Нравственная дилемма рынка

0
112
Время на чтение 5 минут
О негативном влиянии свободного рынка на нравственное состояние общества и личности написано достаточно много. Русский менталитет, воспитанный на Православии и немного на идеях социализма, не желает мириться с жестокостью, ложью и коварством общемировой системы экономического существования. В самом деле, индивидуализм, конкуренция, постоянная погоня за прибылью и успехом, стяжание собственности, стимулирование потребительского спроса, рассматривание ближнего своего не как брата, а как конкурента, совсем не способствуют воспитанию в человеке справедливости и милосердия. И даже там, где передел собственности давно завершЈн, где факторы криминала и коррупции сведены к минимуму, когтистая лапа капитализма не становится мягкой и пушистой. Разница между цивилизованным рынком и рынком диким лишь в том, что в первом варианте убираются острые негативные проявления, однако на уровне души лапа того же "хищного животного" продолжает жестоко и цинично рвать тонкую духовную плоть. В самом деле, о каком духовном росте и нравственном совершенствовании может идти речь, если для того чтобы выжить и не выпасть из той социальной прослойки, к которой принадлежит человек, он вынужден ежеминутно пребывать в конкурентной погоне за прибылью и личным успехом. Два часа в день, потраченные на что-то иное, по логике материального мира, приведЈт к снижению экономической эффективности субъекта рынка. Согласитесь, такая формулировка звучит как приговор всякой духовной жизни.

В тоже время, в духовной сущности человека есть другая крайность грехопадения, именуемая праздностью, леностью, пустословием, как следствие - пьянством и социальным иждивенчеством, она проявляет себя всякий раз, как только финансовые и социальные условия начинают этому благоприятствовать. Увы, далеко не каждая личность имеет творческое понимание труда и не каждая воспользуется свободным временем во благо. Вот и получается, что попытки философов и публицистов решить нравственную дилемму рынка неминуемо натыкаются на крайности человеческой природы, порождая либо утилитарные модели социально-политического устройства, в котором личность ни что иное, как конкурирующая экономическая единица, либо несбыточные мечты о справедливом обществе, где не будет нищих и богатых, и всЈ будет поровну. ПричЈм очень часто объектом негодования и даже ненависти таких горе- мыслителей, которым никак не удаЈтся свести концы своих теорий с концами реальной жизни, становится Христианство. Одни не могут простить Церкви того, что она существует на протяжении тысячелетий параллельно рынку, открывая свои двери как для бедных, так и для богатых. Для других же так называемых рыночников и прагматиков-дарвинистов, Христианство является весьма существенной помехой, вносящей идеалистическую смуту в их, на первый взгляд, гладкие умственные заключения о конкуренции и выживании. Для последних заповеди о милости, жертвенности, нестяжании представляются надуманной идеологической диверсией, тормозящей экономическое развитие.

Чем же в действительности является рынок, где та золотая середина, которая обеспечит одновременно конкурентоспособность экономики, социальную справедливость и высокий духовный уровень общества. Прежде всего, следует отметить, что человек - слишком сложная и многогранная система, каждый из нас переживает за минуту влияние сотен страстей, от желания кого-нибудь съесть или удовлетворить самые низменные потребности до стремления приблизиться к Богу и познать тайны мироздания. Поэтому золотая середина справедливой социальной модели общества - идеал, к которому можно и нужно стремиться, но который невозможно достичь в принципе. Одни и те же условия действуют на разных людей по-разному, к примеру, кого-то тяжЈлый военный быт толкает на подвиг, а другого в петлю. Кто-то, получив бесплатную похлебку, будет писать стихи и нюхать розы, радуясь наличию свободного времени, а кто-то возненавидит весь белый свет за такую подачку.

И всЈ же попытаемся понять, чем плох рынок и почему он необходим, как нам сделать его приемлемым для российской почвы. Раз уж мы с самого начала вскрыли суть проблемы и заговорили о духовных крайностях человеческой природы, то продолжим в том же ключе, пытаясь рассуждать с позиции Православия. Как уже было сказано, ценности рынка и христианства между собой несовместимы, только крайняя степень искажения Евангельской проповеди, которое не оставит от христианства камня на камне может свести концы с концами. Нечто подобное произошло у протестантов, в результате появилась протестантская этика - идеологическая опора капитализма, но уже не Христианство. В то же время, рынок с его законом конкуренции имеет и положительную сторону, подавляя другую негативную крайность человеческой натуры: он дисциплинирует, упраздняет лень, расхлябанность, вынуждает хранить трезвость и отвечать за свои поступки, как следствие - повышает производительность труда, качество товара, материальное положение общества. Вырисовывается примерно следующая картина: без конкурентоспособной среды мы рискуем деморализовать личность ленью и иждивенчеством, а при ударных темпах капиталистического труда - получить обездушенную, экономическую единицу. Разумеется, ни то, ни другое для нас неприемлемо.

