Открытый храм в поселке закрытого типа

Любой гражданин нашей страны, мало-мальски знакомый с новостями постперестроечной России, немного поеживается, услышав слово "Шиханы". Ведь имеются в виду не горы посреди степи или тюркское словосочетание "повелитель ветров", а населенный пункт, известный как химический полигон. Однако, на мой непросвещенный взгляд, самое главное "оружие" здесь - исключительная приветливость и открытость военных химиков, их жен и детей. И нет в Шиханах более поразительной картины, чем седеющий офицер, который держит в руке первые весенние цветы, стоя перед дверями храма.
Шиханы - поселок закрытого типа, разделенный на "Шиханы-1" - для гражданских химиков, и на "Шиханы-2" - для военных... К военным я и отправилась в гости. Точнее - в церковь, освященную во имя святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских.

Отзвук былого

Мы едем вверх по улице Краснознаменной - мимо пятиэтажных домов, мимо неспешно шагающих людей с вербами в руках - прямо к маленькой шиханской церкви. По ходу следования на постаментах виднеются настоящие самолет, вертолет, зенитки: напоминают о военной принадлежности поселка. Порядок во всем, даже в расположении деревьев. Отсутствие рекламы, чистый воздух и спокойствие отсылают к легендарному времени "застоя", о котором любят рассказывать пожилые люди. Но вот и храм - словно на картинке: аккуратный, праздничный.

История Шихан началась в 1821 году с появлением здесь усадьбы графа Василия Васильевича Орлова-Денисова, генерала, героя Отечественной войны 1812 года. Графское имение было одним из самых больших и богатых в Вольском уезде. А в 1854-м на горе, недалеко от того места, где сегодня располагается храм, выстроили деревянную Свято-Никольскую церковь. В советские годы ее не стало, впрочем, так же, как и графских владений. Все ценности, хранившиеся в имении Орловых-Денисовых: редчайшие картины русских художников, почитаемые семейством иконы были переданы в музеи. Домашний театр, основанный женой одного из потомков Василия Васильевича, Ольгой Мейендорф, бывшей актрисой Мариинского, закрыли. Теперь, спустя почти столетие в здании театра располагается православная школа для детей и взрослых. А восемь лет назад на горе появилась церковь во имя святителя Николая - благодаря стараниям генерал-майора Николая Ивановича Алимова, возглавляющего военный объект "Шиханы-2"...

Храм на горе

Воскресное утро. Храм наполняется людьми. В день моего приезда воспоминается Вход Господень в Иерусалим, поэтому кажется, что небольшое помещение церкви заполнено еле видимой дымкой - от вездесущих и пушистых ушек вербы... Нарядные и тихие мальчишки и девчонки явно чувствуют себя в храме как дома: кто-то ставит свечи, кто-то ищет лавочку для старушки. На правом клиросе собирается детский хор - предмет особой радости настоятеля храма, священника Вячеслава Голощапова. На левом раскладывают ноты взрослые. Начинается Божественная литургия. В маленьком храме не протолкнуться.

После службы - знакомства. Вот на лавочке, прикрыв плечи пуховиком, сидит настоящая русская красавица: она только что пела в хоре, тихо, но очень проникновенно. Совершенно искренне удивляется:

- Вам понравилось, как мы поем?! А я вот думаю, нам еще чего-то не хватает...


Это Татьяна Синякова, регент. Причем музыкальной грамоте она выучилась только в церкви. Ее "коллега", певчая Ирина Климова, говорит об этом так: "Татьяна ничего не знала о нотах, кода пришла в церковь, а я ничего не знала о Православии, когда шла сюда петь. Наш регент учит нас тому, чего не узнаешь, разбираясь только в нотной грамоте". Сама Ирина Евгеньевна - педагог, ведет уроки музыки для учеников школы из "гражданского" поселка "Шиханы-1", расположенного в нескольких километрах от "военного". По мере сил старается детей просвещать - вводит в программу элементы курса "Основы православной культуры". К церковным праздникам, спектаклям на библейские сюжеты разучивает с ребятами тропари, соответствующие песнопения.

В основном, прихожане Никольского храма - это офицеры, их жены и дети. Подполковник Дмитрий Анатольевич Ефремов старается приходить на каждую воскресную и праздничную службы, если только по долгу другой службы, военной, ему не надо быть в наряде. Просто и четко он рассказывает о своей жене, которая привела его в храм, о детях: сыне Сергее, нынешнем воспитаннике Саратовской Духовной Семинарии, восьмилетней дочери Ирине, которая в церкви несет свое послушание.

