О тщеславии и гордости

Новости Москвы 
0
150
Время на чтение 5 минут
Как змея нектар цветков превращает в яд, так и тщеславие все добродетели превращает в пороки.
Архимандрит Рафаил (Карелин)


Православная Церковь относит "тщеславие" и "гордость" к смертным грехам. Если, например, сребролюбие, чревоугодие, зависть, блуд у подавляющего большинства людей вызывают негативное отношение, то вышеназванные страсти чаще всего попросту не замечают или извиняют. Между тем, по святоотеческому учению, они представляют наиболее серьЈзную опасность для духовного и телесного здоровья человека...

Об этом наша беседа с настоятелем Никольского храма в с. Малинники Сергиево-Посадского района священником Вячеславом Брегедой.

- Святые отцы учат разделять наши страсти на душевные и телесные. Если тело нуждается в тепле, пище, одежде, то душа ищет самовыражения, стремится к известности, славе. Тщеславие и гордость - чисто душевные страсти...

- Поговорим вначале о тщеславии, поскольку гордость проистекает из этой страсти. Слово "тщеславие" говорит само за себя - тщетная слава, т.е. временная, скоропреходящая.

Всем наверняка известна сказка про огонь, воду и медные трубы. Она очень поучительна. Человек в жизни может преодолевать самые невероятные препятствия и трудности, но вот пережить власть и славу, чтобы "не прилепиться" к ним душой, - оказывается, самое трудное из всех жизненных испытаний. Это очень хорошо видно на жизненном примере людей творческих профессий. То же можно сказать и в отношении политиков.

Биографии многих известных людей показывают, до каких крайних пределов может развиться в человеке страсть тщеславия, или, как еЈ ещЈ называют, "звЈздная болезнь".

- Значит, эта "болезнь" в основном свойственна творческим личностям?

- Тщеславие, если так можно выразиться, универсальная страсть. Иной любит красиво и модно одеваться и этим тщеславится, а иной ходит в рубище, постится, но превозносится своим подвигом. Однако страсть и в первом, и во втором случае одна и та же.

К сожалению, мы все в той или иной степени одержимы тщеславием. Это очень тонкая душевная прелесть. Враг рода человеческого постоянно старается развить в нас это нездоровое чувство, и борьба здесь очень трудна. Далеко не каждый может распознать в себе такую, без преувеличения, душевную болезнь. Тем более, что проявления еЈ многоразличны.

Важно понять, что человек может тщеславиться не только по поводу своих достижений и взлЈтов. Я общался с совершенно опустившимися бомжами и был крайне удивлЈн, как некоторые из них хвастались по поводу длительности своего проживания на помойках.

- Не секрет, что нам более приятно, когда нас хвалят, чем наоборот. Очевидно, это одно из свойств человеческой природы?

- Проблема не в нашем чувственном природном восприятии похвалы или хулы, а в правильном отношении к этому. Например, на одинаковую боль два человека реагируют по-разному. Один неистово кричит, а другой спокойно, мужественно терпит. Почему такое происходит во многом зависит от того, как эти люди были воспитаны.

Дело в том, что многие греховные привычки и наклонности мы приобретаем в самом раннем детстве. Очень часто можно наблюдать такую типичную сценку: один ребЈнок с гордостью хвалится перед другим своей игрушкой - вот, мол, у меня какая, а у тебя такой нет! К сожалению, родители в абсолютном большинстве не только не пресекают подобные действия, но, наоборот, поощряют. В результате дети вырастают своевольными эгоистами, и родители рано или поздно пожинают горькие плоды.

Неправильное воспитание также способствует тому, что некоторые наши природные особенности или свойства получают гипертрофированное "развитие", формируется духовно ущербная личность, и это, конечно, сказывается на всЈм образе жизни человека, на его духовном и телесном здоровье.

Святитель Кирилл Туровский повествует об одном землевладельце, который искал сторожа, чтобы охранять сад. ПричЈм он стремился найти такого человека, который не соблазнился бы прекрасными спелыми плодами. Долго ему не удавалось осуществить задуманное. Но вот однажды он встретил двух убогих - слепого и безногого - и предложил им стать охранителями его сада, полагая, что слепой не увидит плодов, а безногий не сможет их достать. Когда "сторожа" приступили к своим обязанностям, слепой сказал безногому: "Чувствуешь чудесный аромат зрелых плодов? Жаль, я не вижу, как они прекрасны".

