itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Исламские ценности должны быть понятны россиянам

0
102
Время на чтение 5 минут
Какое влияние оказывает ваххабизм на ситуацию на Северном Кавказе? Как ведут себя в условиях распространения "нетрадиционного" ислама представители властей и мусульманское духовенство? О положении в религиозной сфере в северокавказском регионе России рассказывает исполнительный директор Международной исламской миссии Шафиг-хаджи Пшихачев, который в течение 15-ти лет был муфтием Кабардино-Балкарии.

- Как вы относитесь к предложению о разработке идейной альтернативы ваххабизму?

- Я не совсем разделяю эту идею. Надо развивать то, что есть. С момента появления ислама на территории России он развивался здесь в традиционной форме, аккумулируя обычаи и традиции принимавших его народов. Мы должны внятно изложить исламские ценности современному российскому обществу - так, чтобы они были понятны широкому кругу россиян, и при этом сохранялся бы их сакральный смысл. Сейчас о них говорится лишь в религиозно-догматической или чисто научной форме, что приемлемо только для специалистов.

Необходимые для этого программы требуют затрат, но они окупятся сторицей. Пока же мы ощущаем финансовую подпитку только тех, кого называют ваххабитами.

- В чем причина роста популярности ваххабитских учений на Северном Кавказе?

- Идея "борьбы за чистоту ислама" была привлекательна тем, что она была абсолютно новым явлением в среде российских мусульман. Но я бы не сказал, что сегодня она захватывает всЈ больше умов. Эйфория пришлась на конец 90-х, когда число приверженцев "чистого ислама" постоянно росло. Представители старшего поколения в одночасье стали чуть ли не "неверными", причем слышать это им приходилось из уст молодых людей, прочитавших пару брошюр. Однако через некоторое время многие увидели, что дела так называемых амиров не сходятся с их проповедями. Если, например, в Кабардино-Балкарии слова амиров сначала были "истиной в последней инстанции", то затем верующие стали отходить от этого, несмотря на навешиваемый на них ярлык "предателя".

Социальная база этого явления - большое количество безработных молодых людей. Кроме того, в России отсутствует патриотическое воспитание. Не вырабатывается гордость за свою Родину. Молодежь чувствует себя вне внимания государства. Осуждая его за это, молодые люди проецируют свое отношение и на духовные управления мусульман, требуя от них отказа от сотрудничества с властями. Но духовные управления обязаны сотрудничать с государственными органами - как и общаться с молодежью. В результате они оказываются под перекрестным огнем. Таких молодых людей можно воспринимать как оппозицию официальному духовенству.

- Наверное, есть недостатки и в его деятельности?

- Конечно, они есть, и частично имеют объективные причины. После падения советской идеологии у людей возник огромный интерес к религии. Если в 1987 году в Кабардино-Балкарии было всего 20 мусульманских общин, то к 1997 году их стало 120. Религиозные деятели, вынужденные постоянно решать финансовые и бытовые вопросы, в какой-то степени превратились в хозяйственников, не отдавая себя проповедям в должной мере. ВсЈ это порождает невосприятие некоторыми молодыми людьми деятельности духовных управлений мусульман. Но после эйфории 90-х годов стало приходить отрезвление.

- Можно ли говорить о влиянии извне как о причине роста интереса к "чистому исламу"?

- Безусловно. Таким структурам оказывалась серьезная материальная и моральная поддержка. Могу сказать, что помощь оказывалась международными благотворительными организациями с молчаливого согласия государственных органов и при невмешательстве с их стороны. Правда, после 11 сентября 2001 года объемы помощи существенно снизились. Те, кто разыгрывал эту карту, сами столкнулись с этим явлением.

- Какое влияние оказывает распространение ваххабизма на общую ситуацию на Северном Кавказе?

- Проблема всЈ еще существует, но на положение в регионе практически не влияет. Где-то она выражена больше, где-то меньше, но на ситуации в целом это не отражается. Если раньше последователи "чистого ислама" призывали к практическим действиям, то теперь всЈ это превратилось в идеологическое движение. Внутри них самих произошел раскол. Остались единицы тех, кто, закатав рукава, отправился бы строить "шариатское государство". Люди осознают реальность, которая оказалась намного грубее. Не считаться с ней невозможно.

- Могут ли повториться события, аналогичные случившемуся в Дагестане в 1999 году?