Светлана и солдаты

Друг о друге в приходе говорят с естественной приставкой "наш". "Наш регент", "наш садовод", "наш ризничий", "наш бухгалтер", или просто - "наша Любовь Константиновна", "наши детки"... Невозможно написать обо всех разных и симпатичных "наших" прихожанах. Но есть одна женщина, которую нельзя обойти вниманием. О ней в шиханском храме говорят: "наш миссионер".

Светлана Казарова. Скромная женщина, норовящая убежать от фотообъектива и моих назойливых расспросов. Она была председателем православной общины с 1991 года. Следила за строительством церкви, давала ценные советы полковнику Бабичу, отвечавшему за возведение и обустройство храма. Именно с ее легкой руки и начала возрождаться церковная жизнь в Шиханах: была организована православная школа для детей и взрослых, собрана большая библиотека. Светлану любят и солдаты-срочники: им она читает лекции, проводит беседы. В военном госпитале помогает пациентам готовиться к таинствам Исповеди и Причастия.

Часто бывают в храме солдаты. Хотели прийти и в Вербное воскресенье, но не вышло: видимо, помешал перевод техники на летний режим работы. Улыбаясь, Светлана рассказывает о том, что и рядовые-мусульмане - частые гости в православном храме:

- Некоторые мальчики даже записки подают за здравие родственников, близких людей. А перед отправкой в Чечню вместе с православными надевали пояса с 90-м псалмом "Живый в помощи"...

Звонарных дел мастера

Карабкаюсь по почти вертикальной и узкой лестнице вверх - на колокольню, вслед за неугомонной стайкой мальчишек. Сейчас начнут звонить.

Вот оно - царство звука и света. С непривычки закладывает уши и перехватывает дыхание. Опрометчиво встала рядом с благовестом и получила "царский" удар по барабанным перепонкам. Теперь понятно, почему звонари на Руси были по преимуществу глухими... Но хозяин колокольни Свято-Никольского храма, подполковник Михаил Борисович Павлов, слышит очень хорошо. Он - кандидат наук, работает в Центральном научно-исследовательском испытательном институте. А звонарному искусству учился восемь лет назад в Москве.

Вот уже около двух месяцев при церкви работает школа колокольного звона. Учатся здесь не только школьники, но и солдаты. Они-то и попросили научить их азам звонарного мастерства. Михаил Борисович никому не отказывает. Теперь, когда подполковник Павлов в наряде, есть кому его заменить...

Каждому найдется дело

- Отец Вячеслав, мы с вами!- С этого возгласа началась наша с настоятелем поездка по Шиханам.

Человек шесть ребят забились на заднее сиденье машины священника. Каждый норовил быть экскурсоводом. Признаться, у меня не выдержали бы нервы от такого потока ребячьих эмоций и слов... А отец Вячеслав спокойно объясняет одному энергичному мальчику, что стоит вести себя потише...


Отец Вячеслав Голощапов начал окормлять приход храма во имя святителя Николая Чудотворца недавно. И если попросить каждого прихожанина охарактеризовать своего батюшку, получится такой собирательный портрет: "Он молод, весел, добр, но в то же время строг. А как занимается с нашими детьми! И Закон Божий преподает, и в спорткомплекс с ними вместе ходит, детский хор организовал при церкви. При этом и беседы с прихожанами проводит".

Дети не отходят от священника ни на шаг. Отец Вячеслав выслушивает тысячу и один вопрос, терпеливо на них отвечает, рассказывает о полководцах и истории России. Помогает разобраться в правилах настольных игр, организовать товарищескую встречу по футболу, конкурс на лучшую поделку или чаепитие. Говорит о своих ребятах так:

- Не подумайте, что храм для них - что-то вроде клуба по интересам. У каждого есть свое послушание: некоторые моют полы, чистят подсвечники, убирают территорию при храме, помогают в ризнице, участвуют в ремонте... У нас каждому найдется дело.

Шиханы - военный поселок, в котором жизнь идет по своим правилам. Однако здесь помнят о том, что значит быть настоящим воином Христовым.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/42.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Наталья Волкова:
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи автора