом гармоничного и доброго, с редкими, досадными и случайными, а не закономерными вкраплениями зла.

С большинством угроз, перечисленных в учебниках по "безопасности", большая часть детей, скорее всего, никогда не столкнЈтся. Значит, они чисто теоретические, потенциальные. А такая опасность, как ни странно, невротизирует гораздо больше, чем опасность реальная.

Реальная угроза ставит перед человеком необходимость активно отреагировать на неЈ. Реакция бывает разной: кто-то прячется, кто-то убегает, кто-то сопротивляется. Но главное, она есть! Когда же угроза виртуальна, на неЈ невозможно отреагировать адекватно. Живое воображение ребЈнка рисует ему всякие ужасы, они накапливаются в нЈм, как динамит. И когда масса становится критической, она может вызвать непроизвольный взрыв. Скажем, в виде внезапной вспышки агрессии или приступа отчаяния. А может возникнуть желание полностью отгородиться от мира и даже уйти в мир иллюзий.

Фиксация на теме безопасности и выживания только умножает страхи. Происходит то, что в среде психологов принято называть "нагнетанием катастрофического сознания". Которое лишь ещЈ больше обессиливает и обезоруживает детей.

Посильные навыки защиты надо давать как бы между делом, очень дозированно и по мере реального приближения опасности. ИдЈт класс в поход - рассказать про лесные пожары и про то, как не потеряться. Но, рассказав, всЈ равно надо смотреть за ребятами в оба. Они могут тысячу раз услышать про опасность и всЈ равно нашкодить. Тут дело вовсе не в знании - незнании, тут работают совсем иные механизмы: тяга к риску, желание противоречить взрослому, жажда самоутверждения, наконец.

Что же касается старших классов, то, не загружая учеников излишним теоретизированием, можно выделить час в неделю на практические занятия. Упор на навыки надо сделать потому, что в состоянии шока, в которое человек часто впадает в минуту опасности, теоретические знания мигом вылетают из головы. Выручает только автоматизм. А он вырабатывается в результате многократного повторения того или иного действия.

Великий кукольник С. Образцов, хорошо знавший на практике детскую психологию, считал, что детям до 5 лет нельзя даже "Красную Шапочку" в театре показывать, т.к. образ волка, пожирающего (хоть и временно) бабушку, может спровоцировать запредельные страхи. Разве дети со времЈн Образцова стали психически устойчивее? Отнюдь! Значит, их нужно оберегать ещЈ больше, и ни в младших, ни в средних классах никакого урока ОБЖ быть не должно.

Ну а освободившееся от страшилок время можно было бы использовать для обучения гораздо более важным вещам. Например, русскому языку, которым многие выпускники за десять школьных лет так и не успевают овладеть.

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg232005/Polosy/4_2.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме