Огромное полотно, размером 3 на 4 метра, изображающее Звенигородского епископа Сергия с двумя мальчиками-служками во время молебна в Никольском храме Преображенского кладбища города Москвы "о даровании Победы оружию Советской Армии", почти 60 лет пролежало в свернутом виде.
Изображенный на картине епископ Сергий Ларин, до 1944 года принадлежавший обновленческой Церкви, затем, по его желанию, был воссоединен с Православной церковью и направлен служить в Одессу.
Живя в Москве, Сергий был очень дружен с художником Василием Яковлевым, с которым у них было очень много общего. В частности, они оба любили музыку Бетховена и Баха, а также имели общие воззрения по многим философским направлениям.
22 июня 1942 года Василий Яковлев присутствовал на богослужении, которое вел епископ Сергий, прося Бога дать Победу Советской Армии. Епископ поразил художника своей величественной манерой ведения службы. Так у него возникла идея написать так называемый "парадный портрет" владыки. Для этого он взял огромный холст высотой 4 метра и написал епископа и двух прислуживавших ему мальчиков, внуков епископа Анатолия Филимонова Толю и Колю, в роскошных золотых одеждах, яркость и блеск которых даже сегодня ослепляет зрителей.
Свою картину он писал два года и закончил только в конце 1944-го. Полюбоваться столь масштабным произведением в мастерскую художника приходили маршал Ворошилов, митрополит Крутицкий Николай, писатель Леонид Леонов и даже послы иностранных государств. Но после того как работа была закончена и передана в дар владыке, ее не видел никто. Намотанный на специальный валик, холст путешествовал вместе с владыкой по городам и весям, куда его забрасывала служебная необходимость - в Одессу, Ростов-на-Дону, Таганрог, Тулу, Астрахань, Томск, Пермь и даже Берлин.
Прибыв в 1964 году в Ярославль, уже будучи архиепископом, Сергий через некоторое время преподнес картину в дар художественному музею, а три года спустя скончался. С того времени холст развернули только один раз - в восьмидесятые годы, чтобы посмотреть, в каком он находится состоянии, а потом опять намотали на валик.
Впервые идея выставить картину родилась у сотрудников Ярославского художественного музея в канун 60-летия Победы.
"Нам хотелось показать это масштабное и, безусловно, очень красивое произведение именно к юбилею Победы, чтобы продемонстрировать единение всех духовных сил России в годы Отечественной войны, - рассказывает сотрудник художественного музея Марина Полывянная. - Это незаслуженно забытое полотно напоминает о том, что Русская Православная церковь и ее служители даже в трудные военные времена оставались носителями высоких патриотических чувств и были духовной опорой русского народа".
Любопытно, что пролежавшее столько лет в свернутом виде полотно очень хорошо сохранилось, и потребовалась лишь небольшая реставрация, чтобы придать картине первоначальный облик.
Теперь эту удивительную картину смогут увидеть не только в Ярославле. В конце мая полотно привезут в Москву, где оно будет показано в рамках всероссийского фестиваля "Интермузей-2005".
http://www.tribuna.ru/material/170505/4-1.shtml