- Это невозможно ни в Дагестане, ни в других республиках Северного Кавказа.

- Согласны ли вы с утверждением, что вторая чеченская война носит религиозный характер - в отличие от первой, начавшейся под знаменем сепаратизма?

- Нет, не согласен. Чем дольше идет война, тем больше ощущается ее нерелигиозность. Мы говорим о том, что, к сожалению, есть проблемы с ущемлением прав верующих. В Чечне это воспринимается особенно обостренно. Когда бомба уничтожила дом и семью, кто-то может сказать, что теперь это его джихад.

- О каких нарушениях прав верующих вы говорите?

- Вспомним высказывание президента Кабардино-Балкарии Валерия Кокова о том, что все мы, прежде всего, страдаем от безграмотности в религиозных вопросах... Как, например, оценивать заявление одного руководителя районного масштаба о том, что мусульманам нужно напомнить 1937 год? Что делать, если у девушки, покрывающей голову платком, возникают проблемы с трудоустройством?

Распоряжение местных властей привело к тому, что в мечетях Кабардино-Балкарии невозможна пятикратная молитва - значительную часть времени они просто закрыты. Нормально ли, когда у дверей мечети стоит представитель МВД и переписывает фамилии входящих туда людей? Когда силовики заявляют родителям: ваш сын - ваххабит, он должен от этого отказаться - а он не пьет, не курит и молится пять раз на дню? Мы понимаем озабоченность правоохранительных органов, но это тоже не подход...

- А по каким критериям "зачисляют" в ваххабиты? По бородам?

- Они уже давно не носят бород. Мы обвиняем ваххабитов в том, что они определяют, кто верующий, кто неверующий, исходя из своих собственных критериев. Но правоохранительные органы записывают в сторонники "чистого ислама" также исходя исключительно из своих установок. Они действуют привычными методами: главное - "не пущать".

- Не приведет ли это к росту ваххабитских настроений?

- Нет, поскольку родители занимают правильную позицию, советуя детям, что не надо подставляться. Они стараются не пользоваться методами силовых структур, не действовать одними запретами. Мать одной такой девушки говорила мне: "Я не хочу калечить ее психику, но очень беспокоюсь за судьбу дочери". А родительский авторитет в нашем регионе - это серьезный фактор.

- Есть ли на Северном Кавказе автономные мусульманские общины, не находящиеся под юрисдикцией духовных управлений?

- Насколько я знаю, нет. Для большинства населения духовные управления - достаточно авторитетны. В начале 90-х в Дагестане были серьезные проблемы. Стояла угроза создания трех духовных управлений, однако в итоге всЈ же появилось одно. Вряд ли кто-то пытается создать там сейчас альтернативные структуры, но к действующему духовному управлению есть претензии из-за некоторых объективных недоработок. Думаю, однако, что недавняя драка в дербентской мечети останется единичным, если не последним подобным случаем.

Достаточно сложная ситуация сложилась в Северной Осетии. Молодые люди, формально не выходя из-под юрисдикции канонического духовного управления, обособились во владикавказской мечети и не допускают туда представителей официального духовенства. При этом муфтий Северной Осетии Руслан Валгасов не получил должной поддержки со стороны властей.

- Как вы оцениваете политику местных и федеральных властей на Северном Кавказе в религиозной сфере?

- Сейчас, пожалуй, со стороны федерального центра чувствуется большее понимание ситуации в регионе. Впрочем, я вижу его и со стороны президента Кабардино-Балкарии Кокова. Многое зависит от исполнителей, от того, как они ведут себя при непосредственном контакте с верующими. Пока мы видим переоценку правоохранительными органами своих возможностей и недооценку ими реального положения.

Что касается федеральных властей, то, если в СССР было 4 духовных управления мусульман, то в России их 54. Лицом советских мусульман в мире была Международная исламская миссия. Теперь российских мусульман представляют сотни имамов, самостоятельно выезжающих за границу, бесконтрольно получающих там денежные средства на не всегда понятные цели... Нужно выработать стратегию международной деятельности российских мусульман, чтобы никто не ездил попрошайничать. Мы также ожидаем поддержки властей в защите прав верующих.

Беседовала Яна Амелина

http://www.rosbalt.ru/2005/04/28/206351.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Эдуард Попов
Все статьи Эдуард Попов
Последние комментарии