Безногий ответил: "Неплохо было бы их вкусить?"

Тогда, поразмыслив, они решили так: безногий взобрался на плечи слепого... и таким способом они нарвали плодов. Хозяин, придя посмотреть сад, увидел, что он нарушен и потребовал у сторожей объяснений. Они долго препирались, но хозяин в конце концов распознал их хитрость и обличил недобросовестных сторожей.

Примерно в таких отношениях, как слепой и безногий, находятся душа и тело. Поэтому на Страшном Суде будут судиться не только души, но и тела.

- Каким путЈм можно преодолеть тщеславие, или какими средствами "лечить" эту страсть?

- В монастыре одному послушнику поручили читать синодики (помянники с именами). Однако он вскоре подошЈл к старцу и пожаловался, что при их чтении тщеславится. Старец ответил ему: "Ты, брат, хоть тщеславься, хоть не тщеславься, но синодики читай".

Эту страсть быстро невозможно искоренить. Лекарство от неЈ нужно искать в нашем святоотеческом наследии.

В житии преподобного Макария Египетского описывается такой случай. Однажды к преподобному пришЈл инок и стал просить совета, как спасти свою душу. Преподобный посоветовал ему сначала пойти на кладбище и начать хвалить покойников. Когда инок возвратился, старец спросил у него, как отреагировали покойники на похвалу. Инок ответил, что они молчали. Тогда старец послал его второй раз ругать покойников. По возвращении на вопрос преподобного последовал тот же ответ. Выслушав инока, старец сказал, чтобы и он поступал так же.

Очень точно и Јмко подобную мысль выразил в одном из своих стихотворений гений русской словесности А.С. Пушкин: "Хвалу и клевету приемли равнодушно..."

- Понятно, что нужно бороться с нашими нездоровыми душевными проявлениями. Но какие при этом у нас должны быть главные жизненные ориентиры, направление?

- Один известный врач любил постоянно повторять: "Спешите делать добро". Главное - стараться делать добрые дела не ради похвальбы, не для того, чтобы тебе памятник воздвигли, но чтобы жить доброй нравственной жизнью. Прежде всего, вышесказанное должно проявляться по отношению к ближним.

Святые отцы также поучали, что если делаешь добро, то каждый раз как бы начинай с нуля, говоря себе, я ещЈ ничего не сделал доброго - как сказано в Евангелии, чтобы левая рука не знала, что делает правая.

Что можно ещЈ к этому добавить? Приходишь ли на новую хорошую работу, занимаешься ли делом, которое тебе, быть может, не по сердцу, во всех случаях необходимо всегда честно по совести исполнять свой долг - будь ты уборщик мусора, санитар, врач, инженер... - кем бы ты ни был... Такой должен быть главный жизненный принцип.

- Насколько наша сегодняшняя действительность соответствует тому, о чЈм Вы говорили?

- К сожалению, сейчас в нашей повседневной жизни происходит обратное явление. Всевозможная реклама, развлекательные журналы, многие телевизионные передачи направлены на то, чтобы человек захотел стать популярным, известным... Подобным образом искусственно подогревают страсть тщеславия.

Самое страшное, что всЈ это становится некой жизненной целью - "высокими" ценностями. Человек стремится, чтобы его увидели, узнали, оценили достоинства его дачи, квартиры. Несомненно одно: это всЈ - навязанные ложные ценности и очень нездоровое явление в нашей жизни. Христианский путь - совершенно иной...

Приход Никольского храма в с. Малинники

Сергиево-Посадского р-на Московской обл.

просит оказать посильную помощь

в восстановлении храма.

Р/с 40703810740380101794,

Сергиево-Посадское ОСБ N 2578

"СБЕРБАНК РОССИИ", г. Москва,

к/с 30101810400000000225,

БИК 044525225, ИНН 5042049783.


http://www.russdom.ru/2005/200504i/20050423.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Марченко
Все статьи Марина Марченко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04