Если мыслить религиозными категориями, то рынок в современных условиях является теми терниями, которые произрастила земля, после изгнания Адама из Эдема и, борясь с которыми, Адам в поте лица стал добывать хлеб свой. Библия не говорит, что тернии - благо для человека, но она отмечает их появление сразу после грехопадения Адама и это неспроста, вероятно, тернии стали необходимы для обуздания его отныне грешной природы или одной из еЈ крайностей.

Рынок своей жестокостью похож на войну, нормальный человек не может любить жестокость, но он вынужден в ней жить. Иногда, как раз прибывая в этой жестокости, он отвращается от мирской суеты и обращается к Богу. Подобное чаще всего происходит в солдатском окопе, когда до смерти два шага, но случается, что и с предпринимателями в Мерседесах происходит нечто подобное, когда, к примеру, жена уходит к более успешному партнЈру или неудачно заказывает киллеру своего бывшего супруга, чтобы не делить имущество. Правда, в Мерседесах духовное преображение случается реже, но всЈ же случается, вот тогда предприниматели жертвуют на храмы и больницы, а солдаты молятся. Впрочем, у солдата преимуществ всЈ равно больше, ему нечего отдать Богу кроме собственной жизни и горячей молитвы, а предприниматель, отдавая часть своего богатства, всЈ ещЈ надеется откупиться малой ценой.

Вера и духовный рост не бывают без подвига, без сложного ежедневного выбора, война и рынок создают для этого все необходимые условия. Если мы обратимся к отечественной истории, то увидим, что войны, несмотря на весь ужас близкого присутствия смерти, голод и холод, всегда нравственно преображали народ, вливали в его культуру новые питательные соки. Между тем после карательной операции США во Вьетнама американские психиатры впервые обнаружили у солдат своей армии, так называемый "вьетнамский синдром", обусловленный приступами садизма, ненависти, уходом в себя, самоубийствами, пьянством и наркомании. Позже этот синдром, правда, в меньшем масштабе, перекочевал в Россию, назвавшись афганским, а позже - чеченским. Спрашивается, почему же не было этого синдрома раньше? Не потому ли, что в обществе было сильно религиозное понимание войны как тяжЈлого испытания, победа над которым требовала не только физических, но и духовных усилий. То же самое и с рынком - мы сможем его освоить, не повредив душе, если будем воспринимать его адекватно нашему религиозному мировоззрению как хитрое и опасное животное, как поле для сурового испытания нашей веры, милосердия и справедливости. Мы должны помнить, что вера и духовность преумножается не в комфорте, а в подвиге и испытании. Нам никто не может запретить накормить нищего, взять на воспитание сироту. Только ли от избытка будем жертвовать? В конце концов, нам никто не запретит ограничить свои запросы, сказав себе: хватит мне и Жигулей, чтобы до храма доехать, а на Мерседес пусть копят другие.

ВсЈ выше сказанное предназначено для понимания нравственной дилеммы, которую рынок несЈт обществу и отдельной личности. России, к сожалению, не обойтись без капиталистических элементов экономики, но это не значит, что старики, инвалиды и беспризорные дети должны ставиться на один уровень с другими конкурирующими между собой гражданами, конкуренция им не по силам. Ни один здравомыслящий человек, а тем более православный, не можем мириться с существованием в нашем обществе беспризорности, обделЈнных стариков и инвалидов, которым не хватает средств на лекарства, с разрушенной недофинансированием системой образования и здравоохранения. Рынок - для сильных и молодых, для тех, кто имеет возможность конкурировать, для тех же, кого силы покинули государство и общество должно постоянно искать способы датирования. Только так, идя по пути свободной конкурирующей экономики, справедливого социального распределения доходов, крепя в сердце Православную веру, мы сможем приблизиться к приемлемой для нас экономической модели. Этот путь труден, но реален.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=9062
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Монах Савва (Степанов)
Лишних людей не бывает
Почему инвалиды и пенсионеры считаются обузой?..
12.08.2020
Вертикаль между Богом и человеком
Беседа с генеральным директором ООО «Инновационная мастерская «Отче Савва»
08.11.2019
Новый атеистический проект для России
Еще одна версия избиения православных священников в Тверской области
11.08.2011
Все статьи Монах Савва (Степанов)
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45